Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку, 11 класс

Конспект  урока по русскому языку, 11 класс. Тема «Публицистический стиль: проблемный очерк»
Автор: Ченина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11  имени Скрипки О. В. города  Волжского Волгоградской области.
Описание материала: предлагаю Вам конспект урока по русскому языку для 11 класса по теме ««Публицистический стиль: проблемный очерк». Данный материал будет полезен учителям русского языка, работающим в старшем и среднем звене. Это конспект комбинированного урока по развитию речи.
Цели :
1. Формирование понятия «проблемный очерк», формирование представлений об особенностях проблемного очерка.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, умения выстраивать логические цепочки рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развитие ценностного отношения к русскому языку.
Методические приемы: комбинированный урок, дискуссия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока
«Публицистическй стиль: проблемный очерк».
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Повторение изученного материала.
Вопросы:
1) Проблемный очерк для публицистического стиля чем является? (жанром).
2) Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Какой самый распространённый жанр публицистического стиля вы знаете? (очерк).
3) Какие виды очерков вы знаете ? (путевой, портретный, проблемный - запись на доске).
4) Что общего в этих трёх жанрах? (документальность, достоверность).
5) В чём отличие путевого и портретного очерка? Какой тип речи свойственен каждому? (портретный – описание, путевой – впечатление, повествование с элементами описания).
- Как вы думаете, что мы с вами должны сегодня узнать и чему научиться?
-Когда мы с вами доказываем, аргументируем, что мы развиваем? (Логику, память, мышление).

3. Объяснение нового материала.
Как вы понимаете, что такое «проблемный очерк», что лежит в основе проблемного очерка?
Выступление учащегося « Проблемный очерк.  Особенности».
Учащиеся составляют в тетрадях конспект выступления.
(Особенности проблемного очерка:
а) документальность;
б) достоверность фактов;
в) доходчивость;
г) оценка реальных явлений жизни;
д) тесная связь изложения с авторским «Я»;
е) свободная композиция.

А все ли мы моменты отметили, говоря о проблемном очерке? Давайте откроем учебник и прочитаем, о чём мы ещё не сказали.
Работа с учебником.
Отмечаем на доске и в тетради особенности проблемного очерка.

ж) могут быть портретные зарисовки;
з) элементы повествования;
и) главное не характер, не рассказ о человеке, а его отношение к тем проблемам, которые трактуются в тексте;
к) проблемный очерк носит полемический характер;
л) проблемный очерк строится по типу рассуждения.

Таким образом, мы с вами сказали об особенностях проблемного очерка, а как вы думаете, какие проблемы в современном мире являются актуальными, общественно значимыми? (проблемы экологии, войны и мира, помощи ближнему…).

Для того, чтобы мы с вами смогли успешно сдать ЕГЭ, мы должны познакомиться ещё с некоторыми понятиями и терминами, которые помогут нам решить те или иные проблемы. Работа с терминами.
Тезис - положение, требующее доказательства
Аргумент - довод, доказательство.
Обобщение - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.
Логика - ход рассуждений, умозаключений.
Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным выводам.
Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
Какой приём мы используем при изучении новой темы? (дедукция)
На ЕГЭ в блоке С вам необходимо будет написать проблемный очерк. Общая схема написания проблемного очерка должна выглядеть примерно так:
1)формирование проблемы (тезис);
2)аргументация ответа;
3)рассуждение от общего к частному – дедукция (дедуктивный метод мышления).

Итак, подведём итоги, что характерно для проблемного очерка? (обращаем внимание на доску). Повторяем особенности проблемного очерка

4. Закрепление нового материала. Работа в группах.
Итак, выяснив, что такое проблемный очерк, давайте перейдём к практическим действиям.
Предлагаю познакомиться со статьёй Даниила Гранина «О милосердии».
Чтение статьи.
Вопросы к тексту:
1) Какую проблему затрагивает автор в тексте? (о милосердии).
2) Какие тезисы статьи мы можем выдвинуть?
а) Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? (этот вопрос достаётся 1-й группе)
б) Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (этот вопрос достаётся 2-й группе).
в) Что по вашему мнению может способствовать воспитанию милосердия? (этот вопрос достаётся 3-й группе).
г) А 4-й группе достаётся вопрос: Какое положение статьи вы можете дополнить своими наблюдениями?

Учащиеся обсуждают  вопросы в группах . Затем выступают со своими ответами, остальные слушают и дополняют.
Есть ли дополнения? Обсуждаем, анализируем, делаем выводы.


5. Домашнее задание.
Каждый берёт домой листок с текстом. Подумает дома, напишет проблемный очерк, раскрывая один из этих тезисов.
6. Итог урока.
Какие трудности вызвала у вас эта тема? Что сегодня вы узнали и чему научились?

Текст, предлагаемый на данном уроке для анализа.

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь дает их как «устар.», то есть как устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно - не модно? Не нужно?
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений  нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему  животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и, тем не менее, мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
Упражняется ли милосердие в нашей жизни? ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

Д. Гранин «О милосердии»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Опубликовано: 3971 день назад (7 февраля 2014)
Просмотров: 10370
+4
Голосов: 4
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 8 февраля 2014 в 13:10 0
Интересный конспект урока, с выходом на экзаменационное сочинение. Часть С в ЕГЭ является очень непростой для учащихся. Нужно как можно больше проводить таких уроков, направленных не только на приобретение новых знаний, но и на их практическое применение. Спасибо!
Наталья Александровна Ченина # 9 февраля 2014 в 17:29 0
Спасибо большое за Ваш комментарий.
Наталия Александровна Клюка # 12 февраля 2014 в 20:10 +1
Очень хороший конспект урока - чёткий, последовательный, понятный. Грамотная постановка вопросов, правильные акценты, умелое распределение заданий. Ученики не только получают знания об особенностях проблемного очерка как жанра, но и вовлекаются в активную практическую деятельность по овладению этим видом публицистического стиля. За выбор темы милосердия отдельно хочется поблагодарить. Актуально невероятно!!! Подобные уроки помогут нам всем задуматься над очень серьёзными вопросами, касающимися нашей повседневной жизни. Спасибо, Наталья Александровна. Мой голос Вам.
Наталья Александровна Ченина # 23 февраля 2014 в 00:41 0
Спасибо за Ваш комментарий и голос!
Марина Владимировна Смирнова # 28 мая 2014 в 22:00 0
Очень продуманный подход к подготовке самой трудной части ЕГЭ. Именно такой поэтапный подход дает возможность ученикам четко и грамотно излагать свои мысли.