Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку 9-10 класс
Методическая разработка внеклассного мероприятия – познавательно-развлекательной игры «Наш прекрасный русский язык» для учащихся 9-10 классов
Автор: Дубикова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МОАУ Гимназии №8 г.Сочи
Цель игры: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной язык, приобщение гимназистов к отечественной словесности как основе духовной и национальной культуры
Оборудование: листы с заданиями для команд (см. ниже «станции»), маршрутные листы для каждой команды
Рекомендации по проведению игры
Эту игру можно провести в последний день недели Русского языка. Классные руководители и учителя - словесники заранее объявляют детям о проведении данного мероприятия. Учитель называет станции, а также говорит детям, какие виды заданий им предстоит выполнять. Учитель консультирует детей при подготовке к игре.
Мероприятие можно провести как для одного класса, так и для параллели классов. В игре может участвовать одновременно 5-6 команд (5 – 6 человек). При необходимости она проводится в два этапа, но обязательно в один день.
Каждая станция находится в отдельном кабинете, где ребятам предстоит отвечать на вопросы и выполнять задания под руководством учителей – ассистентов. Эти преподаватели выслушивают и проверяют ответы и выставляют баллы. В конце игры баллы суммируются, и команда - победитель получает призы. Учителя, которые проводят игру, заранее обговаривают механизм выставления баллов (баллы выставляют в маршрутный лист) и время, отводимое на ответы на каждой из станций.
Перед игрой проводится короткий инструктаж и выдаются маршрутные листы. Награждение проводится в актовом зале. Учителя – ассистенты делятся своими впечатлениями, возможен показ сценок, выступления учеников. В приложении 2 помещены высказывания русских писателей о языке, которые можно использовать выступающим в своей речи перед игрой и во время подведения итогов.
Номера станций и их названия:
1. станция «Клад мудрости»;
2. станция «Тысяча и одна задача»;
3. станция «Дай имя букве»
4. станция Шарад
5. станция «Подбери ключик»
6. станция театральных миниатюр
Схемы маршрутов команд

Описание станций
Станция «Клад мудрости»

М.А.Шолохов писал: «Величайшее богатство народа его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной форме языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отражается его история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах и фразеологизмах. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…»
На этой станции ребятам предстоит показать знание фразеологизмов и пословиц, объяснить их смысл, а также привести аналоги русских пословиц к пословицам других народов.
Один из участников должен продемонстрировать актерские способности и показать мимический этюд на тему предложенных фразеологизмов.
Станция «Тысяча и одна задача»
Ребятам предстоит отгадать, перу какого русского писателя принадлежат высказывания о родном языке
А также ученикам предлагаются задачи, посвященные сочетаемости слов. В условиях задач формулируется типичная (стандартная) сочетаемость искомого слова, в том числе и участие во фразеологических оборотах. Наряду с допустимой сочетаемостью указываются также и запреты на нее. Задачи построены по принципу теста: из приведенного списка такой сочетаемостью обладает только одно слово из предложенных. Наряду с допустимой сочетаемостью указываются также запреты на нее, характерные именно для искомого слова. Для решения задачи нужно подставить слова из списка в соответствующие контексты.
Станция «Дай имя букве»
Славянские названия букв держались в русской письменности довольно долго.
Аз, буки, веди… А как же назывались другие буквы?
На этой станции ребятам предстоит узнать их названия, используя текстовые подсказки.
Станция Шарад
Ребятам предстоит разгадать шарады и ребусы, в которых скрыты слова.
Станция «Подбери ключик»
Русский язык представляется хлебосольным хозяином, чье радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одними хозяин легко прощается, ибо не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом, - твой дом, - говорит он полюбившемуся гостю. – Хочешь, смени иноземный наряд на русские одежды. А нет – что за печаль – оставайся самим собой».
Используя лексические элементы эллинов и римлян, сохранившиеся в русском языке, ученикам предстоит сконструировать известные им названия предметов и явлений познаваемого нами мира. Также учащиеся должны объяснить смысл заимствованных слов.
Станция театральных миниатюр
Ученикам предлагается показать миниатюру на темы:
«Могучий… богатый русский язык…»,
«Слово не воробей…»,
« Словом можно убить, словом можно спасти…»,
«Давайте говорить друг другу комплименты!»
Оценивается: соответствие темы миниатюры выбранной теме, актуальность, актерское мастерство, оригинальность сценического воплощения темы.
Станция «Клад мудрости»
Задание 1. Прочитайте китайские пословицы. Вспомните русские пословицы, соответствующие им по смыслу и запишите их.
У себя на голове верблюда не заметит, на другом иголку увидит. В тихом месте зло таится. Когда много каменщиков, дом получается кривой. Торгующий овощами ест ботву. Народу столько, что с коромыслом не пройдешь. Язык беду приводит Призывая огонь на соседа, сгоришь сам .(китайская). (В чужом глазу соломинку видит, а у себя бревна не замечает. В тихом омуте черти водятся. У семи нянек дитя без глазу. Сапожник всегда без сапог. Народу столько, что негде яблоку упасть.Язык мой – враг мой. Не рой яму другому – сам в нее попадешь)
Задание 2. Придумай мимический этюд, который бы отражал смысл одной из пословиц, и покажи его.Один ученик показывает, команда угадывает.
Задание 3. Замени одним словом:
зарубить на носу –
коптить небо -
себе на уме –
вилять хвостом -
заткнуть за пояс –
куры не клюют -
Задание 4. О ком так говорят?
стреляный воробей -
гусь лапчатый -
тертый калач -
желторотый птенец -
звезд с неба не хватает -
семи пядей во лбу -
и швец, и жнец, и на дуде игрец -
правая рука -
Задание 5. Откуда эти строки? Назовите произведение и укажите автора.
1.Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху… (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
2.И растет ребенок там не по дням, а по часам…(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
3.У наших ушки на макушке! (М.Ю. Лермонтов. Бородино)
4.И золотой мешок и метит в генералы…(А.С. Грибоедов. Горе от ума)
5.Зима! Крестьянин, торжествуя…(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)
6.Умом Россию не понять…(Ф.И. Тютчев)
Задание 6. Перед учениками разложены полоски бумаги с написанными на них фразеологизмами. Каждая команда тянет пять таких «билетов» и объясняет значение фразеологизма, его происхождение. Примерный список фразеологизмов помещен в приложении.
Станция «Тысяча и одна задача»
Задание 1. Перед учениками на отдельных полосках бумаги написаны высказывания о языке, принадлежащие известным русским писателям. Фамилии писателей указаны на отдельном листе. Ребята должны найти автора каждого высказывания.
1. В грамматике все нужду имеют. (М. Ломоносов)
2. Правилу следуй упорно: чтоб словам было тесно, а мыслям – просторно. (Н. Некрасов)
3. Изводишь единого слова ради тысячу тонн словесной руды. (В. Маяковский)
4. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. (А. Пушкин)
5. Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью. ( А.Н.Толстой)
6. Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле - печаль, а долговечней – царственное слово. (А. Ахматова)
7. В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего. (А. Чехов)
8. Никакое железо не может войти в сердце человеческое так леденяще, как точка, поставленная вовремя. (И. Бабель)
9. Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В. Брюсов)
10.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, само название еще драгоценнее самой вещи. (Н. Гоголь)
Задание 2. Ученикам предлагается решить следующие задачи по семантике.
Задача 1.
В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это:
а) гонг;
б) глаза;
в) метро;
г) очки;
д) лицо
Ответ: б) глаза. Устойчивые выражения: бить в глаза (свет бьет в глаза); лезть в глаза; стоять перед глазами. Невозможно (или по крайней мере нетипично и странно): сидеть перед глазами. Для остальных слов отметим следующее: в гонг можно бить, но нельзя лезть; в метро, напротив, можно лезть, но нельзя бить. Наконец, для каждого из четырех слов (гонг, метро, лицо, очки) не различается сочетаемость с глаголами стоять и сидеть: либо оба выражения возможны, либо невозможны, но такого противопоставления, как для глаз, нет.
Задача 2. За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это:
а) дело;
б) лестница;
в) перила;
г) победа;
д) ум?
Ответ: д) ум. Существуют устойчивые выражения: взяться за ум; довести до ума; свести с ума. НЕ существует выражений коснуться ума и возвести на ум. Для остальных слов отметим следующее: нельзя свести с дела, перил и победы, а лестницы можно коснуться, и на лестницу можно возвести.
Задача 3.Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это:
а) кости;
б) мозги;
в) труба;
г) ум;
д) щеки?
Ответ: мозги. Устойчивые выражения: прочистить мозги, вправить мозги и пудрить мозги. Невозможно: очистить мозги, исправить мозги и румянить мозги. Для остальных слов отметим следующее: кости, трубу и ум нельзя пудрить, а щеки можно не только пудрить, но и румянить ( и уж точно их нельзя прочистить и вправить).
Задача 4. Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это:
а) ящик;
б) чемодан;
в) дом;
г) секрет;
д) замок?
Ответ: г) секрет. Устойчивые выражения: раскрыть секрет, держать в секрете, хранить в секрете. Невозможно: закрыть секрет. Для остальных слов отметим следующее: дом, ящик, чемодан и замок можно закрыть. Таким образом, выбор из пяти слов очевиден. Однако интересно отметить, что в русском языке есть слова, похожие в этом отношении на секрет. Так, сходную с секретом сочетаемость имеет слово тайна.
Задача 5. Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это:
а) печень;
б) кровать;
в) место;
г) стол;
д) вид?
Ответ: место. Устойчивые выражения: больное место; мокрое место; пустое место; уложить кого- либо на месте; поставить кого –либо или что –либо на место. Для остальных слов отметим следующее: кровать и стол не бывают больными, а вид и печень – мокрыми и пустыми.
Станция «Дай имя букве»
Славянские названия букв держались в русской письменности довольно долго. Вот как писал об этом М. В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» (1757):
«Российская азбука тридцать букв общеупотребительных имеет, которых начертания и имена суть следующие:
А ___ Р рцы
Б буки С слово
В ___ Т ____
Г глаголь У у
Д ___ Ф ферт
Е есть Х хер
Ж ____ Ц цы
З ___ Ч червь
И иже Ш ша
К ___ Ъ ер
Л люди Ы еры
М мыслите Ь ерь
Н нащ ять
О он Ю ю
П покой Я я

Названия некоторых букв пропущены. Задание: допишите эти названия на месте пропусков. Подсказки (семь слов – названий букв) найдете в выделенных строчках стихотворения:
Века сменялися веками,
Князья сменялися царями,
А Русь все крепла и цвела
И грамоту свою плела…
Преданья старины глубокой
О том поведали нам в срок,
Что братья из страны далекой
Решили Русским дать урок.
Их миссия была священной,
Им благодарны мы сейчас,
И азбуку свою простую
Мы изучаем веди, аз…
Стоим мы твердо на земле,
Како и братья те святые,
Живем и помянем добром
Дела и память их отныне.
(Автор стихотворения Калганова В.Е.)
Ответы: аз, веди, твердо, земля, како, живете, добро
Станция шарад
Задание 1. Реши шарады:
В танце первый слог найдете,
Цифра – это новый слог,
Ну, а дальше вы возьмете
И приставите предлог.

В целом – тот, кто защищает
Славу, честь страны родной,
Страха он в бою не знает
И в труде – труда герой. (Патриот)

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.(Столяр)

Три части слова находим подряд:
Когда ликуешь, говоришь: - Я…
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово…
(Бывает он у старика, есть у кота,
Его обнаружишь у кита.)
А целое на ум должно прийти,
Когда окружность циркулем
захочешь провести.(Радиус)

Первая буква есть в слове «сурок»,
Но нет этой буквы в слове «урок».
А дальше подумай, и краткое слово
У умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у «мамы» возьми
без смущения,
И в целом получишь – итог от сложения. (Сумма)
Станция «Подбери ключик»
Задание 1. Заполните таблицу примерами слов. За большее количество слов команда получает большее количество баллов.

Задание 2. Объясните смысл следующих слов:
Адаптация (приспособление)
Альтруизм (бескорыстная забота о благе других)
Априори (независимо от опыта, до опыта)
Буриме (стихотворение, составляемое на заданные рифмы)
Вензель (начальные буквы имени и фамилии, переплетенные между собой)
Диссидент (тот, кто не согласен с господствующей идеологией)
Жуировать (наслаждаться)
Коммюнике (официальное правительственное сообщение)
Манкировать (небрежно отнестись к чему – либо)
Нигилизм (полное отрицание всего общепризнанного)
Пантеон (место, посвященное всем богам)
Список используемой литературы
1. Кронгауз М. Тысяча и одна задача по семантике.-М.: «Первое сентября», 2006г.

Приложение
Крылатые выражения
Между Сциллой и Харибдой
Так в греческой мифологии именовались два чудовища, сторожившие пролив, отделяющий остров Сицилию от Аппеннинского полуострова. Спастись от них считалось немыслимым: кто избегал зубов Сциллы, неминуемо попадал в пасть Харибды. Впервые они описываются в поэме Гомера. Надо полагать, что этими именами мореходы обозначали какие-то рифы и стремнины, неизвестные нам, но опасные для их утлых судёнышек. (Находиться в трудном положении, так как опасность грозит сразу с двух сторон)
Яблоко Раздора
Пелей и Фетида, родители героя троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Она тайно бросила на стол яблоко с надписью «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор. Гера, Афина и Афродита претендовали на это звание.
Судьёй был избран троянский юноша Парис. Он отдал яблоко Афродите, которая заставила Елену - жену греческого царя Менелая - полюбить Париса. Греки начали многолетнюю войну с троянцами. (Причина споров и распрей)
Рог изобилия
В мифе о рождении Зевса говорится о том, как младенец был вскормлен молоком козы Амалфеи.
Однажды эта коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Этот рог подобрала нимфа, обернула его листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Когда Зевс вырос, он подарил рог козы воспитавшим его нимфам, пообещав, что всё, что бы они ни пожелали, прольётся из этого рога.(Символ богатства)
Пиррова победа
В 279 году до н.э. царь Пирр одержал победу над римлянами. Но эта победа стоила Пирру таких потерь, что он воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы погибнем!»
(Победа, которая не оправдывает жертв)
Ахиллесова пята
В мифе об Ахиллесе говорится о том, что его тело было неуязвимо, за исключением пятки: за неё держала мать, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку был ранен Ахиллес стрелой Париса во время Троянской войны.
(Наиболее уязвимое место, слабая сторона)
Геркулесов подвиг
Геркулес совершил 12 подвигов. О них можно прочитать в греческих мифах.
(Употребляется, когда говорят о деле, требующем необыкновенных усилий)
Гордиев узел
В одном из мифов говорится о том, как Гордий, простой землевладелец, встретился с телегой по дороге фригийцам. Он, по словам оракула, думал стать царём. Телегу, изменившую судьбу, Гордий поставил в храме Зевса, завязав очень запутанный узел. По предсказанию оракула, кто его распутает, станет властителем всей Азии. Александр Македонский разрубил его одним ударом меча.
(Запутанное дело, стечение обстоятельств. «Разрубить Гордиев узел» - разрешить сложное дело.)
Семь чудес света. Восьмое чудо света.
В Древнем мире было известно семь чудес, сотворенных руками человека:
Египетские пирамиды, Александрийский маяк, статуя бога Солнца на острове Родос (Колосс Родосский), Висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей (сожженный Геростратом), храм Артемиды в Эфесе, статуя бога Зевса в Олимпии.
(Выражение используется в речи, когда хотят сказать о чем-нибудь замечательном, великолепном, единственном в своем роде. Нередко употребляют иронически.)
Кануть в Лету
Лета – река забвения в подземном царстве. Из неё души умерших пили воду и забывали свою прошлую жизнь.
(Исчезнуть навсегда)
Танталовы муки
В мифе говорится о том, как Тантал, фрикийский царь, был жестоко наказан за оскорбление богов.
После смерти, попав в Аид, он вечно испытывал муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним.
Страдания от сознания того, что цель близка, но её невозможно достигнуть)
Панический страх
Пан, греческий бог лесов и полей, наводил ужас на людей. Отсюда и возникло слово паника.
(Внезапный сильный страх)
Прокрустово ложе
В греческом мифе Прокруст – знаменитый разбойник, подстерегавший путников в лесу. Свою жертву он валил на своё ложе: тем, кому оно приходилось мало, он отрубал ноги, тех, для кого оно было велико, растягивал до смерти. Тесей повалил на ложе самого Прокруста и отрубил ему голову. Путь в Афины стал безопасным.
(Ситуация, когда человека ставят в определённые рамки и он должен чем-то пожертвовать)
Нить Ариадны
Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею выбраться из лабиринта на острове Крит. (Минотавр - получеловек-полубык - обитал в дворце-лабиринте). Она дала Тесею клубок ниток.
После победы Тесея Ариадна бежала с ним с острова. Но бог Дионис явился во сне Тесею и сказал, что Ариадна предназначена ему, богу, в жёны. Покорившись воле богов, Тесей покинул спящую невесту.
С тех пор люди называют Ариадну Брошенной и чтут её как супругу великого Диониса.
(Выход из трудного положения)
Тянуть канитель
Вы, конечно, слышали это выражение со значением –«медлить, делать что – либо очень долго».
В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.
Очертя голову
Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается, что тот, о ком идет речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Эта отчаянная храбрость вызывалась полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».
Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.
Козел отпущения
В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.
Лезть на рожон
В древнерусском языке, да и в некоторых современных народных говорах рожон – это «заостренный с одного конца кол, рогатина».
На Руси с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роковая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения «лезть на рожон». Смысл фразеологизма: «предпринимать действия, заведомо обреченные на полный провал», «по собственной воле идти на крупные неприятности».
Приложение 2
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.
(Н. Карамзин)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
(И. Тургенев)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Конспект урока русского языка для учащихся 10 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Опубликовано: 4021 день назад (18 ноября 2013)
Просмотров: 12071
+3
Голосов: 3
Екатерина Петровна Беликова # 22 апреля 2014 в 14:30 0
Светлана Васильевна, обычно старшеклассников достаточно сложно "расшевелить", заинтересовать; но такая игра, однозначно, не оставит равнодушным ни одного ученика. Чувство здорового соперничества - двигатель прогресса. Это активирует школьников, даже меланхоличные ученики будут вынуждены работать быстрее,чтобы не подвести команду. Интересный урок! На станции "Подбери ключик" я задержалась - "вытаскивала из памяти" своей слова, о существовании которых там даже не подозревала. Очень увлекательно! Спасибо! возьму на вооружение. И голос отдаю Вам.
Надежда Михайловна Светлова # 26 июля 2014 в 21:54 0
Спасибо, Светлана Васильевна! Мы ежегодно проводим в своей школе Неделю словесности, и предложенную Вами игру я беру на вооружение! Это именно игра, причём командная и очень занимательная, что привлекает и учителей, и детей. Очень хорошая работа с фразеологией, ученики в последние годы совершенно не пользуются фразеологизмами, не понимают их значения, а на Вашей станции они узнают много нового и полезного. Понравился мимический этюд, очень оживляет процесс игры. Мне нравится идея переходить из кабинета в кабинет по станциям. Добавляет движение в интеллектуальную игру.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 12:22 0
Спасибо за разработку.Редко встретишь что-то для старших классов.Беру себе на вооружение.