Деловые игры для детей старшего дошкольного возраста
Деловые игры подходят для участия в них старших дошкольников. Имитационная модель в таких играх – более облегчённая. В деловых играх для дошкольников одновременно присутствуют и игровая, и дидактическая цели. В деловой игре у дошкольников происходит развитие умений и навыков работы в команде, принятия решения, мышления, креативности, речи дошкольников - умения доказывать и отстаивать свою точку зрения.
В деловой игре дошкольникам задаётся соответствующая их возрасту проблемная ситуация; раздаются роли; ролевые цели и общая цель всей игры. Затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли. Итоговый этап игры приводит к разрешению определённой в начале деловой игры для дошкольников проблемы. Рефлексия выявляет положительный результат работы, правильные и ошибочные решения проблемы.
Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»
Навык взаимодействия с деньгами необходимо формировать у человека с дошкольного возраста. Знакомство с экономикой в форме элементарных знаний может происходить у дошкольников в процессе деловой игры. Основная цель деловой игры «Семейный бюджет» – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время деловой игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия» и др.
Ход игры
Дети делятся на группы-«семьи» из пяти - семи человек, в которых распределяются роли папы, мамы, бабушки, дедушки, старших и младших детей, домашних животных. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары), которые помогают определить роль участника.
Даётся проблема: распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности каждого из её членов.
Первый этап игры включает в себя определение общей суммы семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники деловой игры определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы. Для определения покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет семьи и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране.
На втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».
Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы затем озвучить итоги игры.
Ожидаемый результат игры:
- дети знакомятся с основными финансовыми понятиями, основами финансовой политики нашей страны;
- дети учатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей;
- участники игры находят взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой;
- в деловой игре у дошкольников развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного бюджета с точки зрения разных членов семьи.
Деловая игра для дошкольников «День дублёра в детском саду»
Цель игры – знакомство старших дошкольников с организацией работы детского сада, со сложностью и ответственностью труда работников дошкольного образовательного учреждения, формирование понимания общей включённости не только коллектива работников образовательного учреждения, но и детей, и родителей в работу детского сада.
1 этап игры: знакомство с участками работы и функциональными обязанностями работников детского сада.
2 этап игры: распределение ролей участников игры: воспитателя, помощника воспитателя, физкультурного и музыкального работников, родителей. На каждую роль выбирается по 2-3 человека.
3 этап: участники игры с помощью взрослых – специалистов, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.
4 этап: участники игры в течение одного-двух часов выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение какого-либо мероприятия, занятия, прогулки в младших группах детского сада. Взрослые контролируют выполнение детьми своих ролей.
5 этап: участники игры вместе с теми, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки. Дети вносят свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.
Деловая игра для дошкольников «Какая она, школа?»
Цель деловой игры для дошкольников «Какая она, школа?» – увидеть, какой видят школу будущие первоклассники, как относятся к поступлению в школу в их семьях; сформировать у дошкольников адекватное отношение к предстоящему обучению в школе.
Дети делятся на группы из пяти - семи человек, в которых распределяются роли родителей, детей и школьных педагогов. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары), которые помогают определить роль участника.
1 этап – вступительный. Воспитатель даёт детям игровую задачу: определить, как относятся к их поступлению в школу они сами, члены их семей и школьные учителя.
2 этап: дети составляют рассказ на заданную тему. Для более фактурного изложения детям можно предложить нарисовать основные моменты своего рассказа и озвучить его, опираясь на нарисованные картинки.
3 этап: группы представляют свои рассказы. Обсуждение и коррекция представлений о будущей учёбе в школе.
В деловой игре вместе с дошкольниками и воспитателем должен принять участие и психолог дошкольного учреждения. Как итог игры можно провести экскурсию в школу.
Деловая игра для дошкольников «Быть хотим здоровыми»
Цель деловой игры – формирование правильного отношения к своему здоровью.
Дети делятся на группы из пяти - семи человек. Каждой группе даётся задание определить факторы, от которых зависит наше здоровье, и разделить их на мешающие и помогающие человеку быть здоровым. В игре можно использовать раздаточный материал – карточки с рисунками о здоровом образе жизни и о вредных привычках человека. В процессе игры дети могут нарисовать картинки о здоровом образе жизни. В группах выбираются так называемые спикеры – те, кто будет озвучивать групповой итог решения проблемы.
После того, как группы проведут обсуждение, выступают спикеры групп и проводится общее обсуждение решения проблемы.
Во время обсуждения воспитатель может прикреплять к магнитной доске картинки с изображением образа жизни или записывать на доске то, что говорят дети, для последующего подведения с дошкольниками итогов деловой игры.
Рекомендуем посмотреть:
Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ
Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности
Дидактические игры по экономике для старших дошкольников с целями