Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательный творческий исследовательский проект для детей подготовительной группы на тему: Цветы

Познавательно-творческий исследовательский проект "В мире цветов" для подготовительной к школе группы
Авторы проекта: воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ «Детского сада № 22 «Яблонька» иллюстраторы.
Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ «Детского сада № 22 «Яблонька» – Емельянова Ольга Николаевна.
Содержание
Ведение
1. Этапы работы над проектом
1.1. Первый этап – подготовительный «Создание развивающей среды»
1.2. Составление перспективного плана
1.3. Второй этап работы – практический
Заключение
Список литературы
Приложение 1 «Вопросник детей «Что я знаю о цветах?»
Приложение 2 «Тематические альбомы, пособия, открытки и карточки»
Приложение 3 «Брошюра «Загадки и стихи о цветах для детей»
Приложение 4 «Литература и игры»
Приложение 5 «Конспект исследовательской деятельности «В мире цветов»
Приложение 6 «Энциклопедии «В мире цветов»
Приложение 7 «Книга «Сказки о цветах»
Приложение 8 «Костюмы для развлечения «Парад цветов»

Введение
Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.
Проекты, на мой взгляд, – одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «В мире цветов».
На начало работы по проекту была проведен опрос экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что средний уровень знаний имеют 43% детей, а низкий – 57%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.
На протяжении всего существования человек неустанно познает мир. Результаты своих открытий люди отражают в разных формах. Накопленный опыт постижения мира передается из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Важным средством познания окружающего мира для ребенка является окружающая его природа, во всех ее проявлениях. Она привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)
Процесс познания позволяет развивать фантазию, творчество, речь ребенка, а также интеллект и воображение, что в свою очередь, имеет большое значение в социальном развитии ребенка и реализации его возможностей в будущем.
Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Отдельные знания и умения не выводят детей на должный уровень умственного развития. Позновательно-речевая и исследовательская деятельность берет свое начало в дошкольном возрасте. Знакомя детей, с основами позновательно-иследовательской деятельности, мы даем ребенку хорошую базу знаний для школы.
Реализуя программу «Из детства – в отрочество» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается тема «Растения», а в частности цветы, поэтому возникла необходимость работы над проектом «В мире цветов».
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Перед нами возникла проблема:
Как развить у ребенка представления о цветах, их строении, разнообразии, свойствах, условиями, необходимыми для их роста, влиянием на эмоциональное состояние человека не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта:
Формирование у детей представлений о растительном мире на примере цветов, по средствам исследовательской деятельности.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах, дневниках исследователей.
3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
4. Развивать умения детей анализировать полученную информацию и делать выводы.
5. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность любовь к прекрасному, красоте окружающего мира и любознательность ко всему живому.

Объектом исследования стал процесс ознакомления с миром цветов.

Предметом исследования является создание педагогических условий и средств, способствующих познавательно-исследовательскому и умственному развитию ребенка.

Гипотеза:
Дети старшего дошкольного возраста освоят азы ботаники, если будет сформировн научный интерес к поиску информации и умению делать выводы.

Ожидаемые результаты:
систематизация и увеличение объема элементарных представлений о растениях, в частности о строение цветов, их разнообразии, свойствах, условиями, необходимыми для их роста, влиянием на эмоциональное состояние человека;
развитие любознательности, наблюдательности, умение самостоятельно работать с познавательной литературой, делать выводы в процессе проведения элементарных опытов, наблюдений, совершенствуя фразовую речь;
понимание детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
привлечение родителей для участия в совместной деятельности.

Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»;
воспитатель второй квалификационной категории Емельянова О.Н.;
родители детей.

1. Этапы работы над проектом
1.1. Первый этап работы – подготовительный «Создание развивающей среды»

Работа над проектом началась с ознакомления детей с разнообразием цветочного мира. Мини-музей «В мире цветов». Здесь дети познакомились разнообразием цветочного мира из тематических альбомов, строением цветка, разнообразием семян цветов и способами их размножения и ухода.

Развивающая среда группы:
вопросник для детей «Что я знаю о цветах?» Приложение 1;
подборка тематических альбомов о цветах Приложение 2, фото 1, 2, 3;
наглядные пособия «Строение цветка» Приложение 2, фото 4, 5;
выставка открыток и карточек «Друзья цветов» Приложение 2, фото 6;
коллекция семян цветов;
инструмент по уходу за цветами;
брошюра «Загадки и стихи о цветах для детей» Приложение 3, фото 1;
в групповой лаборатории подобрать пособия для проведения опытов и экспериментов на тему «Цветы»;
подобрать детскую и методическая литература по теме «Цветы» (Гризик Т.Г. «Познаю мир»; Тернбулл С., Денн Б. «Энциклопедия удивительных фактов» и др.) Приложение 4, фото 1;
приобретены дидактические и развивающие игры и пособия («Собери букет», «Насекомые», «Чья тень?», «Найди и назови» и др.) Приложение 4, фото 2;
создание мини-музея «В мире цветов»;
сюжетно – ролевые игры «Научная конференция», «Мы создаем книгу сказок»;
создание энциклопедии «В мире цветов» Приложение 5, фото 1;
создание книги «Сказки о цветах» Приложение 6, фото 1;
Изготовление к развлечению «Парад цветов» костюмов Приложение 7;
фотовыставка «Как мы работали над проектом».

1.2. Составление перспективного плана
Работа с детьми Работа с родителями Обогащение среды
Декабрь – 2013 года
1. Вопросник для детей «Что я знаю о цветах?»
2. Беседы с детьми:
- «Что такое растения?»
- «Какой ваш любимый цветок?»
3. Занятие по познавательному развитию «Строение цветка»
4. Презентация «В мире цветов»
5. Знакомство с разнообразием цветочного мира при помощи тематических альбомов.
6. Настольная игра «Цветы»
7. Изучение коллекции семян цветов.
8. Настольная игра «Чья тень?» 1. Консультации
- «Знакомим дошкольников с растительным миром».
- «Зеленый мир на окошке».

2. Создание энциклопедии «В мире цветов».
- Помощь детям в подготовке докладов о цветах.
- Совместный рисунок цветка и его строение. 1. Выставка рисунков «В мире цветов».
2. Подобрать загадки, стихи и оформить альбом «Загадки и стихи о цветах для детей».
3. Оформить мини – музей «В мире цветов»
4. Оформить настольную игру «Чья тень?»
5. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Научная конференция».
6. Создание энциклопедии «В мире цветов».
Январь – 2014 года
1. Беседы с детьми:
- «Где растут цветы?»
- «Что полезного в цветах?»
2. Наблюдения за цветами.
3. Сюжетно – ролевая игра «Мы создаем книгу сказок».
4. Развлечение «Викторина про цветы».
5. Дидактическая игра «Телеграф» (подсчет слогов). Чтение художественной литературы о цветах:
- стихи о цветах;
- загадки о цветах;
- книга «Сказки о цветах». 1. Создание иллюстрация для сюжетно – ролевой игры «Мы создаем книгу сказок»
2. Пополнить книжный уголок литературой о растениях и цветах (энциклопедии и другая познавательная литература).
3. Выставка открыток «Друзья цветов».
Февраль – 2014 года
1. Беседы с детьми:
- «Друзья цветов»
- «Враги цветов»
- «Цветы кормят и лечат»
2. Проведение в группе исследовательской деятельности «В мире цветов». Приложение 5.
3. Опыты и эксперименты на тему «Цветы»
4. Развлечение «Парад цветов».
5. Дидактические игры «Найди и назови», «Наоборот», «Собери букет», «Найди такой же». 1. Изготовление костюмов для проведения развлечения «Парад цветов».
2. Консультация «Внимание опасность!» 1. Изготовление настольной
сюжетной игры «Собери букет».
2. Дополнить в групповую лабораторию пособия для проведения опытов и экспериментов на тему «Цветы».
3. Оформить книгу «Сказки о цветах»
Март– 2014 год
1. Вопросник для детей «Что я знаю о цветах?»
2. Праздник «Бал цветов». 1. Предложить родителям принять участие в фестивале «Эко колобок». 1. Фотовыставка «Как мы работали над проектом».

1.3. Второй этап работы – практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений: работа воспитателей с детьми, взаимодействие с родителями, привлечение специалистов ДОУ.
В работе учитывала следующие принципы: - принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста, принципы последовательности, систематичности, повторности, наглядности.

Предусмотрела следующие формы работы с детьми:
выявление знаний детей при помощи вопросника «Что я знаю о цветах?»;
работа с детьми во время НОД;
игровая деятельность;
индивидуальная работа;
чтение художественной литературы;
заучивание стихотворений и считалок о цветах;
работа в книжном уголке;
утренние беседы с детьми;
работа в лаборатории – проведение опытов, умение делать выводы;
самостоятельная работа с познавательной литературой;
праздник-развлечение, игра-развлечение;
создание детских изданий: «Загадки и стихи о цветах для детей», энциклопедия «В мире цветов», книга «Сказки о цветах».

Использовала следующие формы работы с родителями:
консультации индивидуальные и групповые;
информационные листки к предстоящим занятиям с рекомендациями для детей;
создание энциклопедии «В мире цветов»;
помощь детям в подготовке докладов о цветах;
создание рисунка вместе с детьми «Строение цветка»;
изготовление костюмов для проведения праздника «Парад цветов».

Результаты проекта
Наблюдения показали, что:
у детей подготовительной группы систематизировались элементарные представления о растительном мире, в частности о строение цветов, их разнообразии, свойствах, условиями, необходимыми для их роста, влиянием на эмоциональное состояние человека;
у большинства детей появился интерес к самостоятельной работе с познавательной литературой, более активно развивается любознательность, наблюдательность, умение делать выводы в процессе проведения элементарных опытов, наблюдений;
дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления;
у детей появилось осознание того, что необходимо бережно и заботливо относиться к природе, основываясь на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
дети находят интересные необычные конструктивные решения, нетрадиционные предназначения привычных вещей;
родители отметили установление более доверительного контакта со своими детьми при выполнении совместных домашних заданий (информационные доклады), изготовление поделок и рисунков, а так же костюмов для тематического праздника;
у родителей пробудилось желание делать с детьми совместные проекты.

Заключение
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети много знают о цветах. Они продолжат интересоваться информацией о малоизвестных фактах. Свое любопытство они смогут удовлетворить, обратившись к различным источникам информации. Узнать о свойствах им помогут наблюдения и эксперименты, которые они смогут провести со взрослыми. Умение делать выводы требует доработки. Именно такая форма построения воспитательно-образовательного процесса наиболее целесообразна для полноценного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и будет продолжена до конца учебного года.

Список литература
1. «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «Махаон» - 2002 г.
2. Гризик Т.Г. «Познаю мир», - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».- 2004 – 128 с.
3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., «Почемучка», - М.: Педагогика – Пресс, 1997 – 384 с.
4. Доронова Т.И., Галигузова Л.Н. «Из детства – в отрочество» - программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 2007 – 303с.
5. Коломацкий А. «Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6 – 12 лет». – М.: АСТ, 1996.
6. Тернбулл С., Денн Б. «Энциклопедия удивительных фактов», - М.: - «РОСМЭН». – 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе Проект в старшей и подготовительной группе детского сада Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп

Похожие статьи:

Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края

Исследовательский проект в средней группе ДОУ

Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»

Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников

Исследовательско – творческий долгосрочный проект «Создание мини-музея «English Festivals»

Квест-игра в детском саду по познавательному развитию для детей старшей группы. Сценарий | Конспект исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В мире цветов»
Опубликовано: 2139 дней назад (18 июня 2018)
Просмотров: 4469
Рубрика: Мои проекты
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!