Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения

Урок - практикум по обществознанию 10 - 11 класс
Тема: «Факты и суждения»
Цель урока: формирование социальной и информационной компетенций учащихся на уроках обществознания
Задачи урока:
1. определить терминологию «факт, суждение»
2. определить признаки факта и суждения
3. определять фактические предложения
4. определять оценочные суждения
Планируемые результаты:
Предметные: опыт самостоятельного получения и применения новых знаний по заданной теме
Метапредметные:
• регулятивные
• коммуникативные
• познавательные
Личностные: ценить и принимать базовые ценности «патриотизм», вырабатывать самостоятельную гражданскую позицию
Основные понятия: факт, суждение, объективность, субъективность, очевидность
Оборудование урока: проектор, доска, газетные статьи
Ход урока
1 этап
Приветствие – вступление учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас важный урок: урок-практикум в рамках подготовки к ЕГЭ, и одновременно занятие, где вы получите навыки и умения, которые всегда пригодятся вам в жизни.
Видео-ролик «Город Иваново»
Ребята, общеизвестно, что наш районный центр – это город Иваново. Сейчас я предлагаю вспомнить события, которые проходили не так давно в Иванове, а именно событие празднования Дня рождения города.
Вспомните, какую дату, сколько лет отмечали ивановцы этим летом? 143 – летие города Иваново.
Вы все ребята довольно взрослые, и были на этом мероприятие, т.е. имеете представление, что это за событие, как оно проходит. Давайте подумаем, что это было за событие? Событие состоялось? Состоялось. Это свершившийся факт. Попробуем прокомментировать, т.е. оценить это мероприятие, но с разных точек зрения.
2 этап
- Работа в группах
Сейчас я попрошу вас разделиться на 3 группы и составить комментарии участников по поводу этого мероприятия.
1 группа – представители торговли + ГИБДД
2 группа – Медицинские службы (03) + Музыкальные коллективы (Томас Андерс)
3 группа – Отдыхающие горожане + Службы правопорядка, полиция (02)

1. Представители торговли
- рост прибыли
- рост продажи
как отнеслись? ХОРОШО
2. Музыкальные коллективы
- прибыль, гонорары
- аплодисменты, слава
как отнеслись? ХОРОШО
3. ГИБДД
- много нарушений
- штрафы, ЧП
- повышенная напряженность
- больше работы
как отнеслись? ПЛОХО
4. Отдыхающие горожане
- отдых, развлечения
- приятные эмоции
- положительные впечатления
как отнеслись? ХОРОШО
5. Медицинская служба
- повышенная напряженность
- больше работы
- травмы, пьяные
как отнеслись? ПЛОХО
6. Службы правопорядка
- много нарушений
- штрафы, ЧП
- повышенная напряженность
- больше работы
как отнеслись? ПЛОХО
3 этап
– Определение темы, целей урока
Т.о., мы с вами оценили событие, которое, на первый взгляд, вызывало только позитивные отзывы и встречалось на «Ура».
Ребята, событие одно? Одно. Это событие свершилось? Да, т.е. это факт. А оценок много? Много. Оценки разные? Разные.
- О чем же мы будем говорить сегодня?
- О фактах и оценках, суждениях.
- Важно уметь отличать, где нам сообщается просто факт, а где уже идет оценка события?
- Да.
- Ребята, чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?
Цель: научиться отличать факты и суждения.
4 этап
– Работа с обществоведческой терминологией
1) Определение терминов
Для начала давайте разберемся с обществоведческими терминами:
Что такое факт? Что такое суждение? Попробуйте сами сформулировать, как вы понимаете термин «факт».
Ученики выводят понятие («мозговой штурм»).
Запись в тетради:
1. Факт - реально произошедшее (происходящее) событие, явление, процесс.
2. Суждение – мысль, высказанная человеком и отражающая его позицию, включающую утверждение или отрицание чего-либо.
2) Определение признаков фактов и суждений
Признаки факта:
• Объективность — В повседневном обиходе под этим подразумевают факторы или процессы, которые не зависят от воли или желания человека (человечества). Это понятие обозначает, что предметы, их особенности и проявления существуют вне и независимо от субъекта. Объективность противостоит субъективности — предвзятости (предубежденности).
• Проверяемость по разным источникам (письменным, материальным …)
Подсказка для ЕГЭ: характерны цифры, даты, %, + можно подставить «Известно, что…» или «Доказано, что…».
Провокация
Как вы думаете, очевидность происходящего может являться признаком факта?
Слайды иллюзий.
Т.О. , не все, что мы видим, является фактом! Будьте внимательны: фото, видео, звуки могут нас обманывать! Иногда намеренно вводить человека в заблуждение! Очевидность не всегда признак факта, поэтому единственным критерием она быть не может.

Признаки суждения:
• Субъективность — это выражение представлений человека (субъекта) об окружающем мире, его точка зрения, основанная на чувствах, убеждениях и желаниях.
• Отражает особенности восприятия мира человеком, связанные с его статусными социальными характеристиками (пол, возраст, социальное происхождение, материальное положение). Пример: 8 Марта – в зависимости от пола - мужчины и женщины по-разному воспринимают этот праздник.
Подсказка для ЕГЭ: характерны речевые обороты «считаю, думаю, видимо, кажется, скорее всего…» и эмоциональная окраска в предложение.
____________________________________________________________________________
5 этап
– закрепление материала
Практические задания - Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
1. В стране прошел второй тур президентских выборов.
2. Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре.
3. По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни.
4. Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.
1 2 3 4
А А Б Б
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно.
(2) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия.
(3) Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете.
(4) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

1 2 3 4
Б А А Б
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет.
(2) Им задавались различные вопросы о браке, разводе и воспитании детей.
(3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом.
(4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
1 2 3 4
А А А Б

Задания с источниками
Прочитайте материалы газет и определите, где предложения носят фактический характер, а где - характер суждений.

Д/З: Составить 3-5 предложений фактического характера и 3-5 предложений - суждений, используя газетный материал

9 этап - Рефлексия
1. Что нового мы узнали на уроке?
2. Что такое факт и суждение?
3. Каковы признаки факта и суждений?
4. Оцените свою работу на уроке сами, используя цветные круги на партах (довольны ли вы своей работой):
• Красный – отлично
• Зеленый – хорошо
• Синий – удовлетворительно
• Фиолетовый – неудовлетворительно

Прощание, спасибо за работу на уроке! Успехов на ЕГЭ!

Рекомендуем посмотреть:

Практическая работа по обществознанию в 11 классе по теме "Мораль" Практическое занятие по обществознанию. Как написать эссе Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Разработка урока по русскому языку в 11 классе с презентацией. Подготовка к ЕГЭ

Похожие статьи:

Практическое занятие по теме «Теория графов»

Практические задания по теме графы, деревья, гамильтоновы циклы графа

Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс
Опубликовано: 3681 день назад (24 ноября 2014)
Просмотров: 7073
+3
Голосов: 3
Елена Валерьевна Посаженникова # 28 ноября 2014 в 14:28 +1
Ольга Владимировна! Только учитель, который готовит детей к ЕГЭ может оценить необходимость и актуальность Вашей работы! Конспект урока прекрасно структурирован. Уверена, занятие было интересно и очень полезно детям! Известно, как учащиеся затрудняются выполнять этот тип заданий! Спасибо Вам! Обязательно воспользуюсь вашим материалом! Примите мой голос.
Ираида Анатольевна Толстопятова # 3 января 2015 в 10:16 +1
Очень сложная тема, но на вашем уроке дети быстро наверное усваивают материал. Оставляю вам свой голос!
Марина Станиславовна Гарастюк # 17 февраля 2015 в 09:24 0
Ольга Владимировна! Вы подготовили очень полезный практикум. Как правило, задания рассмотренные вами в уроке, всегда вызывают трудности на экзамене. Мне очень понравился ваш оригинальный подход введения в тему. Я думаю ваш урок-практикум действительно поможет ученикам не допустить ошибок при выполнении подобных заданий. Единственное пожелание углубить тему и ввести еще один термин - характер теоретических утверждений. Спасибо за вашу работу!
Ярослав Витальевич Кузнецов # 14 июня 2015 в 12:42 0
Хорошая разработка. Методически разработка составлена правильно. Тип урока соответсвует месту урока в учебном процессе.Больше всего интересна рубрика ПРОВОКАЦИЯ. Очень интересно , спасибо