Занятие по декоративно-прикладному искусству в дополнительном образовании. Конспект с презентацией
План-конспект организации и проведения праздника День весеннего рукоделия «Праздник цветных карандашей»
Автор: Двинянинова Елена Валерьевна, педагог-организатор МАОУ ДО НГО "ДДТ"Радуга" Тема: День весеннего рукоделия «Праздник цветных карандашей»
Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству. Задачи: 1. Образовательные:
- формировать представление о празднике «День цветных карандашей»;
- познакомить с историей возникновения цветных карандашей;
- создать праздничное настроение у детей;
- дать представление о роли художественного материала;
- формировать умения следовать устным инструкциям. 2. Развивающие:
- развивать внимание;
- творческие способности и фантазию;
- логическое мышление;
- ловкость и быстроту;
- умение действовать по сигналу. 3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к празднику;
- поддержать у детей интерес к изобразительному искусству.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Тип занятия: усвоение новых знаний и умений Форма занятия: нетрадиционная, комбинированная Продолжительность: 1ч 30мин Участники: педагоги дополнительного образования, дети, родители Возраст обучающихся: 7- 12 лет Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия: мультимедиа и презентация к занятию.
Инструменты, материалы и оборудование: мольберты, магнитная доска, простые и цветные карандаши, ластики, клей-карандаш, ножницы, развертка фигуры «Карандаша Самоделкина», призы для награждения. Техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Структура занятия
1. Организационный момент
Приветствие и эмоциональный настрой обучающихся.
Вначале праздника просмотр небольшого мультимедиа о цветных карандашах. Педагог: Здравствуйте, ребята! Всем доброго дня и солнечного настроения! Сегодня вам представилась уникальная возможность соприкоснуться с чудесным миром творчества. В нашем зале дома детского творчества «Радуга» ежегодно проводится весенний день рукоделия. День рукоделия – это праздник творчества. Для взрослых – это возможность выйти за пределы «своего социума» в другой уютный мирок, где есть такие же увлеченные люди, готовые поделиться опытом. Для детей – интерес, новое увлечение, зарождение хобби, возможность проявить свою фантазию, показать свои умения и научиться чему-то новому. В этом году наш день рукоделия посвящен «Дню цветных карандашей», который отмечают в России 16 марта. У карандаша долгая и интересная история. Готовы слушать?
2. Основной момент
Включить презентацию
Цветные карандаши – это непременный атрибут детского творчества, позволяющий выражать эмоции, настроение и мысли через рисование или раскрашивание.
Современным карандашам около двухсот лет. Само слово «карандаш» в переводе с тюркского языка означает «чёрный камень». Карандаш состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки. Пра-пра-прадед карандаша представлял собой серебряную или свинцовую палочку.
Графитные карандаши известны с 16 века (слайд). Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём. Однако поджечь его не удалось. После разных проб люди поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на предметах, и воспользовались этим, чтобы метить своих овец…
В дальнейшем они начали производить из неё тонкие заострённые на конце палочки, которые использовали для рисования (слайд). Изобрел же карандаш чех Ирже Гартлут - владелец фабрики по изготовлению лабораторной посуды. Позже в графитовую массу научились добавлять глину. От этого графитный стержень становился твёрже и прочнее. Но он по-прежнему пачкал руки, и постепенно у него появилась деревянная «одежда», а изобрел деревянную оболочку современный карандаш в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ. Эта технология используется в наши дни. Его именем названа фирма «Конте». В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. На протяжении всего времени карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывался со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях стали использовать мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом. Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускают восковые, чернографитные карандаши, копировальные (химические), цветные карандаши, маркировочные, канцелярские, чертежные, столярные, косметические.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами: м., т., тм. (слайд)
Карандаши бывают (слайд): трехгранными, овальными, круглыми, прямоугольными, шестигранными.
Качественный карандаш обладает следующими свойствами (слайд):
- карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании;
- грифель не должен царапать бумагу;
- след, оставленный карандашом, должен быть четким независимо от степени твердости;
- не должен выцветать и терять со временем густоту окраски;
- должен легко стираться ластиком.
Знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров? А из одного большого дерева можно сделать 300000 карандашей (слайд). Карандаши верно и надёжно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту(слайд). На полярных станциях и ледниках, там, где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет. Динамическая пауза. Педагог. Ребята, мне кажется, что вы утомились и поэтому я предлагаю немножко размяться и поиграть в игру «Сами с усами». Участниками этой игры станут те из Вас, кто подберет рифму к слову «Карандаш» (варианты - кураж, лаваш, экипаж, багаж, монтаж, саботаж, вираж, шалаш…) Таким образом, педагог набирает пять – шесть игроков. Педагог. Каждому из Вас я вручаю по карандашу и предлагаю его удержать между носом и верней губой, чтобы карандаш стал похож на усы (игроки выполняют задание). Вот видите, как с простым карандашом можно выполнять трудное задание. А теперь попытайтесь присесть 10 раз и не уронить его (проходит игра, победителю вручается приз). Полученные знания закрепляем в игровой форме в конкурсах "Удержи карандаш» и "Сами с усами".
Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие разновидности карандашей Вы знаете? (ответы – цветные; автоматические; чертежные; пастельные; гримировальные – для век, бровей, губ; ляписный (медицинский); клеящий восковые, чернографитные карандаши, копировальные (химические), цветные карандаши, маркировочные, канцелярские, чертежные, столярные, косметические).
А теперь те, кто получил карандаши, попробуйте удержать их на раскрытой ладони. А на одном пальце (проходит игра). Тому, кто дольше всех продержит, вручается приз. Педагог. Предлагаю разделится на 4 команды для разноцветной игры «Скажи иначе». Каждая команда должна выбрать себе цвет и назвать свой цвет синонимами. Например:
• Синий, васильковый, голубой, лазурный, бирюзовый…
• Красный, алый, багряный, малиновый, кумачовый…
• Зелёный, изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной…
• Жёлтый, лимонный, канареечный, песочный, золотистый…
Молодцы! А теперь, оставаясь в своих цветных командах, переходим к отгадыванию «Пёстрых загадок». Услышав в загадке «свой» цвет, команда должна встать и назвать отгадку.
• Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка).
• Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт. (Земляника).
• Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох).
• Пришла Таня
В жёлтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать. (Лук).
• Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко).
• Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста).
• Эх, звоночки, синий цвет.
С язычком, а звону нет. (Колокольчики).
• Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок).
• Чёрная макушка,
Жёлтая опушка. (Подсолнух).
И последний конкурс-игра «Верите ли вы, что…».
Я задаю вопрос команде, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы стараетесь определить, верно это или нет.
В Японии ученики на доске пишут кисточкой цветными чернилами? (Да.)
В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет.)
Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да.)
Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да.)
В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да.)
В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет.)
Молодцы, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами играть и просто общаться!
Сейчас обучающиеся старших классов остаются в этом зале на творческий мастер класс по рисованию чучела сороки в графической технике цветными карандашами, который проведет педагог творческого объединения «Цветной мир». А обучающиеся младших классов проходят с педагогом творческого объединения «Всёумейка» в следующий зал, где будут создавать главного героя журнала «Веселые картинки» – Карандаша Самоделкина.
Всем желаю творческих успехов и вдохновения!
Практическая часть
В первом зале мастер-класс начался со знакомства с творчеством известных художников. Хочется и с вами поделиться интересными художественными фактами о появлении сорок на полотнах художников. На протяжении столетий сороки нередко появлялись на картинах художников, придавая пейзажам дополнительное звучание. Давайте вспомним некоторых сорок на картинах зимней тематики. У екатеринбургского художника есть работа "Сорока Брейгеля".
А.В. Ефремов. Сорока Брейгеля. Екатеринбург. 2012 г. Бумага, акварельный карандаш, пастель. 40 x 50 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В приведённой работе художнику важно было не показать конкретное место, а передать ощущение морозного снежного дня. И это мастерски удалось. Сорока оживляет пейзаж, добавляет ему притягательности.
Идут годы, проходят зимы, а сороки по-прежнему любопытно и весело стрекочут, делясь новостями. А художники увековечивают белобоких птиц в своих произведениях.
Никольский Анатолий Николаевич. Пейзаж с сороками. 1992 г. Холст, масло. 80х100 см. Новосибирский государственный художественный музей
Александр Простев. Сорока из детства
Станислав Никиреев. 1981 г. Из серии "Птицы России" 9 x 10.5 см
Ребята прикоснулись к образцам великого наследия и сделали первые шаги в познании реалистического рисунка чучело сороки в графической технике цветными карандашами. Дети под чутким руководством педагога разобрали пропорции фигуры сороки, определились с тоновыми отношениями и приступили к штриховке птицы, следуя определенным техническим шагам последовательного рисования. Результат превзошел ожидания: очаровательные сороки получились не только интересными, но и по цветовой гамме походили на своих создательниц.
В соседнем зале герои «Веселых картинок», «Мурзилки», «Саня» и других популярных журналов прошлых лет смотрели со стеклянных полочек стеллажа, где была оформлена небольшая выставочная композиция, посвященная тематике праздника.
Героем мастер-класса стал «Карандаш» - главный персонаж журнала «Весёлые картинки», который выпускается с 1955 года. Пройдя инструктаж по технике безопасности, приступили к выполнению изделия. Ребятам была предложена готовая развёртка фигуры «Карандаша» из бумаги, но выбор цветового решения стоял за ребятами. Для наглядности в холле был стенд с картинками в цветном изображении. Они мастерили по предложенной бумажной выкройке «Карандаша» – главного героя журнала «Весёлые картинки». В ходе творческого процесса ребята узнали историю создания журнала, а благодаря ярко-оформленному стенду с весёлыми человечками, стало понятно из каких сказок встретились герои (Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино, Незнайка) и поселились на страницах знаменитого журнала "Веселые картинки". В настоящее время редакция журнала «Веселые картинки» выпускает сразу несколько новых изданий: «Трамплин» – единственный в России детский журнал о спорте, «Пампасы» – журнал для подростков, «Синдбад» – о путешествиях и географических открытиях, «Филя» – о природе и животных, «Эскиз» – об искусстве и культуре. В процессе создания своего героя ребята слушали интересные сказки про карандаши.
Раскрашивать карандашами просто, но нужно ещё и в правильном направлении наносить штрихи. Например, волосы не могут расти горизонтально - соответственно рисуем вертикально. В процессе раскрашивания были неточности, но они быстро исправлялись. В вырезании не было трудностей, главное! не отрезать припуски для склеивания. Чтобы создался объёмный человечек, нужно чётко загнуть детали по линиям сгиба и поэтапно их склеить. Одним из самых сложных этапов – это вырезание и склеивание носика в виде карандаша, так как это очень маленькая деталь и многим понадобилась помощь руководителя. И вот все подошли к финальному завершению объёмной поделки из бумаги «Карандаш». Все ребята остались довольны своей работой. Работа оказалась непростой, но никто не остался без «Весёлого Карандаша» с его знаменитым «карандашным» носом.
3. Заключительный момент
По итогам проведенного мероприятия, можно сказать о том, что основные цели и задачи достигнуты. Праздник завершился улыбками и хорошим настроением! Все ребята получили маленькие сладкие призы и памятные закладки в виде карандаша.
Вот так просто, с помощью цветных карандашей, мы открыли еще одну дверцу в мир детского творчества и мастерства, позволяющий выражать эмоции, настроение и мысли через создание, рисование и раскрашивание. Возможность «здесь и сейчас» творить, «здесь и сейчас» получить результат, «здесь и сейчас» учиться новому – даёт уверенность в творческих способностях, и это не только объединяет детей и педагогов, но и позволяет с огромным желанием вместе двигаться по лестнице творчества только вверх.
4. Рефлексия
У вас на столах лежат цветные карандаши. Поднимите тот цвет карандаша, который соответствует вашему настроению после нашего мероприятия и ответьте на вопрос (карандаши в виде полосочек с эмоциями (см. рисунок ниже), на оборотной стороне вопросы для детей:
- что самое интересное было на нашем празднике?
- чему ты сегодня научился?
- что нового для себя открыл?
- кому ты подаришь свою работу?)
Благодарим педагогов за организацию мастер–классов, за вдохновение, идеи и желание делиться своим творчеством и мастерством!