Факультативное занятие по обществознанию 11 класс «Пишем эссе»
Цель: совершенствование навыков написания эссе по обществознанию в ЕГЭ.
План занятия
1.Домашнее задание – анализ эссе на заданную тему по критериям
2.Новые приемы написания эссе: 1) вступление-перефразирование
2) постановка проблемы
3) кольцевая композиция «тезис-аргумент-вывод»
3.Анализ чужого эссе с применением нового приема
4.д/з
1. Проверка д/з:
Проанализируйте домашнее эссе другого ученика, определите какие части текста соответствуют критериям по написанию эссе.
Вспомним критерии оценивания эссе:
К 1. Раскрытие смысла высказывания
К 2. Характер теоретической аргументации (тема раскрывается с опорой на обществоведческую терминологию, классификацию, типологию, понятия, теоретические положения, выводы). – 2 балла (наличие ошибочных с т. зр. обществознания положений ведет к снижению оценки на 1 балл).
К 3. Качество фактической аргументации (факты и примеры, которые соответствуют теме,почерпнутые из различных источников – СМИ, история, литература, география, факты личного социального опыта, личное наблюдение – 2 балла; использование фактов только личного опыта – 1 балл).
Определите сильные стороны, отметьте недостатки, предположите, как можно исправить недочеты.
2.Новые приемы написания эссе:
1 прием - во вступление перефразировать цитату своими словами.
Для справки уточняем, что такое эссе: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные».
Исходя из названных определений, можно выделить следующие
признаки эссе:
1. Наличие конкретной проблемы или вопроса
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления
3. Небольшой объем
4. Свободная композиция
5. Непринужденность повествования
6. Парадоксальность
7. Внутреннее смысловое единство
Начинать эссе целесообразно с четкого и ясного определения собственной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к данному утверждению», « В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что мне кажется спорным» (способов выражения согласия или несогласия достаточно много).
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе, перефразировав его своими словами. Не стоит дословно повторять утверждения, ставшее темой эссе.
Рассмотрим пример №1. В качестве темы выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу науки». Выпускник может передать смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос – всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) наука?»
Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который с одной стороны показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой стороны – позволяет перейти к основной части эссе.
Пример №2.
Эссе на тему: «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)
Новорожденный малыш с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения - только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
Пример №3
«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»(В. А. Сухомлинский). Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания. В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность.
Пример №4.
«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).Данное высказывание посвящено весьма актуальной социологической проблеме. Автор поднимает проблему семьи, как самой ценной ячейке общества.
Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным.
2 прием – правильная постановка проблемы
1. Определить ключевое понятие высказывания (Ориентир – обществоведческие понятия, использованные в цитате).
2. Определить связь цитаты с областью и разделом обществознания (философия, познание, психология и т.д.)
Задание: найди верное соответствие между проблемой и высказыванием.
Проблема / Высказывание
1. Значение конкуренции в экономике. 1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман» (В.Паккард)
2. Методы рекламы в экономике. 2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок» (Э. Гроув)
3. Роль государства в экономике. 3. «Кто покупает лишнее, в конце концов, продаёт необходимое» (Б. Франклин).
4. Значение сбережений в бизнесе. 4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек).
5. Понятие «свобода» в экономике. 5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Д. Колеман)
6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике 6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит)
7. Рациональное поведение потребителя. 7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф. Хайек).
8. Перераспределительная функция налогов. 8. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей)
9. Балансирование доходов и расходов 9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс)
10. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности. 10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо)
Задание: самостоятельно сформулируй проблемы в темах эссе.
Высказывание / Возможная проблема
1. «Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура)
2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс)
3. "Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)
4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет» (Ф.А.Хайек)
5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает» (П. Буаст)
6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан)
7. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку»
9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус)
10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон)
14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа». (Б. Франклин)
Переход от проблемы к рассуждениям –
прием «от обратного» (противопоставление) или вопрос самому себе.
Пример: «Любая власть должна, в первую очередь, опираться на закон». Что произойдет, если власть будет действовать не по законам?
3 прием – тезис – аргумент – вывод
1. «Тезис» - мысль, идея, которую ты выражаешь и которая требует доказательства
2. «Аргумент» – доказательства (исторические факты, явления общественной жизни, литературные ситуации, жизненный опыт, научные доказательства), с помощью которых подтверждаешь истинность тезиса
3. «Вывод» - обобщение вышесказанного в одном предложении
Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить.
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
В заключении не забудь обобщить промежуточные выводы и сделать заключительный главный вывод!
Рекомендуем посмотреть:
Практическая работа по обществознанию в 11 классе по теме "Мораль"
Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения
Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Разработка урока по русскому языку в 11 классе с презентацией. Подготовка к ЕГЭ