Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс
Лингвистический анализ текста. Работа с выразительными средствами языка в тексте
Автор:Климешина Галина Васильевна,учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Данный вид деятельности окажет реальную помощь учащимся при подготовке к самостоятельным, олимпиадным работам и экзаменам по русскому языку, литературе, искусству.
Лингвистический анализ текста.
Цель: знать основные виды выразительных средств языка, стилистические фигуры речи и уметь находить их в тексте
Занятие 2
Работа с выразительными средствами языка в тексте
Выразительные средства языка делятся на группы. Это, прежде всего, лексические языковые средства, затем грамматические, фонетические, морфологические.
А) К
лексическим выразительным средствам языка относятся: синонимы, антонимы, заимствованные слова, диалектные слова, профессиональная и терминологическая лексика, устаревшие слова, неологизмы, фразеологические обороты, лексический повтор, родо-видовые слова.
Вышла румяная девка и стукнула на стол самовар. (Т.е. поставила) Такие синонимы называются окказиональными или контекстуальными.
Б)
Фонетические языковые средства (звукопись) включает в себя аллитерацию (повторение однородных согласных звуков) и ассонанс (созвучие гласных звуков).
Она горит под золотым осенним… (о-о-и-о-о-о-о-о-и) Так создаётся музыкальность, напевность речи.
И заря над ним образовала золотого зарева пятно. (з-з-з-з)
В)
Грамматические средства выразительности - это способ связи предложений в тексте: параллельный или последовательный, лексический повтор, однокоренные слова, инверсия, единство видо-временных форм глагола.
Г) К
морфологическим средствам связи относятся местоимения личные и указательные местоимения, которые заменяют существительные и другие части речи, а также союзы, соединяющие предложения в тексте и смысловые части текста.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
К выразительным средствам речи следует отнести и
синтаксические фигуры.
А) [/b]Антитеза – резкое противопоставление, контраст. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.
Б)
Оксюморон – стилистическая фигура, в которой соединяются слова, противоречащие друг другу, логически исключающие друг друга.
О, как мучительно тобою счастлив я!
В)
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Это утро, радость эта.
Эта мощь и дня, и света.
Это синий свод …
Г)
Инверсия – нарушение прямого порядка слов.
Арагвы светлой он счастливо достиг зелёных берегов…
Д)
Анафора – повторение начального слова и словосочетаний или самостоятельных отрезков речи.
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…
Е)
Эпифора – выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Ж)
Умолчание – оборот речи, в котором мысль остаётся до конца не невыраженной, но читатель догадывается о недосказанном.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны…
З)
Риторический вопрос – оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
И)
Элипсис – пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося.
Заунывный рёв мотора. Сумасшедший звон жары. Задыхаясь – в гору, в гору, и зажмурившись – с горы. ( Опущено сказуемое, так достигается сжатость речи.)
Рекомендуем посмотреть:
Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс)
Конспект урока по русскому языку, 11 класс
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай
Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса
Похожие статьи:
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)
Конспект урока русского языка для 10 класса. Имя числительное
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»