Программа элективного курса по русскому языку, 5 класс

Программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5-х классов

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку»

Автор:  Емельянович Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ №29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области

Пояснительная записка

«Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов  предложен  курс по выбору обучающихся «Моя речь – моё достоинство». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

Требования к уровню подготовки

 (Планируемые результаты)

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание курса

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

сроки

 

Культура речи

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Лекционное занятие.

1

 

2

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания  по культуре речи.

1

 

3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы

1

 

4

Азбука важных и вежливых слов.

Сбор материала и анализ.

1

 

5

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Сбор материала и анализ.

1

 

 

«В начале было слово…»

6

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

 

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

1

 

8

Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

1

 

9

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

1

 

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с тестом.

1

 

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 

13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок.

1

 

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

 

15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.

1

 

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

Сбор материала по истории личных имен, отчеств.

1

 

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий.

1

 

18

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

Сбор материала и обработка.

1

 

 

«Слово – понятие, слово – творчество»

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление «биографии» слова.

1

 

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

1

 

21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

Составление «паспорта» слова.

1

 

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Наблюдение за языком

1

 

23

Как правильно употреблять слова.

Сбор материала и анализ

1

 

24

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.

1

 

25

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

Работа со словарями

1

 

26

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

1

 

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки «Как написать письмо».

1

 

28

Напиши письмо Другу.

Создание творческих работ.

1

 

 

Качества хорошей речи

29

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие.

1

 

30

Эмоциональная грамотность.

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

1

 

31

Основные речевые правила  общения посредством телефона.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

 

32

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

 

33

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие.

1

 

34

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»

Защита проекта.

1

 

35

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы

1

 

           

Литература для учителя

1.        Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

2.      Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тре­нингах. - М.: Цитадель, 2001

3.      Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4.      Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5.      Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6.      Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7.      Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8.      Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9.      Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

10.  Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. -  №6.

11.  Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

12.  Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. -  №46.

13.  Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для обучающихся

1.    Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2.    Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горш­ков. - М: Дрофа, 2002.

3.    Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.

4.    Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5.    Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

6.    Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7.    Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.

Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам:  «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,

2.  Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)

3.  Словари и справочники по русскому языку:

-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006

-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006

-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005

4. Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

1.    «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

2.    «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).

3.    Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

4.    Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна!  (www.knigge.ru)  

5.    Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)

6.    Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).

7.    Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).

8.    «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).

9.    Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank

Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Самоэкспертиза программы элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»

Родной язык- это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Программа элективного курса по русскому языку в 5 классе построена с учётом интереса обучающихся  на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности, укрепления связи обучения с жизнью.  Занятия имеют элемент занимательности. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если обучающийся и владеет свободно литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Чем грамотнее человек, тем требовательнее он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали бережно относиться к родному языку.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о языковой норме, ее функциях; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Уровень программы нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи языкового явления.

Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи,  особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, т.е. навыков, которыми необходимо владеть каждому. На этой основе получают развитие такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющееся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка 8 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе

Елена Викторовна Сапунова # 17 июня 2014 в 19:53 +2
Программа замечательная. Мне кажется, пятиклассникам будет интнресно на этом элективном курсе.Возьму на заметку некоторые ваши идеи. Большое спасибо!
Ольга Анатольевна Емельянович # 20 июня 2014 в 17:39 0
Спасибо
Елена Алексеевна Малышева # 29 июня 2014 в 02:07 +1
Программа элективного курса меня, если честно, потрясла: прекрасная работа.Вы, наверное, имеете на неё лицензию? Ольга Анатольевна, а у вас есть готовые конспекты по предлагаемым тема? или дидактические задания? Очень бы хотелось с ними познакомится. Если вы переработали такое количество литературы, наверняка, в вашей сокровищнице сокрыто много интересного.
Елена Викторовна Горбачева # 14 июля 2014 в 16:13 0
Не секрет, что к элективным курсам в среднем звене частенько относятся как к чему-то второстепенному. Ольга Анатольевна, Ваша программа заставляет убедиться в обратном! Мне кажется, что огромным плюсом этой программы является ее личностная ориентация.Развитие творческих способностей каждого, совершенствование навыков общения (т.е. адаптация в социуме), возможность самовыражения - это то, что сами школьники считают крайне важным. И очень важно, что программа нацеливает именно на применение полученных знаний в речевой практике.Спасибо!
Подольская Ирина Александровна # 23 июля 2014 в 19:40 0
Интересная программа, возможно и для 6 класса с небольшими изменениями я смогу применить. О некоторых темах я и не думала. Спасибо за предложенный материал и хорошо проработанный список литературы. Спасибо. С уважением ИА
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 11:18 0
Ольга Анатольевна, большое спасибо! В этом году мне впервые придётся работать по ФГОС в 5 классе. Ваша программа мне очень нравится, и я обязательно ею воспользуюсь, так как считаю полезной и интересной.И само содержание курса, и планируемые практические работы полностью соответствуют моим представлениям о том, чего не хватает в работе на уроках русского языка. Буду считать успехом, если удастся это реализовать. Вы уже работали по этой программе? Каково место этого курса - это внеурочная деятельность или в расписании уроков курс?
Валентина Васильевна Хромова # 27 августа 2014 в 12:40 0
Разработанная программа элективного курса соответствует заявленной теме, возрастным особенностям пятиклассников, обогащает речь и показывает способы развития речи, нормы речевого поведения. Одновременно учит самоконтролю, работе с разными видами словарей и на практике использовать полученные умения и знания. а самое ценное - развивает творческие способности каждого ученика. Вы- МОЛОДЕЦ, что разработали такую интересную и полезную программу.Спасибо!+++5
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 01:33 0
Программа очень заинтересовала, т.к. основными задачами для учителя-словесника считаю формирование через родной язык системы ценностей, которые обеспечивают эстетическое, историко-культурное, духовное развитие школьников, формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Благодарю за предложенный материал.
С уважением,
Лебедева А.А.
Ольга Борисовна Морозова # 1 октября 2014 в 19:58 0
Прочитала ваш материал и по-хорошему огорчилась за себя. Два года назад бесуспешно искала в сетях что-то подобное, т.к. в школе предложили вести подобный курс. Эх, вот как мне бы тогда пригодилась ваша разработка! Спасибо, беру в закладки. Могу посоветовать включать в занятия по этикету материалы -ЭОР с сайта Единая образовательная коллекция.
Татьяна Алексеевна Страупе # 8 октября 2014 в 08:19 0
Очень интересный материал, только у нас в школе элективного курса в среднем звене не предлагали. Это у вас класс делится на подгруппы по разным курсам или вы работаете со всем классом по этой программе?
Марина Николаевна Салтыкова # 19 октября 2014 в 17:41 0
Спасибо за очень интересную и своевременную программу элективного курса. Она соответствует требованиям ФГОС. Особенно порадовал тематический план и список литературы. В этом году мне тоже предстоит вести элективный курс в 5 классе, но только во 2 полугодии. И вашей программой я обязательно воспользуюсь! Беру ее в закладки.
Елена Александровна Борисова # 23 октября 2014 в 21:18 0
Элективный курс очень хороший. Я в прошлом году тоже разработала программу элективного курса для 5 класса, но ваша работа интереснее. Материал богатый, соответствует возрастным особенностям пятиклассников.
Ольга Борисовна Лобанова # 29 октября 2014 в 09:18 0
Интересный курс для 5 класса. Курс перекликается с программой по русскому языку. Затрагивает сферу развития речи, которая довольно слабо отрабатывается в ходе традиционных уроков. Интересует вопрос, есть ли продолжение курса для 6 класса.
Лариса Викторовна Яковлева # 29 октября 2014 в 15:52 0
Материал очень интересный, богатый. Развитие речи - процесс очень трудный в нашей школе, так у нас национальная школа. Ваш элективный курс будет очень полезным для 5классников. Спасибо!
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:44 0
Интересный курс. Жаль, но нам элективов в 5 классе не дают.
Татьяна Викторовна Фадеева # 16 ноября 2014 в 11:21 0
Содержательная, грамотная работа.Соответствует возрастным особенностям пятиклассников. Безусловно, разработка будет востребована, так как данную программу можно использовать во внеурочной деятельности (требование ФГОС).
Ирина Александровна Дингес # 23 ноября 2014 в 10:25 0
Программа интересная, содержательная. Хорошая помощь для индивидуальных занятий с учащимися.Спасибо.
ainura # 23 ноября 2014 в 13:49 0
Спасибо вам большое за эту интересную работу. Она очень полезна, понятна. Особенно понравился тематический план. Спасибо.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 18:11 0
Программа содержательная, знакомит с понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Курс направлен на расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие познавательных способностей. Спасибо за интересный материал!
Анна Бякова # 7 января 2015 в 00:29 0
В современных условиях реализации ФГОС ООО Ваша программа очень актуальна. В её основе - те темы, которые выходят за рамки традиционной школьной программы, и сейчас, когда у нас появились дополнительные часы, рассмотренные темы стали доступнее для изучения. Соглашусь с коллегами, было бы совсем замечательно познакомиться с конкретными методическими разработками или дидактическим матералом к урокам. Желаю творческих успехов!
Надежда Фёдоровна Капитанова # 8 января 2015 в 07:50 0
Спасибо! Программа очень замечательная! Конечно, Соглашусь с коллегами, было бы совсем замечательно познакомиться с конкретными методическими разработками или дидактическим материалом к урокам.Всего Вам доброго! УСПЕХОВ!
Валентина Васильевна Ходосевич # 9 января 2015 в 15:02 0
Достоинством программы, безусловно, является её направленность на овладение языковыми нормами, доступность, научность и занимательность.Автору удалось соединить экскурс в историю языка с особенностями его современного состояния. Кроме того, ценность программы заключается и в том, что она позволит учащимся моделировать речевые ситуации и совершенствовать свою речь.
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 11:56 0
программа просто класс. спасибо вам большое. возьму на заметку что буду использовать на своих курсах.
Ирина Александровна Кириенко # 19 января 2015 в 09:30 0
Программа соответствует возрастным особенностям школьников и поможет развить интерес к изучению языка.
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 09:25 0
Ольга Анатольевна, большое спасибо! Ваша программа мне очень нравится, и я обязательно ею воспользуюсь. Желаю успехов, творческих идей и всего самого хорошего.
Алла Викторовна Третьякова # 17 апреля 2015 в 23:40 0
Огромное спасибо за программу. Работая над проектами, использую в своей работе некоторые темы и рекомендую ученикам для самостоятельного изучения. Нередко ребята, описывая кого-либо, в основном используют тип речи повествование, а об описании просто-напросто забывают. А в конечном итоге писать экзаменационное сочинение придется всем.
Наталья Михайловна Балакина # 11 мая 2015 в 16:09 0
Большое спасибо за такую интересную разработку. Такие курсы необходимы, т. к. помогут школьникам при написании творческих работ. Обязательно воспользуюсь в своей работе. Желаю неиссякаемого творчества и удачи в нашей непростой профессии.
Елена Александровна Зинина # 14 июня 2015 в 10:27 0
Ольга Анатольевна! Ваша работа потрясает своей цельностью , продуманностью. С вашего разрешения, воспользуюсь ей.Спасибо за труд!
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 21:09 0
Программа замечательная. Мне кажется, пятиклассникам будет интнресно на этом элективном курсе.Возьму на заметку некоторые ваши идеи. Большое спасибо!
Юлия Александровна Ленёва # 7 августа 2015 в 15:34 0
Безусловно,программа продумана. Есть содержание курса, цели, тематическое планирование. Но где Универсальные учебные действия, которые мы должны формировать в условиях ФГОС? здесь у Вас только - знать и уметь.
Александра Сергеевна Гордеева # 1 сентября 2015 в 14:02 0
Ольга Анатольевна, действительно, Ваша программа очень хорошая. Не только хорошая, но и актуальная, ведь, не знаю, как у вас, но у нас дети, пришедшие из начальной школы, не могут свободно и грамотно выражать свои мысли. Спасибо за работу!
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:03 0
Материал очень интересный. Помог организовать работу на уроке.
Елена Анатольевна Шехурдина # 1 октября 2015 в 16:33 0
Добрый день! Следует отметить актуальность этого элективного курса. К сожалению, не все школьники могут дать грамотный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, выразить свои мысли или аргументировать своё решение. Думаю, что данный курс заинтересует пятиклассников.
Елизавета Николаевна Высотина # 7 ноября 2015 в 23:06 0
Спасибо большое за предоставленный материал! Данная программа поможет школьнику,перешедшему из начальной школы в среднее звено, развивать свои коммуникативные умения и навыки, овладевать нормами русского литературного языка. Для учителя данная программа - хорошее подспорье для воспитания грамотной личности, уважающей русский язык и культуру русского народа.
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:37 0
очень интересная работа. Всё просто и аккуратно. Большое спасибо, максимально качественный материал, который безусловно пригодится!!!
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:38 0
Крайне актуально, уверена, большинству учеников станет весьма интересно послушать !!
Елена Владимировна Курдус # 10 января 2016 в 23:11 0
Программа элективного курса актуальна, так как воспитывает любовь и уважение к родной стране, её народу, родному языку и культуре, способствует развитию у учащихся самоконтроля речи уже на начальном этапе овладения ею.Спасибо. С уважением, Елена Владимировна.
Ирина Владимировна Олейник # 16 февраля 2016 в 12:25 0
Спасибо за очень ценный и полезный материал. Готовый план для организации внеурочной деятельности 5-тиклассников по русскому языку. Обязательно использую его в своей работе!
Елена Перфильевна Середкина # 24 апреля 2016 в 05:24 0
Нужный курс для 5 класса.Дети так косноязычны, не умеют правильно строить предложения, высказывать свою мысль. Курс связан с программой по русскому языку. Развитие речи довольно слабо отрабатывается в ходе традиционных уроков, поэтому курс поможет развитию речи. Спасибо за работу.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:14 +1
Спасибо за программу.Очень полезная программа.Возьму себе для работы
Татьяна Александровна Степанова # 7 июля 2016 в 00:55 0
Элективные курсы сейчас очень нужны. Хорошо, что вы предлагаете работу со словарями,ведь многие даже не знают как ими пользоваться
Светлана Викторовна Гутарина # 19 июля 2016 в 01:15 0
Ольга Анатольевна! Прекрасный материал! Огромное спасибо!
Предлагаемые Вами темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом слабомотивированными учащимися. Своеобразие предложенной системы заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обучение речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы, методический материал предлагается в доступной форме,
соответствует возрастному развитию школьников 5-х классов.
Основу курса, на мой взгляд, составляют коммуникативные умения – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, правильно и ясно выражать свои мысли. Еще раз СПАСИБО!
Елена Геннадьевна Леонтьева # 7 августа 2016 в 13:12 0
Дополнительное время на изучение русского языка во всех аспектах очень необходимо для развития речевой компетенции.В программе, предложенной для школ, сейчас есть часы для реализации такого материала. Поэтому большое спасибо за полезную программу.
Антонина # 22 августа 2016 в 23:47 0
Ольга Анатольевна, большое спасибо!
Манар Аманконысовна Нуриева # 5 октября 2016 в 10:46 0
Очень интересный материал. Думаю в будущем могу планировать внеклассную работу по данному плану. Так как работаю в школе, где русский язык изучается как второй язык, данный курс актуален для нас. Спасибо за работу!!!
Марина Николаевна Прикуле # 22 октября 2016 в 16:25 0
Развивать речь, несомненно, полезно в любом возрасте. Хотелось бы увидеть конспект занятия. К сожалению, в учебном плане моей школы в 5-х классах по ФГОС не предусмотрены часы на элективные курсы.
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 23:34 0
Уважаемая Ольга Анатольевна! Огромное спасибо за такую замечательную программу элективного курса. Самой захотелось поработать по Вашей программе. Очень богатый материал. В нашей школе элективные курсы предусмотрены только для обучающихся 9-ых классов. Можно попробовать переделать Вашу программу элективного курса в программу кружка. Спасибо за проделанную работу. Удачи и новых творческих достижений.
Лариса Сергеевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 16:39 0
Ольга Анатольевна! Спасибо за интересный и полезный материал! Темы занятий очень удачно сформулированы. В нашей школе элективные курсы есть только в 9 классах, но материал Вашей статья, я думаю, можно будет использовать для составления плана внеурочной деятельности в 5-6 классах. Спасибо! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Александра Михайловна Щепихина # 4 декабря 2016 в 14:06 0
Здравствуйте! В нашей школе тоже нет элективных курсов для 5 классов. Но Вашу работу, Ваши идеи, материал можно использовать на уроках и кружковых занятиях. Цели, поставленные в рамках курса, безусловно, актуальны. Развитие речи- одно из главных направлений в работе учителя русского языка. Ребенку Ваш курс будет и полезен, и интересен. А для учителя- огромная помощь. Спасибо!
Роза Ибрагимовна Гарифуллина # 11 декабря 2016 в 20:34 0
Уважаемая Ольга Анатольевна!Я работаю в малокомплектной школе и у нас элективные курсы только в старших классах.Я надеюсь,что у нас тоже будет возможность проведения такого курса,так как проблема развития речи учащихся очень актуальна.Ваш материал можно использовать на уроках русского языка,спасибо большое!
Надежда Григорьевна Новик # 24 апреля 2017 в 21:25 0
Интересный материал, спасибо. Возьму себе на заметку.
Анна Какарова # 5 мая 2017 в 15:26 0
Действительно, программа способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка.Создаются условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, самостоятельной работы по развитию речи.
Людмила Григорьевна Осипова # 24 июня 2017 в 11:31 0
Ольга Анатольевна! Очевидно, Вы тот педагог, который действительно отдаёт всего себя детям. Очень грамотно разработанный методический материал, соответствующий ФГОС. На таких занятиях даже самый немотивированный ученик будет с увлечением и с удовольствием работать.Пятиклассники, занимающиеся на данном элективном курсе, а также, если эту линию выстроить вплоть до 9 класса, успешно подойдут к сдаче ОГЭ. Спасибо за Ваш титанический труд!
Екатерина Анатольевна Бобкова # 7 августа 2017 в 23:56 0
Хотелось бы увидеть в данной программе примерный план практических занятий. Именно практика здесь стоит на первом мечте. Какие виды деятельности предполагаются? Какие домашние задания? Используете ли Вы интерактивные технологии в обучении?
Людмила Анатолиевна Никитина # 3 января 2018 в 20:34 0
Здравствуйте, Ольга Анатольевна! С интересом ознакомилась с Вашей работой. Содержание элективного курса прекрасно дополняет учебный материал по лексике и фразеологии, включает темы, необходимые для развития культуры речи пятиклассников, расширяет их языковой кругозор. Виды деятельности учащихся разнообразны, соответствуют возрастным особенностям. На мой взгляд, программа составлена методически грамотно и представляет практический интерес для учителей-словесников.
Мавлида Мухаметгалеевна Кильдибаева # 19 января 2019 в 09:44 0
Добрый день, Ольга Анатольевна!Ваша методическая программа составлена с требованиями ФГОС.Содержание программы,структура,поставленные цели и методы их решения отвечают современным требованиям.Особая роль уделяется решению образовательных и воспитательных задач, повышению языковой культуры учащихся.Успехов вам!