Цель: Ознакомление детей со способом обобщения добытой информации.
Задачи:
-
Уточнять и расширять представления детей о цветах, их строении, местах произрастания.
-
Обогащать лексическую сторону речи умениям выражать мысли фразами, составленными из двух – трех предложений.
-
Активизировать речь детей существительными: названиями цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; частями цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, семена; признаками: садовые, луговые, полевые, комнатные; действиями: ухаживать, садить, вскапывать, поливать.
-
Развивать умения детей самостоятельно добывать информацию из различных источников.
Оборудование: картинка с изображением букета в вазе; картинка с изображением модели строения цветка; альбомы: комнатные цветы, лекарственные цветы, луговые (полевые) цветы, садовые цветы; иллюстрации с изображением, комнаты, луга, сада, теплицы; Энциклопедия «В мире цветов» (самиздат), пиктограммы методов исследования, папки-исследователя для детей.
Предварительная работа: знакомство детей с различными видами цветов, совместные рисунки детей с родителями «Строение цветка», создание энциклопедии по рисункам и рассказам детей «В мире цветов» (самиздат), заучивание с детьми стихотворений о цветах; дидактические игры: «Найди и назови», «Наоборот», «Собери букет», «Найди такой же»; проведение опыта 1 и опыта 2.
Индивидуальная работа:
Закреплять умение детей составлять описательный рассказ из двух или трех предложений (Ваня Д., Даша Я., Паша Л.).
Закреплять умение детей отвечать на вопросы воспитателя развернутым предложением (Егор А., Глеб Л., Юля К.).
Словарная работа: слова антонимы, составление сложных предложений.
Ход исследовательской деятельности
Воспитатель читает стихотворение С.А Васильевой «Ваза с букетом».
Ваза с букетом.
Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели,
Когда в майский день подарил цветы я.
- Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.)
- Что мы знаем о цветах? Предлагаю вам побыть исследователями и собрать информацию о цветах. Как вы думаете с чего нам надо начать? (Ответы детей).
Дети работают с пиктограммами. Высказывают свои предположения и если они соответствуют пиктограмме, то воспитатель выставляет ее на доску. В том случае, если дети не предложат метод исследования «Подумать самому», то воспитатель показывает детям соответствующую пиктограмму и задает вопрос: «Что означает этот рисунок?» (Ответы детей).
Познакомив детей с пиктограммами, воспитатель задает следующий вопрос «С чего мы начнем?» и по ответам детей выстраивает карточки-пиктограммы в определенной последовательности. «Подумать самостоятельно», «Прочитать в книге», «Спросить у специалиста», «Посмотреть в компьютере», «Наблюдение», «Провести эксперимент».
-Итак, план проведения нашего исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску. (дети тянут жребий кто будет исследователем – три человека).
1 этап: «Подумать самостоятельно»
Дети вспоминают, что они знают о цветах: цветы живые, цветы это растение, цветы могут быть на ягодных кустиках, цветы красивые и радуют нас, цветы любят солнце и тепло и т.д. (все свои ответы дети зарисовывают схематично в «папку исследователя».
2 этап: «Прочитать в книге»
Дети обращаются к книгам и энциклопедиям, находящимся в группе. «Папка исследователя» заполняется найденной информацией.
-У цветов есть: кони, стебель, листья, бутоны, цветы, иногда бывают иголки и шипы.
-Про цветы сложено много сказок и стихотворений. У нас есть ребята, которые знают стихи про цветы, они их нам прочтут (Настя Пет., Соня С., Саша Г.)
-Прекрасные стихи рассказали дети. Я хочу поиграть с вами в новую игру.
Физ. минутка.
«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ»
На лужайке по утру
Мы затеяли игру
Я – подснежник, ты вьюнок.
Становитесь в наш венок.
(Дети встают в круг, берутся за руки)
Раз, два, три, четыре,
(Делают четыре шага назад, расширяют круг)
Раздвигайте круг по шире.
А теперь мы ручейки,
(Бегут по кругу)
Побежим в перегонки.
Прямо к озеру спешим,
(Раздвигают круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять,
(Смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
(Бегут по кругу)
Мы — весёлые лучи,
(Тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи.
(Прыгают на носочках, руки на поясе)
-Мы немного отдохнули. Продолжим наш поиск.
3 этап: «Спросить у специалиста»
-Моя подруга работает в оранжерее – это большая теплица, в которой растут различные растения круглый год. Предлагаю ей позвонить по телефону и спросить, что она знает о цветах. (звонок по телефону «специалисту»).
-Здравствуйте Елена Анатольевна, мы очень хотим узнать о цветах.
-Про цветы сложено множество легенд, Все цветы прекрасны и неповторимы. Чтобы дольше цвести и радовать нас своей красотой цветам нужен тщательный уход: их надо рыхлить, поливать и опылять. Летом опылением цветов заняты насекомые, а зимой люди опыляют вручную.
-Спасибо, Елена Анатольевна, за интересную информацию. До свидания.
-Ребята нам следует занести данную информацию в «папку исследователя». Цветы любят влагу, рыхлую почву и нуждаются в опылении. От себя хочу добавить, что из цветочного нектара пчелы создают мед.
4 этап: «Посмотреть в интернете»
-Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (на лугу, в поле, в магазине, в саду, в комнате, на подоконнике и т.д)
-Если цветы растут на лугу или в поле, то они какие? (Полевые (Луговые)
-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)
-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)
Детям для закрепления информации предлагаются тематические альбомы.
5 этап: «Наблюдение»
Исследование 1:
-Дети, давайте посмотрим листья цветка, и потрогаем! Предлагаю погладить лист с верхней и нижней стороны. Что вы ощущаете?
Игра «Наоборот»: гладкий – пушистый или шершавый; колючий – пушистый; твердый – мягкий и т.д.
Данные исследования заносятся в «папку исследователя» рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.
Исследование 2:
-Дети, предлагаю рассмотреть форму листьев. Давайте посмотрим какую геометрическую фигуру они вам напоминают.
Игра «Найди такой же…»: сравнить листья цветов с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
-Листья у цветов бываю различной формы – этот вывод нужно зарисовать в «папку исследователя».
6 этап: «Провести эксперимент»
Опыт 1 (проводится предварительно):
Проведение опыта необходимо для подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.
Содержание опыта: Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – делаются аппликации «Капелька», означающая необходимость воды для роста цветов.
Опыт 2 (проводится предварительно):
Проведение опыта необходимо для подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету и поменявшим окраску на более светлую.
Результаты опыта заносятся в «папку исследователя» – дети рисуют солнышко, которое означает свет и луну – темнота.
Итог исследования:
Дети составляют доклад по зарисовкам из «папки исследователя». Воспитатель помогает вспомнить, что зарисовали дети.
- Ребята, вы почувствовали себя исследователями? (ответы детей). Давайте вспомним, как мы находили нужную информацию. (ответы детей). Мне очень понравилась с вами участвовать в исследовании и вы все получаете фишки за отлично проведенный поиск.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Эссе педагога. Природа в музыке, музыка в природе
Исследовательская работа в 9 классе по теме: Что означают наши имена
Влияние комплекса упражнений на развитие паховых мышц у детей 6-7 лет