Цели и задачи: формировать понимание необходимости совершенствования нравственных отношений в семье;
умение правильно оценивать свою роль в семье;
воспитание чувства ответственности за свои поступки и поведение,
которые могут привести к разрушению семьи.
Оборудование: запись темы и высказываний на доске и на экране,
ручки и листочки. Проектор, экран и ноутбук Предварительная подготовка:
- подготовить учеников, читающих тексты (Улыбина А., Бердникова В);
- собрать фотографии семей - участников классного часа (Востриковы, Арюковы, Бердниковы, Умургалиевы);
- отправить красиво оформленные пригласительные родителям учащихся класса.
Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры и выступлений подготовленных школьников
Ведет классный час классный руководитель.
Записанное на доске (слайд 1) Семья.ppt словосочетание понятно каждому, но …по-своему. Давайте попробуем соединить все мнения и прийти к одному – общепонятному, одинаково значимому для всех
(слайд 2) Джордж Бернард Шоу сказал:
«Здоровый человек – это не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними, а здоровая семья - это та семья, которая, не смотря на проблемы, остается семьей».
Совсем скоро и вы создадите свои семьи и, наверно, сейчас уже знаете, что входит в понятие «здоровая семья»
(слайды 3 -5 фото семей в различных ситуациях) Школьники высказываются (учитель делает вывод - это не только физическое, но и нравственное здоровье объединенных в семью людей)
Создать здоровую семью намного трудней, чем написать книгу или сделать открытие.
Как вы думаете, кто в семье должен быть главным? (ответы детей и родителей)
Дотошные социологи говорят, что чаще всего семьи (нормальные, с любящими друг друга людьми) разрушает скука.
Что это значит? Как спастись от подобного разрушения?
(слайд 6) Спасет семью богатой выдумкой досуг, совместное времяпровождение, просто беседа!
Чтение стихотворения Улыбиной Настей (проецируется на экран)
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: -Я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я, я.
Ева молвила: - Я.
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья
(слайд 7-8) И мы подошли к вопросу: как распределить обязанности в семье? (Каждый член семьи должен иметь обязанности. Там, где все заботы лежат на женских плечах, там не может быть здоровых отношений между членами семьи, обязательно возникнет непонимание, обиды. Действовать надо сообща).
Вот сейчас мы попробуем решить совместно один вопрос – семейный бюджет
(слайд 9 – монетки, деньги)
Все ученики делятся на «семьи» из 4-х человек
-Представьте, что вы одна семья. Оба родителя работают. Общая зарплата составляет 20 тысяч рублей. Один ребенок-школьник, другой – посещает детсад. Все имеют право голоса! Решите сами, есть у вас машина, огород, хозяйство и т. д. и распределите бюджет на месяц
«Семьи» считают, спорят, в конце оглашают, куда они потратят деньги.
Родители в это время отвечают на вопрос: сколько должно быть в семье детей?
Обсуждаем вместе оба вопроса (выясняем, что ни одна семья не учла траты на лекарства, на гостей, содержание автомобиля, корм скоту, дрова и т.д. – подводим детей к выводу, что их родителям очень трудно содержать семью, особенно если у детей завышенные запросы и они думают только о себе, экономя на родных)
Выслушиваем родителей и делаем совместное заключение, что дети, сколько бы их не было – это радость семьи. Сами дети должны помнить, что они полноценные члены семьи, имеющие права и обязанности как и взрослые
Кто деток родит мне, богиня моя? – вопрос Адама. А деток рожают в семье вместе. Дети непременно должны быть желанными, долгожданными, любимыми, а ни в коем случае нежданными, случайными, лишними.
Ребенок становится членом семьи, когда о нем только узнают. И здесь я не удержусь от нравоучений: не ждите здорового, полноценного ребенка от пьющих родителей, курящей, не очень активной мамы.
Послушайте строчки из ДНЕВНИКА ЕЩЕ НЕ РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА. «КАК Я ЖИЛ ДО МОЕГО РОЖДЕНИЯ»
Читают Бердникова Вера и Козлова Елена.
Диалог еще не родившегося малыша.(слайд 1 - фото еще не родившегося малыша) 2 месяца.
«Сегодня у меня праздник: два месяца. Я уже существую. Я могу ощущать, чувствовать. Я - человечек. Но, к сожалению, праздную не я один, мама - тоже. Она уже выкурила 5 сигарет и вы¬пила стакан вина. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит. А у моего друга-ровесника мама сегодня ела витамин и пила молоко. Он такой веселый и большой уже. Завидно!» (2-3 слайды) 3 месяца.
«Мой друг уже такой большой, а я совсем не подрос. Мама курит и курит, а мне все хуже. А мама моего друга сегодня гуляла целый день на свежем воздухе. Я даже не знаю, что такое свежий воздух. Вот рожусь и сразу убегу от нее гулять. И вообще я устал...» 4 месяца.
«...А сегодня был опять праздник, и мама ела чего-то соленое. Я уж не говорю, что оно было жареным и ужасно острым. И запивала мама все это не молоком, а пивом. У меня теперь в горлышке першит, и живот болит. Я обиделся и маму ножкой стукнул. А мама моего друга режим соблюдает, зарядку делает и кушает фрукты, овощи и молочные продукты. И он все растет и растет, а я еще такой, каким был мой друг, когда ему и 3-х месяцев не было». 5 месяцев.
«Вчера у нас были гости. Мама выпила немного вина. И сегодня с ут¬ра у неё болит голова. Поэтому она съела какую-то таблетку и уже выпила несколько чашек кофе. Неужели она не знает, что этого нельзя делать!!! Мне так плохо...» 6 месяцев.
«Мама сегодня с папой поссорилась. Они кричали, что я им совсем не нужен. Не буду я у них рождаться! Не люблю я их! А родители моего друга никогда не ссорятся и все время с ним разговаривают... После ссоры мама собрала тяжелый-тяжелый чемодан и ушла. У нее сердце чуть не отказало от тяжести... Понимаете: Я чуть не умер» 7 месяцев.
«Хотя мне уже 7 месяцев, я еще выгляжу, как шестимесячный. А я хочу быть большим и сильным. А моя мама сегодня поссорилась с мамой моего друга, потому что та говорила, что в баню маме теперь ходить нельзя, а она все равно пошла.
Мне сначала было хорошо. Тепло, а потом плохо и тесно стало - и маму куда-то повезли.
(4 слайд)... Вдруг Я увидел свет и закричал. А потом меня опутали какими-то проволоками и трубочками и куда-то отнесли... - А друг мой родится через 2 месяца - здоровый и веселый.
P.S. - А главный дяденька в белом халате сказал: «Какой он маленький, хиленький, да и пальчиков у него шесть!» А я подумал - разве так не должно было быть?»
В медицинской карте ребенка следующая запись: «Мальчик, вес при рождении - 2300 г, рост при рождении - 45 см.
Роды преждевременные - на 34-й неделе беременности, протекавшей с токсикозом в 1-й и 2-й половине беременности. Имеются признаки незрелости, ребенок неактивен, крик слабый, грудь берет плохо. Кожные покровы бледные. Имеются стигмы дизэмбриогенеза. Со стороны внутренних органов выслушивается систолический шум, границы сердца смещены влево: необходимо обследование с целью исключения порока сердца.
Диагноз: недоношенность 1-й степени, врожденный порок сердца. Отягчающий анамнез: мать на протяжении всей беременности курила, употребляла алкоголь».
(5 слайд) Когда родился друг этого малыша, о котором он упоминал в своем дневнике, то в его медицинской карте была следующая запись:
«Мальчик, вес при рождении - 3500 г, рост при рождении - 50 см. Роды в срок на 40-й неделе беременности. Ребенок активен, крик громкий, сосет хорошо. Кожа и слизистые чистые, розовые. Со стороны внутренних органов патологии нет.
Диагноз: здоровый новорожденный».
Подводя итог нашей встречи, задам самый трудный вопрос:
все ли люди подходят для создания семьи? Кто не гож на это?
Идет обсуждение. Надо подвести этот разговор к тому, что человек, имеющий вредные привычки, заботящийся только о себе, эгоист, боящийся трудностей, надеющийся, что кто-то будет за него всю жизнь решать проблемы его семьи – не годен для брака. Чтобы не быть эгоистами, посмотрите это видеоролик и делайте выводы! не убивай.flv
В конце хочу пожелать всем вам, ребята, уже сейчас не считать за труд быть внимательным ко всем, кто вас окружает. Помните, что счастье в семье и сейчас и в будущем зависит от каждого её члена. Необходимо научиться беречь то, что имеешь, быть полезным, нужным и тогда ни какие трудности не смогут разрушить вашу будущую семью.
Теперь по одному слову от каждого участника ответ на вопрос, поставленный в начале нашей встречи: какую семью можно назвать здоровой?
На доске от слов «Здоровая семья» проводим лучики и пишем эти слова, например, счастливая, многодетная, непьющая, веселая, понимающая и т.д.
Постарайтесь в будущем построить семью со всеми этими качествами (слайд 12 - Всего вам хорошего и спасибо за участие в нашей встрече) Литература: ж. «Классный руководитель»1999г.№ 1, стр. 49
Добрый день, коллега. Знакомлюсь уже не с первой вашей работой и восхищена вашими стараниями. Беседа с учениками очень важна при становлении личности. Данная работа привлекла внимание построением занятия. Учитель предлагает тему, направляет и корректирует, но рассуждают обучающиеся. Дети аргументируют своё мнение, знакомятся с мнениями выдающихся людей и своих сверстников, саморефлексируют. Мне понравилась эта разработка. Примите мой голос. С уважением, Елена Сергеевна.
Елена Сергеевна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как загрузить презентации и видеоматериал? Ведь просто одного текста недостаточно, я хочу, чтобы вся работа была полностью доступна для обозрения. Помогите! Благодарю.
Добрый день, Елена Сергеевна! Очень понравилась Ваша разработка классного часа. Тема "Семья", как мне кажется, должна красной нитью проходить в той или иной степени через все классные часы, поскольку ценность этой темы неизмерима. Поэтому, безусловно, ваши разработки полезны и необходимы, потому что иногда сталкиваешься с тем, что вдохновение в какой-то момент просто покидает, а следовательно ваши разработки - просто палочка-выручалочка для многих из нас. Спасибо.