Конкурсы

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»

Автор: Овсянникова Лия Гарьевна, учитель русского языка и чтения КСКОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Описание материала: в специальных общеобразовательных школах VIII вида в 10 классах вводится новый предмет Деловое письмо. Учебная программа по этому предмету содержит материал, который необходим учащимся для социальной адаптации.

Цель. Познакомить учащихся с правилами заполнения почтового конверта.

Образовательные задачи:

· учить записывать адрес на конверте;

· развивать словарный запас и орфографическую зоркость.

Воспитательные задачи:

· воспитывать самостоятельность;

· прививать учащимся интерес к предмету;

· воспитывать умение пользоваться почтовыми услугами;

Коррекционно – развивающие задачи:

· развивать мышление и речь;

· обогащать словарь;

· корректировать внимание и память.

Педагогическая инструментировка:

· карточки со словарными словами;

· почтовые конверты;

· инструкции для учащихся;

· конверты для самостоятельной работы;

· конверт-образец;

· сюжетная картинка «Почтальон».

План урока

1.     Подготовительная часть (5 минут)

1.1. Организационный момент

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Словарная работа

2.2. Составление предложений по картине

2.3 . Здоровьесберегающие упражнения

2.4. Оформление конвертов по образцу

2.5. Самостоятельная работа

Заключительная часть (5 минут)

3.1.  Подведение итогов урока

Этапы урока

Что делают

учитель

ученики

1.Подготовительная часть.

Организационный

момент

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок делового письма. Какое сегодня число? Месяц? День недели? Подпишите дату в тетрадь. 

 

Третье декабря, четверг.

 

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

 

Запишите тему урока в тетрадь.

Заполнение почтового конверта.

2.Основная часть.

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление предложений по

картинке.

Урок начнём со словарной работы.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Почтальон, бандероль, конверт, адрес, билет, письмо, адресат, телеграмма

Какой темой объединены слова?

Почта

Все ли слова подходят к этой теме?

Почему?

Нет, лишнее слово билет.

 

Прочитайте слова ещё раз. Сколько их?

 

Семь слов.

Запишите слова по памяти.

 

Проверьте, правильно ли вы записали слова? Найдите среди этих слов однокоренные.

Адрес, адресат.

Что обозначают эти слова?

Местожительство, надпись на конверте.

Человек, которому пишут письмо.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом адресант. Давайте хором его прочитаем.

 

Узнаем о происхождении этого слова из этимологического словаря

В переводе с немецкого «Отправитель»

Запишем слово. Проведем звукобуквенный  анализ.

8 букв,8 звуков.

Сравним написание слов адресат и адресант.

В слове адресат нет буквы н.

Рассмотрим картинку. Кто на ней изображен? Что делает?

Почтальон раскладывает почту.

Составьте предложения по картине.

 

Запишем предложение и разберём его по членам и укажем части речи.

Почтальон вернул письмо адресанту.

Здоровьесберегающие

упражнения.

Встали, вышли из-за парт. Выполним гимнастику для глаз.

1.Вертикальные движения.

2.Горизонтальные движения.

3.Круговые движения глаз по и против часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление конверта

по образцу.

Сегодня на уроке мы с вами научимся правильно заполнять почтовый конверт. А что такое конверт?

Это пакет из бумаги, для отправления писем.

Посмотрите на выставку конвертов.

Какие виды конвертов вы знаете?

Покажите.

Праздничные конверты для открыток. Конверты для воинской корреспонденции, конверты больших размеров.

Для чего нужны такие конверты?

Для отправления фотографий, журналов и.т.п.

Рассмотрите конверт на доске.

С какой части начинаем заполнение конверта?

 

С верхней.

У вас у каждого на столе лежит конверт.

Прочитайте, что написано в верхнем левом углу?

 

 

От кого, откуда.

Чей адрес записывают в этой части?

Адрес отправителя или адресанта.

Перед тем, как заполнить эту часть, прочитаем основные правила.

 

Почему некоторые слова при написании мы сокращаем?

Ограничено место на конверте.

Если вы пишете письмо, чей адрес будете писать в этой части?

Свой адрес.

При написании индекса будем использовать специальный шрифт?

Нет.

Заполните эту часть. Прочитайте, что написали.

 

Можем отправить письмо в таком конверте?

Нет.

Чей адрес обязательно надо указать?

Адрес получателя или адресата.

Разберём правила оформления адреса получателя. Прочитайте по пунктам и покажите на образце.

 

Заполните вторую часть конверта, используя образец.

 

Полностью мы оформили конверт?

Нет. Не хватает индекса.

Кто знает, что обозначает индекс и для чего он нужен?

Это цифровой код города. При сортировке писем используют машины, которые считывают индекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Правильно.

 

У вас на столах образцы написания цифр индекса. Дома в тетради вы потренируетесь писать эти цифры.

 

Скажите, мы можем отправить письма в наших конвертах?

Нет.

Почему?

Нет на конверте марки.

Для чего наклеивают марку?

Так оплачиваются почтовые услуги.

На уроках внеклассного чтения  мы с вами знакомились с рассказом А.П.Чехова «Ванька».

Помните, как мальчик писал письмо дедушке?

Давайте еще раз прочитаем об этом.

 

Как вы думаете, получил дедушка письмо?

Нет.

Почему?

Не правильно указан адрес.

Какие ошибки допущены?

Нет названия области, деревни. Фамилии дедушки.

Сегодня вы научились правильно заполнять конверт.  

При заполнении данных конвертов были допущены ошибки. Вы должны найти их и подчеркнуть красной ручкой.

 

3.Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Научились заполнять конверт. Узнали правила заполнения конвертов.

Познакомились с новым словарным словом.

 

Урок окончен.

 

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Екатерина Шеломенцева # 8 марта 2014 в 14:48 0
Спасибо! Обучение детей с ОВЗ - всегда требует тщательной подготовки, продумывания каждого слова. Подробный конспект урока.
Елена Арсентьевна Кудрина # 4 ноября 2015 в 12:28 0
Интересный урок, доступные задания, методически продуманный урок.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 30 марта 2014 в 11:09 0
Интересный конспект урока. Актуальная тема, особенно для учащихся коррекционной школы. Задания интересные, разнообразные. Удачи Вам!
Ольга Александровна Рафейчик # 2 апреля 2014 в 01:13 0
Лия Гарьевна, спасибо за конспект. Открываем 10 класс, Ваш урок очень пригодится мне в работе. Творческих Вам успехов.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 24 мая 2014 в 22:44 0
Спасибо! Урок методически продуман.Содержателен и интересен. Возьму на заметку.
Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 12:22 +1
Конспект урока по содержанию нужный и актуальный, особенно для учащихся с ОВЗ. Несмотря на то, что в 21 веке чаще всего для переписки используется электронная почта, но 80% детей с ОВЗ - это дети из неблагополучных семей и приобрести компьютер многие не имеют возможности. Для отправления фотографий , журналов надо конечно знать правила заполнения конверта. Материал изложен последовательно, логично,все этапы взаимосвязаны.Думаю активность детей на уроке была на повышенном уровне. Спасибо.
Эвелина Владимировна Горбанёва # 5 октября 2014 в 22:35 0
Спасибо за конспект урока. Русский язык- для жизни! Важно, актуально. Я проводила подобный урок, вызвал бурю положительных эмоций. Удачи вам.
Светлана Александровна Фёдорова # 26 октября 2014 в 22:26 0
Спасибо. Ярко выражена практическая направленность знаний,умений, формируемых у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ольга Борисовна Лобанова # 29 октября 2014 в 09:28 0
Конспект урока очень подробный, регламентирует каждый шаг урока. Тема актуальна, уровень сложности соответствует особенностям детей коррекционной школы.
Лариса Викторовна Яковлева # 29 октября 2014 в 16:13 0
Очень четко, ясно. Спасибо!
Людмила Михайловна Колмакова # 9 ноября 2014 в 12:47 0
Большое спасибо за содержательный материал, и подробное описание действий. Буду использовать в работе. Кажется, на первый взгляд, всё очень просто, а на самом деле действия должны быть поэтапными.
Наталья Алексеевна Старкова # 19 декабря 2014 в 20:58 0
Программа школы VIII вида предусматривает обучение всем основным видам делового письма, связанного с почтой: письмо, заполнение почтового конверта, телеграмма, денежный перевод. Вы разработали прекрасный урок! Думаю, что на таком уроке учащиеся научатся правильно писать индекс, адрес на конверте. Межпредметные связи с литературой - это еще один положительный момент урока.
К сожалению, даже уяснив, как заполнять бланки телеграмм, переводов и пр., учащиеся в конкретной обстановке теряются, так как не знают, куда им надо обратиться для получения, например, письма до востребования, как отправить ценное или заказное письмо, обычную или на художественном бланке телеграмму, где взять бланк денежного перевода и т.д. Поэтому для закрепления практических навыков совершенно обязательна экскурсия на почту для знакомства с ее работой.
Алла Викторовна Третьякова # 17 апреля 2015 в 23:17 0
Огромное спасибо за предоставленный материал! Все логично выстроено. К сожалению, у детей в наше время нет необходимости использовать эпистолярный жанр в повседневной жизни. Поэтому так важно показать им, как можно общаться не только с помощью Интернета, но и с помощью обычных писем. Для того чтобы они нашли своих адресатов, необходимо уметь правильно подписывать конверты.
Евгения Васильевна Белашова # 1 мая 2015 в 22:31 0
Уважаемая Лия Гарьевна,спасибо за разработку. Материал тщательно продуман. Тема актуальна, ведь современные дети, действительно, не умеют заполнять почтовый конверт. Поэтому, знания, приобретённые школьниками на данном уроке, обязательно пригодятся им в жизни.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 13:50 0
Спасибо за методически правильный и продуманный до деталей урок Применю его в своей практике.Надо возрождать эпистолярный жанр.
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 16:04 0
Ваш урок, коллега,-это вклад в возрождение эпистолярного жанра.Конечно, нужно обязательно отработать практические навыки работы с письмом.Экскурсия на почту-это очень хорошая идея!
Валерия Григорьевна Дульман # 12 сентября 2015 в 14:08 0
Оригинальный урок для современных детей урок.Они ведь ,действительно, только электронные письма теперь пишут.А такой навык несмотря на высокие технологии может пригодится им в жизни. Автор демонстрирует отличное знание специальной педагогики!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:06 0
Очень интересный и оригинальный материал, спасибо. Буду использовать.
Татьяна Петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:09 0
Отличный материал урока. Методически точный. Выверен каждый шаг. Очень нужен для жизни.
Динара Маркайдаровна Исимбаева # 27 апреля 2016 в 17:24 0
Материал необычный. Беру на заметку. Спасибо.Никогда подобный урок не проводила. Буду использовать.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:18 0
Большое спасибо за интересный урок. Этот урок позволит учащимся самостоятельно мыслить и делать выводы. Понравились методические приемы, используемые на уроке.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 20:42 0
Полезный материал для детей не только для учеников школы 8 вида, но и для остальных, не умеющих писать.Посмотрите,как пишут наши дети !
Антонина Николаевна Рубенко # 18 января 2018 в 15:11 0
Отличный материал! Замечательно, когда уроки русского языка, кроме своей основной задачи, позволяют ребятам приобрести навыки, необходимые в жизни.