Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по русскому языку в 11 классе с презентацией. Подготовка к ЕГЭ

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Систематизация знаний по СП. Виды СП и знаки препинания в них»
Автор: Жакбалеева Талшинай Муратовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить закрепление на художественном материале (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»), на основе тренировочных упражнений.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать видео текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию краткого письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом (эпизодами) использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ видео предполагает опору на речевую интуицию, с помощью которой ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные позиции.
Задачи урока:
• Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Синтаксису и пунктуации
• Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
• Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
• Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ;
• Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Теоретическая разминка
Практическая задача
Лабораторная работа
Странная переменка
Работа у доски (тест + анализ стихотворения)
Взаимопроверка
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Методы работы:
• по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
• по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
• по источнику знаний: словесные, практические;
• стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
• интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
• контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
• по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока, видеофильм, медиапроектор для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Раздаточный материал: карточки с заданиями+дидактический материал по подготовке к сочинению.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас обычный урок. Обычный, потому что мы вместе и закрепим наши познания в области синтаксиса и пунктуации. И сейчас у нас один из обычных просмотров видеоматериала в пределах 4 минут. Просьба – сразу продумать ответы на уже привычные вопросы: с какой целью мы смотрим это видео? О чем и чему посвящен, на ваш взгляд?
Ваши подробные мысли по сюжету материала и какие дополнительные темы для размышления вы увидели в нем?
В общем, как обычно, предполагаем проблемную ситуацию. В ходе просмотра и после в течение 2-х минут можете записать ваши мысли в черновики.
Какая тема этого клипа, какую проблему вы увидели каждый для себя, приведите доказательства своего выбора.
Итак, видео.



Просмотр. Спасибо. Дети мои, ваши предположения.
2) высказывания учеников по увиденному.
1 ученик:
в преддверии юбилейной даты – 70-летия Победы, когда вся страна и мы, в том числе готовимся к этому знаменательному событию, вполне уместна тема памяти о людях, отдавших свои жизни за мирное небо над головой.
Спасибо, это твоя точка зрения.
2 ученик: Надо отметить, что те страшные сороковые годы навечно останутся в памяти поколений благодаря таким бесценным произведениям многих русских писателей и поэтов. Сегодня мы говорим о Борисе Васильеве и его повести «А зори здесь тихие…»
Хранить память и источники памяти – произведения о войне.
3 ученик: На мой взгляд, здесь также можно отметить, что через произведения писателей подчеркивается роль женщины в этой войне. Женщины, которая обязана быть хранительницей домашнего очага, воспитывать детей, создавать уют и быть верной
спутницей…
-Молодцы, женщина – воин.
4 ученик: А я считаю, что это видео подтверждает незыблемое, а именно, в тяжелое для страны время все встали на защиту своего Отечества. Кто, как не мы, будет защищать нашу Родину?
- Спасибо. Защита Отечества – долг каждого. Тема патриотизма.
Учитель:
Благодарю вас, каждый высказал свою точку зрения, каждый увидел что-то свое, и объединяющим является слово – война!
Война — это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно. И повесть Васильева тоже оставила глубокий след в нашем сознании.

Благодарю, дети мои. Из ваших высказываний, я поняла, что часть 2 (иначе задание 25) экзаменационной работы по русскому языку вы напишите.
Я начала этот урок этим видео еще и потому что хочу связать нашу сегодняшнюю тему с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, будут на основе отрывков из повести.
3)Слово учителя. Формулирование цели учащимися.
Теоретическая разминка.
Надеюсь, все отметили эпиграф к фильму «Никто не забыт, ничто не забыто!». Дайте мне характеристику этого высказывания (2 предикативные основы, СП, соединены интонационно, бессоюзно, БСП)
Смогли бы вы, дети мои, определить сегодняшнюю тему нашего урока.
Ученик: Если мы начали с характеристики СП, значит и урок будет посвящен этому вопросу.
Благодарю. Да, действительно, мы будем работать со СП и постараемся вспомнить, как можно больше об их особенностях.
Итак, начнем
На примере этого высказывания вы отметили интонационную и бессоюзную связь простых предложений в составе сложного. А какие еще знаки препинания в БСП вы знаете? И как объяснить их постановку?
Знаки препинания в БСП:
, -
; -
: -
-
4) Самостоятельная работа
Составить по одному БСП с учетом постановки разных знаков препинания.
Зачитать и объяснить
5) Лабораторная работа.
У вас на столах карточки с простыми предложениями из текста:
«…А потом стояли у окна. Да, потом он пошел ее провожать. (да=и, и)
А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. (а,и)
Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. (а)
На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. (где, в которых)
Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. (потому, так как)…»
Цель: составить другие виды СП с полной доказательной базой.
Результаты лабораторной работы.
Благодарю. Ну и вместо физминутки я решила провести забавную переменку (в основе так называемые собственные выдумки):
Заплакал кот, так жалобно и тонко, влез на подушку и зевнул так громко! дела бабка у стола, смотрела видик, от страха бабка закричала: «Чижик!» А он зевнул, кивнул, перевернулся и вдруг так сладко улыбнулся, что бабка сразу подбежала, погладила и убежала! (3 предложения, в которых 5 предикативных основ, осложнено прямой речью.)
Вышел я из дому, спрятал лицо, шапку надвинул, взошел на крыльцо. Встал-постоял, осмотрелся вокруг: нет никого, просто замкнутый круг!
Что же мне делать? Куда мне пойти? Некуда? Что же, придется зайти!
Я надеюсь, у нас не будет такого замкнутого круга, и мы перейдем к движению. Не пугайтесь, просто кто-то пойдет к доске. Дети уже знают такую форму работы у доски, пожалуйста, кто желает?
Я даю карточку с текстом из названной повести. Однако в этом отрывке нет знаков препинания (я сама копировала этот отрывок и убирала все знаки препинания). Необходимо найти и выписать СП и расставить в них соответствующие пунктуационные знаки. Доказать. Задание уже более осложненное, в зависимости от типа СП
Практикум:
1)Работа у доски - выбрать из отрывка только СП с разными видами связи, расставить знаки препинания и привести теоретические доказательства. (Соответствует заданию 16,18-19)
«…Теперь Рита была довольна она добилась того чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти у нее была работа обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул съежился корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.
— Стреляй, Рита!.. Стреляй! — кричали зенитчицы. А Рита ждала не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют уже благодаря своего немецкого бога она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру девчонки крича от восторга целовали ее а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло»
2)Второй учащийся пишет на доске текст стихотворения, которое читала Соня Гурвич, готовясь к встрече с немцами. Необходимо назвать изобразительно-выразительные средства и художественные приемы в этом отрывке. (Это задание соответствует заданию 24).
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть...
(Эпитет, риторическое восклицанье, риторический вопрос, метафора)
У других учащихся форма работы – взаимопроверка: они работают с текстами без знаков препинания, а потом обмениваются и проверяют друг друга.
6) Итоговое тестирование по книге Пановой «Сочинение-рассуждение» Подготовка к ЕГЭ, часть 2, задание 25 в новой версии.
Презентация к уроку

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 11 класс Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса

Похожие статьи:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Классный час для школьников: Здоровая семья
Опубликовано: 3417 дней назад (16 августа 2015)
Просмотров: 13953
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Ольга Владимировна Пранцкетис # 16 августа 2015 в 16:13 0
Добрый день. Спасибо за конспект, тема нужная и здорово, что вы связали ее и с художественным текстом. Только меня немного смутили два слова: обычный и дети мои. В первые же минуты урока, когда мы создаем особую атмосферу, учитель вдруг говорит: "Обычный урок". Это скучно. Но это только мое мнение. Мне очень понравилось обсуждение вначале урока. Задания были разнообразны. Спасибо.
Талшинай Муратовна Жакбалеева # 16 августа 2015 в 16:54 0
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Этот урок был дан на уровне РМО 19.01.2015. а именно в понедельник, позади нововведение - итоговое зачетное сочинение, по которому доступ к экзамену получили все. И как видите, еще и урок подготовки к ЕГЭ показать надо было. А выражение "дети мои" я объясняю тем, что работаю с ними с 5-го класса, точнее работала,на сегодняшний день они уже студенты. Этим все и объясняется. Благодарю!
Тамара Васильевна Енина # 16 августа 2015 в 19:01 0
Здравствуйте,Талшинай Муратовна, очень хороший урок у Вас получился, все подробно расписано, видна хорошая подготовка, разнообразные задания, времени даром не теряли на уроке, много успели повторить.Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.
Талшинай Муратовна Жакбалеева # 17 августа 2015 в 16:20 0
Тамара Васильевна, здравствуйте! Благодарю Вас добрые пожелания! Я тоже ознакомилась с Вашей авторской разработкой о милых телятах! Они такие забавные на фото, просто вызывают умиление! Я ведь тоже живу в селе, и у меня имеется подворье, без этого нам не обойтись! Еще раз огромное спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 августа 2015 в 21:22 0
Талшинай Муратовна! Конспект занятия разработан в соответствии с возрастными особенностями детей. Материал даёт возможность закрепить знания, полученные ранее. Материал Вы преподносите, используя разнообразные формы и методы. Жаль, что для оформления вы не использовали фотоматериал. Успехов в профессиональной деятельности! Голос!
Некоторые рекомендации по оформлению публикации:
- предлагаю посмотреть по ссылке:
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Зоя.
Талшинай Муратовна Жакбалеева # 17 августа 2015 в 21:40 0
Зоя Григорьевна, здравствуйте! Благодарю Вас за подсказку! Урок был дан на РМО,и в тот момент о фото даже мысли не было. Конечно, жаль, я с Вами согласна. Еще раз огромное спасибо!