Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по экологии в подготовительной группе на тему «Метеорология»

Проект «Метеорология в детском саду». Подготовительная группа
Актуальность.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Цель проекта: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека через создание условий образовательной среды.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике;
- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Гипотеза:
- знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;
- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Предполагаемый результат:
- дети получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
- дети приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
- получат представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о количестве выпавших осадков;
- расширят знания о приметах по определению природных явлений, пословицах, поговорках о погоде.
Этапы реализации проекта:
• вводный этап;
• практический;
• аналитический.
Вводный этап:
• сбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
• изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;
• составить перспективный план работы над проектом.
Практический этап:
• изготовление приборов-помощников;
• сбор информации для оформления альбомов;
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Реализация проекта.
Ежедневно дети подготовительной к школе группы проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- определяют температуру воздуха;
- измеряют количество осадков с помощью дождемера;
- с помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.
Выставляют показания в дневнике наблюдений.
Делают прогноз погоды на текущий день.
Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям.
Содержание проекта.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Детский сад «Брусничка» ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Результативность реализации проекта
За время реализации проекта «Метеорология в детском саду» у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.
Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми метеорологическими приборами.
У некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Вывод.
Мероприятия проекта «Метеорология в детском саду» смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Викторина для детей подготовительной группы детского сада «В мире профессий». Конспект
Опубликовано: 484 дня назад (15 января 2023)
Просмотров: 558
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Маклакова # 21 января 2023 в 16:18 0
Интересный проект, беру на заметку, т.к. тоже повышаем у детей уровень экологической грамотности.... Ваша наработка пригодится мне в реализации проекта "Эколята - дошколята". Спасибо.