Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку
Автор: Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард
Количество часов: 68 часов
Задачи курса:
- углубить, расширить знания по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры речи;
- научить применять стилистические ресурсы русского языка и повысить культуру речи;
- подготовить к письменному экзамену и тестированию.
Курс состоит из 7 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание, временной график.
В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.
Тематическое содержание
|
Кл\ч
|
Способ выполнения
|
Форма отчетности
|
Модуль I . История русского языкознания.
Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.
Основные этапы исторического развития русского языка. Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.
Краткая история русской письменности.
Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.
Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.
|
4
|
Самостоятельное изучение
консультация
|
Зачет
Практическая работа
|
Модуль II. Ударение. Литературное произношение и фоника.
Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Ударение в отдельных грамматических формах. Произношение заимствованных слов. Русское словесное ударение. Звукопись.
|
5
|
Групповое занятие
|
Индивидуальное д/з
Тестовые задания
зачет
|
Модуль III. Лексика. Стилистика.
Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавталогия.
|
9
|
Самостоятельное изучение
Занятие в классе
Занятие в группе
|
Индивидуальное д/з
Практическая работа
зачет
|
Модуль IV. Фразеология . Стилистика.
Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов. Контаминация фразеологизмов.
Стилистика. Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория.
Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.
|
16
|
Самостоятельное изучение
Занятие в классе
Занятие в группе
консультации
|
Индивидуальное д/з
Практическая работа
Лингвистический анализ текста
Тестовые задания
зачет
|
Модуль V. Лексикография
Энциклопедические и лингвистические словари. Виды словарей. Образец типовой статьи. Составители.
|
2
|
Самостоятельное изучение консультации
|
сообщение
|
Модуль VI. Морфология . Стилистика.
Имя существительное. Род. Число. Падеж.
Формы имен прилагательных.
Формы имен числительных.
Местоимения.
Глаголы.
Стилистика словообразования.
Использование суффиксов.
|
14
|
Самостоятельное изучение
Занятие в классе
Занятие в группе
консультации
|
Индивидуальное д/з
Тестовые задания
зачет
|
Модуль VII. Синтаксис. Стилистика.
Синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определения. Согласование приложения. Управление. Отглагольные существительные. Однородные члены предложения.
Фигуры речи. Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.
|
17
|
Самостоятельное изучение
Занятие в классе
Занятие в группе
консультации
|
Индивидуальное д/з
Практическая работа
Тестовые задания
зачет
|
Список литературы:
1. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки, тактика взаимодействия/ Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО, 2002.-368 с.
3. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).-М.: Сентябрь, 2004.-208 с.
4. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя.- Симферополь: Таврия,1993.-112 с.
5. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить .- М.: Сентябрь,1999.-128 с.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование /Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.- М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.
7. Розенталь Д.Э. ,Голуб И.Б.. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи.- М.:Махаон, 2005.-256 с. (Для школьников и абитуриентов)
8. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации.- М.: АПКиППРО, 2009.-56 с.
Рекомендуем посмотреть:
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»
Конспект урока русского языка для 10 класса. Имя числительное
Программа элективного курса по русскому языку, 5 класс