Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Анализ текста.
(1)Идёт лесник по тихой тр…пинке пр…б…рает…ся сквозь ч…щ…бу а потом переб…рает…ся через топкий лесной ручей. (2)Ветер треплет густую крону лип разв…вает зелёные верхушки берёз. (3)Только в дубовой л…стве такой густой что кажет…ся даже в ливень она (не)пр…м…кает ветер запутывает…ся и стихает.
(4)Вот лесник ост…навл…вает…ся у (не)высокого деревца накл…няет…ся. (5)Нет (не)п..ганки р…стущие (з,с?)десь пр…вл…кают его вн…мание. (6) Лесник от…скивает в сумке инструмент пр…ступает к работе и вот уже из тела дерева вынут (не)большой блестящий кусоч…к мета(л,лл?)а осколок сн…ряда. (7)(Н…)чего (не)бесп…койтесь скоро рана обр…стёт к…рой и дерево будет жить (по)прежнему. (8) А вот он пор…внялся с дубком который уже перенёс такую(же) оп….рацию. (9) Теперь и (не)найдёш… его раны молодая к…ра ср…вняла даже шрам. (10)Ост…навл…вает…ся Лукьян Куз…мич… возле р…стков сосны нежно пр…к…сает…ся к ним и от его пр…к….сн…вения они ласк…во к…вают пушистыми верхушками. (11)Вот(бы) сюда пр…ве…ти тех скептиков которые пол…гают буд(то) сосна (не)может р…сти на чернозёме думает он. (12)В его п…томнике выр…ще(н,нн?)о более ми(л,лл?)ионов саженц…в листве(н,нн?)ых и хвойных пород.(13)Перед возвр…щением домой можно и перед…хнуть и лесник пр…слоняет…ся сп...ной к стволу вслушивает…ся в без…ску….ный перезвон птичьих гол…сов. (14)Вдруг к пр…выч…ным зап…хам пр…мешивает…ся горько(солёный) вкус чего(то) г…релого. (15)Что (за) нав…ждение (16)Где(же) г…рит (17)(С)с…бой только сумка с (не)мудре(н,нн?)ым инструментом да пара с…пог а (в)переди зловеще бл…стая уже пр…бл….жают…ся змейки плам…ни. (18)Лесник оч…щ…ет землю от сухих листьев спешит пр…в…зм…гая боль в обож…(н,нн?)ых пальцах пог…сить пламя и вот уже один(за)другим дойдя до очище(н,нн?)ой земли гаснут огне(н,нн?)ые ручейки. (19)Лесник спасший гектары леса выт…рает пот (со)лба. (20)Туда где только(что) бушевало беше(н,нн?)ое пламя и берёзки стояли (в)переме…ку с осинками возвр…щает…ся мгла.
ЗАДАНИЯ.
1. Какую проблему раскрывает автор текста?
2. Определите стиль текста.
3. Определите тип речи текста.
4. Выпишите из предложения №1 слово(а), в которых кол-во букв и звуков не совпадает.
5. Из предложений №1-3 выпишите слово(а) с оглушением.
6. Подберите синоним к слову скептик (предложение № 11)
7. Из предл. № 13 выпишите слово(а), состоящее(ие) из прист., корня, суф., оконч., суф.
8. Определите склонение у существительных из предложения № 4.
9. Из предложений №19-20 выпишите разносклоняемое(ые) существительное(ые).
10.Определите разряды имён прилагательных из предложения № 3.
11.В какой форме употреблён(ы) глагол(ы) в предложении № 7?
12.Определите вид глагола в предложении № 17.
13.Из предложений №17-20 выпишите деепричастие(я).
14.Определите разряд, вид, время у причастия из предложения № 5.
15.Из предложений №13-16 выпишите местоимение(я), укажите разряд.
16.Из предложения №11 выпишите служебные части речи.
17.Определите части речи в предложении №15.
18.Из предложений № 4-6 выберите сложносочинённое.
19.Найдите грамматическую(ие) основу(ы) в предложении №8.
20.Дайте характеристику предложению №18.
21.Определите тип придаточного в предложении №3.
22.Из предложений № 13- 14 выпишите все три вида подчинительной связи.
23.Из 2-го абзаца выпишите 3-4 вида изобразительно – выразительных средств языка.
ОТВЕТЫ:
1. Экологическую.
2. Художественный.
3. Повествование.
4. Пробирается, перебирается.
5. Сквозь, через, берёз.
6. Маловер, Фома неверящий.
7. Прислоняется, вслушивается.
8. Лесник – 2 скл., деревце – 2 скл.
9. Пламя.
10.Дубовой – отн., густой – кач.
11.Не беспокойтесь – повел. накл., обрастёт, будет жить – изъяв. накл.
12.Несов. вид.
13.Блистая, превозмогая, дойдя.
14.Действит., несов. вид., наст.вр.
15.Чего-то – неопределённое.
16.Вот бы, будто, не , на.
17.Частица, сущ.
18.6.
19.Он поравнялся, который перенёс.
20.Сложное, состоит из 2-х частей, союзное, сложносоч., первая часть осложнена однор. сказ., обособл.
обст., выраженным деепричастным оборотом; вторая часть осложнена обособл. обст., выр. деепр. об.
21.Определительное.
22.Согласование – безыскусный перезвон; управление – прислоняется к стволу; примыкание – примешивается вдруг.
23.Метафора – тело дерева, рана обрастёт, сосны кивают, олицетворение - дерево будет жить, дубок перенёс операцию.
Анализ текста.
(1)Крыльцо и те(р,рр?)а(с,сс?)а дома были засыпа(н,нн?)ы снегом уже давно слежавшимся пористым и хру(п,б?)ким. (2)Я вышел на те(р,рр?)а(с,сс?)у и дыша холо…ком зимы пост…ял (з,с?)десь (н…)сколько м…новений. (3) Почти в ту(же) м…нуту на перила те(р,рр?)а(с,сс?)ы слетел вор…бей и пр…к…выляв по ним (н…)много в мою сторону ост…н…вился словно в ож…дани…. (4)Я узнал того хроменького вор…б…я который всегда пр…буждал (во)мне жалос…л…вое чу…ство когда поп…дался на глаза так(же) как и нынче. (5)В к..рмане у меня было печенье оставшееся от завтр…ка и сохр…нё(н,нн?)ое спец…ально для подобного случ…я. (6)Я ра(с,сс?)кр…шил его на перилах радуясь что могу д…ставить вороб…ю хоть (н…)сколько пр…ятных м...нут. (7)Но вор…бей (не)стал кл…вать и посм…трев лиш… (из)дали на ра(с,сс)кроше(н,нн?)ое печенье вдруг снялся и полетел оставив меня угад…вать в (не)доумении (на)что он мог обид…т…ся. (8) Я пост…ял подышал полным студё(н,нн?)ой прелести воздухом и х…тел уже вернут…ся в дом как откуда(то) (с)разу налетели вороб…и. (9)Мне стало отч…тл…во ясно что этот хроменький (о,а?)повестил всех о том на перилах есть чем по…к…рмит…ся.
(10)Вор…б…и совсем (не)боясь меня стали склёв…вать крошки а хроменькому почти (н…)чего (не)досталось. (11)Но мне хотелось думать что он испыт...вает уд…влетв…рение от выполне(н,нн?)ого им долга т…варищества. (12)Драч…ливые вор…б…и только и ищ…щие пов…да для (с,сс?)оры сильны однако своим с…дружеством.
Задания.
1. Выпишите из предложения №1 слово(а), где количество букв и звуков не совпадает.
2. Выпишите из предложений №1-3 слово(а), где произошло оглушение звуков.
3. Выпишите из предложения № 4 слово(а) с проверяемыми гласными в корне слова.
4. Выпишите из предложения № 4 слово(а) с непроизносимой согласной в корне слова.
5. Подберите синоним(ы) к слову «в недоумении» ( предл. №7).
6. Подберите антоним(ы) к слову «удовлетворение» ( предл.№11)
7. Выпишите грамматическую основу из предл. №1.
8. Выпишите по 1 примеру каждого типа подчинительной связи словосочетаний из предл. №1.
9.Из предл. № 4 выпишите слово(а), образованииые суффиксальным способом.
10. Подпишите все части речи в предл. № 4.
11. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным
обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (из предл. 3-7)
12. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением и вводным словом ( предл. 10-12).
13. Определите стиль текста.
14. Определите тип речи текста.
15. Выпишите из 1 абзаца изобразительно – выразительные средства языка, используемые автором.

Ответы:
1. Крыльцо, терраса.
2. Холодком, здесь, проковыляв.
3. Воробья, попадался.
4. чувство.
5. Озадаченность
6. Разочарование
7. Крыльцо и терраса дома были засыпаны.
8. Согл. – снегом слежавшимся ( пористым, хрупким).
Упр. - засыпаны снегом.
Прим. – слежавшимся (уже) давно.
9. хроменького, пробуждал, жалостливое, попадался.
10. Ч. речи.
11. 3.
12. 12.
13. Худ.
14. Повествование.
15. Эпитет – хрупкий снег.
Метафора: Холодок зимы,
Олицетворение – воробей мог обидеться.
Оксюморон – студёная прелесть.
Анализ текста.
На охоте.
(1)Был пр…красный июльский день один из тех дней которые случают…ся только тогда когда погода уст…н…вилась (на)долго. (2)С самого утра небо ясно утрен..яя з…ря (не)пылает пожаром а разл…вает…ся кротким румянцем. (3)Солнце ещё (не)раск…лён…ое как (во)время знойной засухи а тускло(б…гровое) как перед бурей светлое и пр…ветл…во(луч…зарное) всплывало над длин…ой туч…кой освежая её. (4)Туч…ка бл…стала и блеск её был подобен блеску кован…ого серебра. (5)В такие дни около (полу)дня обыкновенно по…вляют…ся высокие обл…ка они поч…ти (не)трогают…ся с места но далее к (небо)склону они сдвигают…ся и кое(где) между ними пр…б…вают…ся (с)верху (в)низ сверкающие солнеч…ные лучи.
(6)Точь(в)точь в такой день я охотился за тетеревами. (7)(В)течени… дня я настрелял довольно много дичи наполнен…ый рю…зак (не)мил…сердно д…вил мне плеч…. (8)Вечерняя з…ря погасла и в воздухе ещё светлом хотя (не)оз…рён…ом более лучами восх…дящего солнца нач…ли густеть и разл…ват…ся холодные тени. (9)Быстрыми шагами прош…л я кусты взобрался на (не)большой холм и вместо ож…даемой зн…комой р…внины с белой церк…вью (в)отд…лении увидел совершен…о другие (не)зн…комые мне места. (10)У моих ног т…нулась узкая д…лина а (с)права возвышался ч…стый осин…ик. (11)Я ост…н…вился в (не)доумени… и огл…нулся. (12) Да подумал я куда(же)это я попал Видимо я чере…чур забрёл (в)лев… (13)Я поскорее выбрался на другую сторону холма и пош…л заб…рая (в)право. (14)Я добрался до леса но там (не)было (н…)какой дороги какие(то) (не)скошен…ые низкие кусты широко ра…ст…лались (передо)мной а за ними далеко далеко виднелось пустын…ое поле.
(15)Между тем ночь пр…бл…жалась и р…сла как грозовая туча. (16)Всё кругом быстро чернело и утихало одни перепела (из)редк… кричали.
(17)(Не)большая птица (не)слышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (18)Я уже с трудом разл…чал отд…лён…ые предметы только одно поле белело (во)круг. (19)Я отча…н….о устремился (в)перёд словно вдруг дог…дался куда следовало идти обогнул бугор и оч…тился в (не)глубокой кругом ра…п….хан…ой л…щине.
(20)Я окон…чательно уд…ст…верился в том что заблудился совершенно и уже (н…)сколько (н…)ст…раясь узн…вать окрес..ные места поч..ти совсем потонувшие (во)мгле пош…л прямо по звукам (на)угад.
(21) Около (полу)часа ш…л я так (с)трудом перест…вляя ноги. (22)Казалось что (от)роду (не)бывал я в таких пустын…ых местах (н…)где (не)было видно (н…)огонька (не)слышно (н…)звука. (23) Бе...конеч...но т…нулись поля кусты словно (из)под земли вст…вали перед самым моим носом. (24)Я уже соб..рался пр…лечь где(н…будь) до утра как (не)ож..дан…о узнал куда я заш…л. (25) Эта мес…ность была извес…на у нас под названием Бежин Луг. И.С. Тургенев «Бежин Луг».

Задания:
1. Выпишите из предл. №1 слово(а), где количество звуков и букв не совпадает.
2. Подберите синоним(ы) к слову «пылать» (предл.№2)
3. Подберите антоним(ы) к слову «раскалённые» (предл.№3)
4. Определите лексическое значение слова « лощина» ( предл. №19).
5. Определите способ образования слова « установилась» ( предл. №1)
6. Определите постоянные морфологические признаки слова «погода» ( предл. №1)
7. Определите ( подпишите) все части речи в предл. №7.
8. Определите склонение имён существительных в предл. № 10.
9. Определите разряд имён прилагательных в предл. № 2.
10. Определите разряд местоимений в предл. №6.
11. Укажите, в какой форме ( наклонении) употреблены глаголы в предл. №8.
12. Определите вид у глаголов и глагольных форм в предл. № 13.
13. Из предл. № 6-9 выпишите производный)е) предлог(и).
14. Из предл. № 7 выпишите по одному примеру всех видов подчинительной связи в словосочетаниях.
15. В 1 абзаце найдите № сложносочинённого предложения, в котором предикативные части ничем не осложнены.
16. Из предл. № 6-10 найдите бессоюзное сложное предл., в котором предикативные части ничем не осложнены.
17. Дайте синтаксическую характеристику предложению №9.
18. Дайте синтаксическую характеристику предложению №14.
19. Из предл. №15-20 найдите предложение сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, осложнённым однородными сказ., обособленным обстоятельством, обособленным определением, однородными обстоятельствами.
20. Определите стиль текста.
21. Определите тип речи текста.
22. Сформулируйте проблему текста.

Ответы:
1. День, которые, только, установилась.
2. Гореть.
3. Потухшее.
4. Лощина – низменная долина с пологими склонами.
5. Суффиксальный.
6. Нарицательное, неодуш.
7. Части речи в предл. № 7.
8. Долина – 1 скл., осинник – 2 скл.
9. Раннего – кач., ясно – кач., утренняя – отн., кротким = скромным - кач.
10. Такой – указат.
11. Погасла – изъяв., начали – изъяв., густеть – инф., разливаться – инф.
12. Выбрался – сов.в., пошёл – сов.в., забирая – несов.в.
13. В течение, вместо.
14. Согл. – рюкзак наполненный, управл. – резал плечо, настрелял дичи, прим. – резал немилосердно.
15. №4.
16. №7.
17. Простое, осложнено однор. сказ. и однор. определ.
18. Сложное, сост. из 4-х предикат. частей разные виды связи, 1-2 – соч., 2-3 – бессоюзная, 3-4-соч., 4-я часть осл. уточн. обст.
19. №20.
20. Стиль – худ.
21. Тип речи – повеств. с элементами описания.
22. Проблема – случай на охоте. Встреча с Бежиным Лугом – милым сердцу местом.
Анализ текста.
(1) Подли..ый п..зажист всегда знает где можно найти самый густой ин…й где р…стут самые м…огучие ели в стране какие краски нужны для реч…ного ветра и какие для дождя в сумерках. (2) Если(бы) он написал (обо)всём этом то получилась(бы) книга увл…кательная и (не)п…хожая (ни)( на) что в литературе.
(3) Подли…ый художник(п…зажист) работает под открытым небом (в)течени… любого врем…ни года и при всякой погоде даже в те ок…янные дни когда над о…тая…вшими б…лотами валит мокрый снег с дождем с…поги полны лед…ной воды и п…рыв…стый ветер рвет (во)все стороны подрамник. (4) Ведь как(же) в другие дни (не)увид…шь всех красок хмурости (не)уюта т…ж…лого неба всех красок того врем…ни что называет…ся весен…им (не)настьем мокропогодью.
(5) Труд подли…ого п…зажиста ( не) только труд живопис…а но и подли…ого п…тр…ота.
(6) Его полотна поэма о России. (7) По¬добно Есенину он может с полным осн…ванием сказать И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь.
(8) Эту шестую часть земли славят наши замечательные худож¬ники. (9) И как любили говорить в ст…рину, «честь им и слава» за( то) что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли!

Задания к тексту:
1. Какая(ие) проблема(ы) затронута(ы) в тексте?
2. Выпишите из 3 абзаца порядковое числительное.
3. В какой форме употреблены глаголы в предложении 2 ?
4. Выпишите из 1 абзаца слово с чередующейся гласной в корне.
5. Укажите номер с/п предложения с однородным подчинением придаточных.
6. Укажите номер предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именами существительными.
7. Выпишите разносклоняемое имя существительное.
8. Выпишите из 4 предложения 2 имени прилагательных, одно из которых качественное, второе - относительное.
9. От глагола «знает» образуйте все возможные формы причастий.
10. Из предложения 2 выпишите все местоимения.
11. Из 1 абзаца выпишите все глаголы совершенного вида.
12. Из предложения 5 выпишите сочинительный союз.
13. Из последнего абзаца выпишите притяжательное местоимение.
14. Укажите номер с/п предложения с придаточным условным.
15. Из 2 абзаца выпишите производный предлог.
16. Из 5 предложения выпишите слово с оглушением согласной.
17. Из 6 предложения выпишите слово( слова), в которых количество букв и звуков не совпадает.
18. Из 9 предложения выпишите слово( слова) с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием.
19. Подберите синоним(ы) к слову «мокропогодь».
20. Какие средства выразительности речи использует автор? Приведите примеры.
21. Определите стиль речи данного текста.
22. Определите тип речи данного текста.

Ответы:
1. Как работают художники – пейзажисты, какие качества отличают художника,
как они выражают любовь к родине?
2. Шестую.
3. В условном наклонении.
4. Растут.
5. 1.
6. 6.
7. Время.
8. Кач. – тяжёлого, отн. – весенним.
9. Знающий – действ. прич. наст вр.; знавший – действ. прич. прош. вр.
10. Он, всём, этом, что.
11. Найти, написал, получилась.
12. Не только, но и.
13. Наши.
14. 2.
15. В течение.
16. Труд.
17. Его, России.
18. Показывают, безмерную.
19. Слякоть.
20. Ряды однородных членов, эпитеты, метафоры, анафору, риторическое восклицание.
21. Публицистический.
22. Рассуждение с элементами описания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Практическое занятие по обществознанию. Как написать эссе Разработка урока по русскому языку в 11 классе с презентацией. Подготовка к ЕГЭ Рекомендации для родителей: Как поддержать ребенка в период экзаменов
Конспект урока развития речи в 5 классе по учебнику Разумовской. Микротема текста. Абзац | Конспект урока русского языка, 5 класс
Опубликовано: 3199 дней назад (23 июля 2015)
Просмотров: 60246
+7
Голосов: 7
Анастасия Викторовна Кузнецова # 23 июля 2015 в 20:17 +3
Галина Николаевна,здравствуйте!Ознакомилась с Вашим материалом.Вами представлен подробный анализ нескольких текстов.Отработав по такому примеру,думаю,каждый школьник легко справится с подобным заданием и,конечно же, получит положительную отметку.Голосую
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:39 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Раиса Владимировна Коломыцева # 23 июля 2015 в 21:32 +3
Добрый вечер, Галина Николаевна! Сформирована прекрасная работа над текстом, что позволит выпускникам удачно освоить материал и прекрасно сдать экзамен, голосую!
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:39 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 июля 2015 в 00:07 +2
Галина Николаевна,здравствуйте! Спасибо за конкретный и полный материал, за большую проделанную работу. Внучке сдавать ЕГЭ. Будем готовиться.Голосую +1
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:40 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Елена Александровна Конышева # 24 июля 2015 в 15:36 +3
Добрый день! Очень полезный материал для учителей русского языка! А для детей-это целая совокупность заданий для совершенствования своих знаний: расставить знаки препинания, заполнить пропуски по орфографии, плюс задания к тексту. Отличная идея!
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:41 0
Спасибо!
Ольга Васильевна Яковлева # 24 июля 2015 в 18:09 +4
Здравствуйте, Галина Николаевна. Подробный, нужный материал Вы опубликовали. Разработка, несомненно, будет востребована учителями русского языка. Творческих успехов! голос
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:41 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Ирина Николаевна Ступченко # 25 июля 2015 в 14:36 +2
Какая нужная и полезная публикация для тех, кто готовится к сдаче экзамена. Ваша работа будет востребована многими педагогами. Спасибо и голос!
Галина Николаевна Сыромукова # 26 июля 2015 в 21:07 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Надежда Боевна Кикеева # 28 июля 2015 в 17:47 +2
Полезный и нужный материал для учителей русского языка при подготовке к ЕГЭ. В старших классах работа по анализу текста ведется регулярно, поэтому Вашу работу добавят себе в копилку многие, в том числе и я. Понравился подбор текстов для анализа (не во всех указан автор, произведение). Спасибо за труд. Мой Вам голос.
Галина Николаевна Сыромукова # 28 июля 2015 в 18:23 0
Спасибо!
Нурлыуль Нахимжановна # 12 января 2022 в 10:00 0
Большое спасибо за очень хороший подбор текстов и их анализ! Творческих успехов Вам!