Одним из направлений модернизации образования является обеспечение индивидуальной траектории или маршрута обучения обучающихся. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Обеспечение в школе реализации ИОМ обучающихся - это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативной. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д., которую называют
Индивидуальный образовательный маршрут.
Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
Цель: разработка и внедрение механизма создания развивающей сетевой среды для социализации обучающихся и усиления собственных инициатив в профессиональном самоопределении и непрерывности процесса профессионально-личностного развития в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории в условиях внеурочной деятельности.
Задачи:
• Разработать систему педагогической деятельности
сопровождения обучащихся во внеурочной деятельности.
• Проводить психолого – педагогическую диагностику учащихся с целью изучения их интересов, склонностей и потребностей.
• Организовать внеурочную деятельность учащихся с учетом требований ФГОС ООО, направленную на выявление профессионального ориентирования обучающихся.
• Повысить качество образования через повышение роли самого ученика в образовательном процессе.
• Создать систему творческого сотрудничества и взаимодействия с
родителями обучащихся.
• Создать систему социального партнерства и взаимодействия, направленную на профессионально-личностное развитие обучающихся.
Ожидаемый результат:
Реализация позволит достичь следующих результатов:
• каждый обучающийся получит навыки формирования и реализации индивидуального маршрута развития;
• произойдет оптимизация внеурочной деятельности посредством повышения мотивации через удовлетворение образовательных интересов и потребностей учащихся;
• сотрудничество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров приобретет новые формы, появятся новые возможности;
• расширится круг социальных партнеров, обеспечивающих условия развития учащихся;
• будет сформировано сообщество родителей и педагогов объединенное единой целью развития обучающихся;
• повысится качество обучения;
• электронное портфолио учащихся позволит повысить роль индивидуальных инновационных проектов и приобщит детей к процессу профессионального самоопределения
• индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
Критерии эффективности реализации проекта
Эффективность реализации проекта оценивается по степени повышения качества образовательного процесса, роли индивидуальных достижений в развитии учащихся, повышения степени социальной удовлетворенности
образовательным процессом со стороны учащихся и родителей.
Показатели эффективности реализации инновационного проекта:
• повышение роли индивидуальных достижений в развитии обучающихся;
• повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей внеурочной деятельностью;
• увеличение количества социальных партнеров для обеспечения внеурочной деятельности учащихся;
• обеспеченность современной материально-технической базой для организации самостоятельной работы учащихся;
• сохранение или увеличение контингента обучающихся со сформированным инженерным мышлением;
• построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствующей выявлению и поддержке талантливых детей в различных сферах их жизнедеятельности;
• повышение роли портфолио в комплексной оценке развития учащегося и усиление роли индивидуальных достижений в оценке обученности учащихся;
• реализованные индивидуальные маршруты развития учащихся во внеурочной деятельности с учетом занятости вне лицея.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий
Конспект открытого занятия (кукольный театр). Тема: «Генеральная репетиция»
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Коллективные работы - особый вид творческой де
Изготовления наградной печатной продукции для конкурсных мероприятий