Открытое занятие на основе системно-деятельного подхода на тему «Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик"
Цель: развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления аппликации из бумажных салфеток «Одуванчик».
Задачи:
Обучающие:
• закрепление умений работать по шаблону;
• отработка приемов сгибания бумаги, резания бумаги ножницами;
• закрепление знаний по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Личностные:
• развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
• развитие логического мышления, творческих способностей;
• развитие познавательной активности, воображения, речи.
Метапредметные:
• воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, аккуратности, дисциплинированности, эстетического вкуса.
Оборудование:
• демонстрационный одуванчик,
• клей,
• степлер,
• ножницы;
• салфетки бумажные,
• цветной картон;
• цветная бумага,
• линейка,
• ластик;
• простой карандаш,
• шаблоны деталей.
План занятия
1. Организационный этап
(5 мин)
2. Мотивационно-целевой этап.
(10 мин)
3. Ознакомление с новым материалом
(30 мин)
Перемена
(10 мин)
4. Первичное осмысление и закрепление материала на практике
(35 мин)
5. Подведение итогов занятия
(10 мин)
Ход занятия
Организационный момент
Дорогие ребята и гости, приветствую вас! Начинаем наше занятие.
А чтобы занятие пошло каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!
Сегодня мы собрались с вами на очередное занятие.
Чем, мы занимаемся, с вами на кружке?
(режем салфетки, мнем их, клеим, делаем поделки).
- Молодцы! Мы с вами трудимся.
- Может ли человек прожить без труда?
(нет)
- Во все времена трудолюбивых людей ценили и почитали.
Пословиц, цитат, поговорок о труде великое множество.
Давайте с вами вспомним пословицы о труде.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
- Терпение и труд все перетрут;
- Труд кормит, а лень портит;
- Любовь к труду - у людей на виду;
- Глаза страшатся, а руки делают;
- Дело мастера боится;
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Вводная часть
- Рассмотрите работы, представленные на нашем стенде.
- Кто скажет в какой технике выполнены эти работы?
(ответы детей)
- Это аппликации.
- Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?
(ответы детей).
- Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из ткани или бумаги, кусочков кожи вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. Аппликации бывают разных видов: из круп и семян, соломки, ткани, природных материалов, пуха и ваты, кожи, бумаги и салфеток и т.д.
Подготовка к изучению нового материала
Дети, вот и пришла долгожданная весна, всё пробуждения, природа просыпается после долгого зимнего сна.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком цветке идет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
Правильно, одуванчик. Где растут одуванчики?
(ответы детей)
Они появляются на пригорках, на небольших лужайках.
- А как вы думаете, одуванчики полезное растение или нет?
(ответы детей)
Одуванчик – лекарственное растение. Он помогает лечить многие болезни.
Он также может быть использован в пищу: хороший источник клетчатки, а это способствует пищеварению. Его листья используют в салатах, а из цветочков делают полезный мед и варенье.
В Европе даже есть такая поговорка: "Если употреблять в пищу одуванчик, то болезнь проходит мимо дверей дома".
Из-за лечебных свойств его часто называют «эликсиром жизни».
На Руси об этом растении рассказывали такое: он был самым любимым цветком, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
- Сегодня, вы будете делать поделку «Одуванчик» и для этого нужны будут нам следующие материалы:
- Давайте проверим готовность к занятию. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеенку
(бумагу) надо постелить,
Салфетки, ножницы, картон,
бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
Анализ образца
– Посмотрите на образец. Какой материал нам потребуется для выполнения этой работы?
(Бумажные салфетки, зеленая бумага разных оттенков, лист картона).
Работать будем в технике: объемная аппликация из салфеток.
Правила техники безопасности
Труд - дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их четко нужно выполнять.
– Какие инструменты нам понадобятся?
(ответы детей)
– Какие правила работы с ножницами вы знаете?
(ответы детей)
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Правила безопасной работы со степлером:
1. Без разрешения педагога не бери инструменты.
2. При работе следи за пальцами второй руки.
3. Степлер нельзя передавать, его мы берем только с парты.
Практическая часть
А сейчас мы с вами посмотрим презентацию, и вы увидите порядок выполнения работы.
Порядок выполнения работы (на компьютере)
1. Возьмите две салфетки и сложите каждую вчетверо.
2. Соедините все салфетки, пробив их степлером.
3. Пробейте для прочности еще раз, расположив скрепки крест-накрест.
4. По шаблону обведите круг и вырежете его.
5. Сделайте надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.
6. Поднимите верхний тонкий слой, сожмите его пальцами вокруг центра, поднимайте следующие слои и так же сжимайте их пальцами.
7. Поднимите все слои друг за другом. Можно поднимать по 2-3 слоя одновременно.
8. Получился пышный цветок.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки!
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головки опускают.
– Теперь мы с вами будем делать листочки. Обратите внимание, они должны быть разного оттенка и их много.
1. Чтобы сделать листочки для одуванчика, возьмите полоски бумаги размером 4 на 12 и сложите пополам. Обведите по шаблону.
2. Вырезайте зубчики по частям.
3. Разверните листок и немного выгните его. Вырежете несколько листочков разного размера и разных оттенков.
4. Приклеивайте к основе только нижнюю часть листа. Для стебля отрежьте полоску тонкой бумаги.
5. Соберите всю работу. Приклеивайте все детали одуванчика к основанию.
Итог занятия.
Выставка работ.
- Сегодня вы проделали очень большую работу.
- Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные и красивые поделки. Их можно будет подарить.
Рефлексия
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что особенно понравилось на занятии?
- Что вызвало затруднение?
Уборка рабочего места.
- Ребята, приводим рабочее место в порядок.
- Сейчас мы с вами прослушаем песенку про одуванчик.
Занятие окончено. Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ДПИ в дополнительном образовании
Конспект занятия в дополнительном образовании. Ромашка из бисера
Занятие по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании. Тема "Мозаика"
Занятие в дополнительном образовании. Как составить орнамент