Речевое развитие дошкольников в процессе знакомства со сказками.
Влияние знакомства детей дошкольного возраста со сказками на речевое развитие.
Всё чаще педагоги говорят о проблемах в развитии речи у современных детей. Существует великое множество методик и технологий которые плодотворно влияют на речевое развитие воспитанников детских садов. Одним из них является знакомство со сказками. Еще до появления педагогики как науки взрослые знакомили с фольклором подрастающее поколение и не спроста. На интуитивном уровне они ощущали какое мощное воздействие художественное слово имеет.
Сказка дарит яркие эмоции, вносит разнообразии, учит доброму.
Во время прослушивания сказки расширяется словарный запас, развивается связная логическая речь, формируется умение задавать вопросы, конструировать слова и предложения.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.
Необходимо не забывать, что необходимо учитывать возраст ребенка при подборе сказок, чтоб не напугать совсем маленьких крох и быть интересными детям постарше
В дошкольной педагогики применяют следующие формы работы со сказкой:
- пересказ
- сочинение сказочных историй
- придумывание своего окончания
- добавление нового героя
- Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
- Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…
В младшем дошкольном возрасте необходимо подключать атрибуты, которые будут героями сказки. Должно быть максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только манипулируя с предметами, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
Сказка в жизни детей занимает особое место: с ее помощью детишки очень рано овладевать речью и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании нравственности и норм морали.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Роль сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников
Сказки, как средство развития творческих способностей детей дошкольников. Из опыта работы воспитател