Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Учебные ситуации и упражнения на уроках обществознания, 11 класс

Разработка кейса по формированию патриотизма на уроках обществознания у учащихся 11 классов
В современном школьном образовании одной из основных задач является формирование навыков у каждого учащегося и помощь в их реализации, а также развитие творческого потенциала. Для этого можно использовать такую технологию как case studies или кейс – метод, которая позволяет решать различные задачи, ситуации при помощи проблемно-ситуативного анализа, иначе помогает применять знание теоретического материала в практике. Кейс – метод дает возможность школьникам проявить активность, самостоятельность, право каждом высказать собственное мнение. Как правило в кейс – методе нет одного верного ответа, их может быть несколько, важно, чтобы точка зрения была доказана.

Принято выделять несколько типов кейсов:
1. иллюстративные учебные ситуации – состоят в том, чтобы на практике научить школьников порядку принятия верных действий в представленных условиях;
2. учебные ситуации с указанием определенной проблемы в точный промежуток времени – анализ ситуации и самостоятельное принятие решения по проблеме;
3. учебные ситуации – не определена точная проблема, только дана статистика, мнение общества и т.д., учащимся необходимо самостоятельно поставить проблему, отметить различные пути ее решения с рассмотрением различных имеющихся источников;
4. прикладные упражнения, в которых дается определенная ситуация и необходимо найти ее решение – найти способы решения проблемы.
Исходя из вышеперечисленного в школе как правило используют учебные ситуации без определенной проблемы, где учащимся необходимо самостоятельно ее сформулировать и при помощи дополнительной литературы найти ее решение или учебные ситуации с конкретной проблемой и учащимся необходимо ее решить.

Решения метод – кейса включает в себя следующие этапы:
I. Знакомство с ситуацией и ее особенностями.
II. Выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
III. Работа в группе, где школьники делятся мнениями, идеями, устраивают «мозговой штурм» для нахождения общего решения, или же работа индивидуально.
IV. Анализ последствий принятия какого-либо решения.
V. Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса, указание на возможное возникновение проблем, а также механизмы их предотвращения или решения.

Кейс разработан для проведения на уроках обществознания в 11 классе, в ходе изучения 3 главы «Политическая жизнь общества».

Цель кейса: сформировать у учащихся чувство патриотизма, гражданской идентичности, правовое воспитание.
§ 20. Политика и власть.
Задачи:
1. Воспитание творческой деятельности.
2. Научить работать в группе.
Задание:
Разделитесь на 4 группы для эффективной работы. Придумайте название партии, эмблему. Сформулируйте программу партии, где будут представлены цель, задачи, которые необходимо решить. Подумайте на основе региона проживания в какие сферы общественной жизни вы направите свою деятельность? Почему?
§ 21. Политическая система.
Задачи:
1. Научить правильно излагать свои мысли.
2. Способствовать формированию правового воспитания.
Задание:
В части 1 статьи 1 Конституции РФ прописан факт того, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Как вы считаете так ли это? Аргументируйте свой ответ.
§ 22. Гражданское общество и правовое государство.
Задачи:
1. Способствовать формированию критического мышления.
2. Способствовать формированию логического изложения мыслей.
Задание:
Существует такое мнение, что без гражданского общества не будет правового государства. Верно ли это высказывание? обоснуйте свой ответ и изложите в форме эссе.
§ 23. Демократические выборы.
Задачи:
1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
2. Способствовать формированию гражданской идентичности.
Задание:
Гражданин РФ Петров В.Н. 35 лет проживающий на территории России последние 10 лет, имеющий второе гражданство Белоруссии, изъявил желание участвовать в выборах Президента РФ в качестве самовыдвиженца. Оформил заявку, однако центральный избирательный комитет отклонил его документов, хотя они были заполнены верно. В чем заключается причина отклонения заявки гражданина Петрова В.Н.? Напишите признаки граждан имеющих право быть избранными Президентом РФ.
§ 24. Политические партии и партийные системы.
Задачи:
1. Научить работать с информацией, выделяя главные моменты.
2. Способствовать формированию гражданской идентичности.
Задание:
С сайта Министерства юстиции РФ выберите одну партию из официально зарегистрированных в РФ и дайте характеристику по следующим критериям:
1. Название партии, год основания.
2. Лидер партии и несколько слов о нем.
3. Программа партии (цель, задачи, направление деятельности).
4. Кто имеет право вступать в данную партию.
5. Основной электорат партии.
§ 25. Политическая элита и политическое лидерство.
Задачи:
1. Научить работать с информацией и определять необходимое.
2. Способствовать формированию критического мышления.
Задание:
Найдите статьи о внутренней или внешней политике России за последние 5 лет, где рассматриваются действия политических лидеров в политическом процессе. Проанализируйте статью по критериям:
1. Название статьи, автора и несколько слов о нем.
2. Содержание статьи.
3. Действия лидера.
4. Ваше мнение относительно процесса.
5. Ваши действия в сложившейся ситуации, если бы вы оказались в ситуации описываемой в статье?
§ 26. Политическое сознание.
Задачи:
1. Способствовать формированию политического сознания учащихся.
2. Способствовать формированию критического мышления.
3. Научить работать с информацией, выражать свои мысли.
Задание:
Сравните политические идеологии: либеральные, социалистические, консервативные и фашистские. В чем их особенность? Когда возникли, в связи с чем? Какая идеология на ваш взгляд является лучшей и почему? Какую роль играет политическая идеология в государстве?
§ 27. Политическое поведение.
Задачи:
1. Способствовать формированию правового воспитания у учащихся.
2. Способствовать формированию гражданской идентичности.
Задание:
Представьте, что сейчас идет март 2024 г. и проводятся выборы президента РФ. Вы услышали, что гражданка 25 лет Иванова О.В. аргументируя свою неявку на избирательный участок указала, что не желает реализовывать право избирать и быть избранной. Дайте определение данного поведения гражданки Ивановой О.В. Аргументируйте свой ответ.
§ 28. Политический процесс и культура политического участия.
Задачи:
1. Научить составлению анкет и проведению их.
2. Способствовать формированию коммуникативных умений учащихся.
Задание:
Представьте, что вам нужно выполнить проект посредством проведения социологического опроса на тему: «Политическая культура учащихся 10-11 классов». Составить план, отражающий процесс написания проекта. Сформулировать вопросы респондентам и определить примерные результаты, которые вы ожидаете. Предложите способы улучшения политической культуры старшеклассников.
По окончанию изучения главы учащиеся 11 класса сдают свое портфолио с результатами работы.
В ходе решения заданий в кейсе формируются такие универсальные учебные действия учащихся как:
- личностные: воспитание гражданской идентичности, патриотизма, правовой культуры, творческое воспитание;
- коммуникативные: выслушивают ответы, корректируют ошибки, умение аргументировать свое предложение, умение сотрудничать друг с другом и с учителем;
- познавательные: владение проектной деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления;
- а также формируются регулятивные учебные действия.

Таким образом, кейс-метод является эффективным средством в обучении обществознанию. Соответствует поставленным цели и задачам, а именно в ходе выполнения заданий по кейсу у учащиеся формируется гражданская идентичность, патриотическое и правовое воспитание. Также формируются личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Старшеклассники учатся работать с информацией, определять главные моменты, а также составлять проектную работу.

Рекомендуем посмотреть:

Практическая работа по обществознанию в 11 классе по теме "Мораль" Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Практическое занятие по обществознанию. Как написать эссе Конспект урока обществознания с презентацией, 11 класс. Религиозные объединения и организации в РФ
Опубликовано: 679 дней назад (18 января 2023)
Просмотров: 1519
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!