Методическая разработка урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»
Автор: Овсянникова Лия Гарьевна, учитель русского языка и чтения КСКОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Описание материала: в специальных общеобразовательных школах VIII вида в 10 классах вводится новый предмет Деловое письмо. Учебная программа по этому предмету содержит материал, который необходим учащимся для социальной адаптации.
Цель. Познакомить учащихся с правилами заполнения почтового конверта.
Образовательные задачи:
· учить записывать адрес на конверте;
· развивать словарный запас и орфографическую зоркость.
Воспитательные задачи:
· воспитывать самостоятельность;
· прививать учащимся интерес к предмету;
· воспитывать умение пользоваться почтовыми услугами;
Коррекционно – развивающие задачи:
· развивать мышление и речь;
· обогащать словарь;
· корректировать внимание и память.
Педагогическая инструментировка:
· карточки со словарными словами;
· почтовые конверты;
· инструкции для учащихся;
· конверты для самостоятельной работы;
· конверт-образец;
· сюжетная картинка «Почтальон».
План урока
1. Подготовительная часть (5 минут)
1.1. Организационный момент
2. Основная часть (30 минут)
2.1. Словарная работа
2.2. Составление предложений по картине
2.3 . Здоровьесберегающие упражнения
2.4. Оформление конвертов по образцу
2.5. Самостоятельная работа
Заключительная часть (5 минут)
3.1. Подведение итогов урока
Этапы урока
|
Что делают
|
учитель
|
ученики
|
1.Подготовительная часть.
|
Организационный
момент
|
Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок делового письма. Какое сегодня число? Месяц? День недели? Подпишите дату в тетрадь.
|
Третье декабря, четверг.
|
|
Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Запишите тему урока в тетрадь.
|
Заполнение почтового конверта.
|
2.Основная часть.
|
Словарная работа
Составление предложений по
картинке.
|
Урок начнём со словарной работы.
Прочитайте слова, записанные на доске.
|
Почтальон, бандероль, конверт, адрес, билет, письмо, адресат, телеграмма
|
Какой темой объединены слова?
|
Почта
|
Все ли слова подходят к этой теме?
Почему?
|
Нет, лишнее слово билет.
|
Прочитайте слова ещё раз. Сколько их?
|
Семь слов.
|
Запишите слова по памяти.
|
|
Проверьте, правильно ли вы записали слова? Найдите среди этих слов однокоренные.
|
Адрес, адресат.
|
Что обозначают эти слова?
|
Местожительство, надпись на конверте.
Человек, которому пишут письмо.
|
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом адресант. Давайте хором его прочитаем.
|
|
Узнаем о происхождении этого слова из этимологического словаря
|
В переводе с немецкого «Отправитель»
|
Запишем слово. Проведем звукобуквенный анализ.
|
8 букв,8 звуков.
|
Сравним написание слов адресат и адресант.
|
В слове адресат нет буквы н.
|
Рассмотрим картинку. Кто на ней изображен? Что делает?
|
Почтальон раскладывает почту.
|
Составьте предложения по картине.
|
|
Запишем предложение и разберём его по членам и укажем части речи.
|
Почтальон вернул письмо адресанту.
|
Здоровьесберегающие
упражнения.
|
Встали, вышли из-за парт. Выполним гимнастику для глаз.
1.Вертикальные движения.
2.Горизонтальные движения.
3.Круговые движения глаз по и против часовой стрелки.
|
|
Оформление конверта
по образцу.
|
Сегодня на уроке мы с вами научимся правильно заполнять почтовый конверт. А что такое конверт?
|
Это пакет из бумаги, для отправления писем.
|
Посмотрите на выставку конвертов.
Какие виды конвертов вы знаете?
Покажите.
|
Праздничные конверты для открыток. Конверты для воинской корреспонденции, конверты больших размеров.
|
Для чего нужны такие конверты?
|
Для отправления фотографий, журналов и.т.п.
|
Рассмотрите конверт на доске.
С какой части начинаем заполнение конверта?
|
С верхней.
|
У вас у каждого на столе лежит конверт.
Прочитайте, что написано в верхнем левом углу?
|
От кого, откуда.
|
Чей адрес записывают в этой части?
|
Адрес отправителя или адресанта.
|
Перед тем, как заполнить эту часть, прочитаем основные правила.
|
|
Почему некоторые слова при написании мы сокращаем?
|
Ограничено место на конверте.
|
Если вы пишете письмо, чей адрес будете писать в этой части?
|
Свой адрес.
|
При написании индекса будем использовать специальный шрифт?
|
Нет.
|
Заполните эту часть. Прочитайте, что написали.
|
|
Можем отправить письмо в таком конверте?
|
Нет.
|
Чей адрес обязательно надо указать?
|
Адрес получателя или адресата.
|
Разберём правила оформления адреса получателя. Прочитайте по пунктам и покажите на образце.
|
|
Заполните вторую часть конверта, используя образец.
|
|
Полностью мы оформили конверт?
|
Нет. Не хватает индекса.
|
Кто знает, что обозначает индекс и для чего он нужен?
|
Это цифровой код города. При сортировке писем используют машины, которые считывают индекс.
|
Самостоятельная работа.
|
Правильно.
|
|
У вас на столах образцы написания цифр индекса. Дома в тетради вы потренируетесь писать эти цифры.
|
|
Скажите, мы можем отправить письма в наших конвертах?
|
Нет.
|
Почему?
|
Нет на конверте марки.
|
Для чего наклеивают марку?
|
Так оплачиваются почтовые услуги.
|
На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с рассказом А.П.Чехова «Ванька».
Помните, как мальчик писал письмо дедушке?
Давайте еще раз прочитаем об этом.
|
|
Как вы думаете, получил дедушка письмо?
|
Нет.
|
Почему?
|
Не правильно указан адрес.
|
Какие ошибки допущены?
|
Нет названия области, деревни. Фамилии дедушки.
|
Сегодня вы научились правильно заполнять конверт.
При заполнении данных конвертов были допущены ошибки. Вы должны найти их и подчеркнуть красной ручкой.
|
|
3.Заключительная часть.
|
Подведение итогов урока.
|
Что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
|
Научились заполнять конверт. Узнали правила заполнения конвертов.
Познакомились с новым словарным словом.
|
|
Урок окончен.
|
|
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»