Использование нейроупражнений для развития речи детей с ОВЗ
Использование нейроупражнений для развития речи детей с ОВЗ. Из опыта работы с родителями логопеда детского сада. Презентация
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей (законных представителей) в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Я работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждение "Детский сад № 66 комбинированного вида" учителем – логопедом. Уверенна, моя профессия - моя миссия: научить воспитанников с ОВЗ жить в современном мире, показать ребенку и его родителям пути и средства развития их способностей, возможностей, помочь найти себя в обществе, а потом испытать чувство гордости: «Он справился! Он успешен!».
К сожалению, часто встречаю родителей, которые не хотят принимать отклонения в развитии своего ребёнка адекватно. Они считают, что он сам по себе «к школе заговорит», без ошибок потом будет читать и писать, легко общаться со сверстниками и т.д. Отстраняясь от проблем ребёнка, усугубляют их разрешение. Зачастую придя в наш детский сад в возрасте пяти - шести лет, ребёнок не справляется с заданиями в соответствии с возрастом, потому что отсутствуют необходимые знания, умения и навыки. Но мы справляемся с этим!
Цель: сделать родителей активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми с овз.
Моя задача заключается в том, чтобы помочь родителям моих воспитанников осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевых нарушений.
В своей практике активно применяю нейроупражнения для развития речи в работе с родителями, воспитывающих детей ОВЗ.
• на групповых родительских собраниях организую мастер – классы и через практический совместный вид деятельности разъясняю родителям необходимость усиленной, кропотливой и ежедневной работы со своим ребенком.
• приглашаю на проблемные и тематические семинары. Планирую, участие родителей таким образом, чтобы оно не были формальным, а, по возможности развивало дух плодотворного сотрудничества.
Практикумы выстраиваю таким образом, чтобы они были предельно четкими. Для их поведения заранее готовлю «опорные» карточки, схемы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
Одна из моих актуальных тем для моих практических занятий является нейроигры и нейроупражнения.
С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко.
Часто нейроигры называют играми на межполушарное взаимодействие За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:
происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
Я хочу предложить вам простые упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, которые я успешно применяю в своей деятельности как с детьми, так и с родителями, воспитывающих детей ОВЗ.
Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа).
Выполнять эти упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Игра «Зайчики»
Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до
правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки», если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к занятиям.
Игра «Старый друг»
В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.
1) Зеркальное рисование.
Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные - зеркальные рисунки.
2) «Ухо-нос»
Левой руков беремся за кончик носа, а правой- за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
3) Упражнение "Лезгинка"
Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.
4) Колечко
Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д. т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.
5) Змейка
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
6) «Разноцветный текст»
Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и назвайте вслух цвет каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.
7) Алфавит
Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает роботоспособность, помогает снять эмоционально напряжение. Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л,П,О. Л означает, что надо поднять левую руку, П- правую, О-обе руки. Глядя на алфавит ребенку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.
8) Игры с мячом
Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
Взаимодействие с семьёй - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с ОВЗ, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Ведь продвижение детей с особыми образовательными потребностями по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения. Это ключ к успеху в образовании таких детей!
Использование нейроупражнений для развития речи в работе с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ. Презентация