Сценарий клубного часа «От колоска до каравая»
Цель: формировать представление о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида злаков и способов получения муки.
- Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России.
Развивающие:
- Активизировать словарь детей по теме «Хлеб»
- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением.
- Развивать связную речь, общие речевые навыки.
- Развивать интерес к труду, желание трудиться.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
- Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о хлебе; рассматривание злаковых культур, заучивание пословиц о хлебе; рассматривание подборки картин на тему «Хлебобулочные изделия»; беседы на тему: «Как выращивают хлеб», «Хлеб - всему голова».
Материалы и оборудование: каравай; ноутбук, мультимедийная презентация или дидактические карточки «Как в наше время выращивали хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб». Электрическая кофемолка. Разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий на каждого ребенка. Чудо – дерево. Колосья пшеницы; зерна пшеницы, овса, гречки; мука пшеничная. Дощечки, камни, ступки и пестик, лупы - по количеству детей. Сито; влажные салфетки; песочные часы; клей, кисточки для клея; шаблоны зайчика.
Содержание
1 станция «Чудо меленка»
Воспитатель: А сейчас давайте, присядем, послушайте
стихотворение С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой? » – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Воспитатель: Скажите, ребята, почему пекарь отобрал у детей булку?
(ответы детей)
Вот сегодня мы с вами и узнаем, сколько труда вложено в булку, будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом "а", проводить исследования как настоящие учёные, рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинным и современным способами.
А теперь давайте вспомним, в какое время года колхозники начинают готовиться к севу?
(весной)
Как подготавливали землю?
(боронили, вспахивали, удобряли)
Игра "Сравни"
Давайте сравним, как было в старые времена и как сейчас.
Перед детьми ноутбук.
Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг
(слайд "Пахота")
Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?
Дети: Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками
(слайд "Посев")
Воспитатель: В какое время года начинается жатва?
Дети: Осенью
(слайд "Время года - осень")
Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?
Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны
(слайд "Жатва")
Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе
(слайд «Мельница", "Мукомольный завод").
Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе
(слайд "Изба с русской печью", "Хлебозавод").
Воспитатель: Ребята, а в какое время было легче выращивать хлеб в прошлом времени или сейчас? Почему?
Дети: Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.
Воспитатель: А сейчас на мельнице поработают наши ладони.
Пальчиковая гимнастика «Мельница»
Мельница, мельница мелет зерно
(потирают ладони круговыми движениями)
Ветер дует посильнее: с с с с….
(дуют на поднесенные ко рту ладони)
Мелет мельница быстрей!
(потирают ладони, ускоряя темп)
Ветер дует все сильнее: с с с с с...
(дуют на поднесенные ко рту ладони, ещё ускоряя темп)
Мельница еще быстрее
(потирают ладони, еще ускоряя темп)
Из муки, из муки
(соединяют пальцы в щепоть, потирают их)
Напекли мы пирожки
(лепят пирожки)
Ладушки, ладушки
(хлопают)
Напекли оладушки
(хлопают правой ладонью по левой)
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат колоски пшеницы, давайте рассмотрим их.
Сколько зерна в колоске? Какого цвета?
(ответы детей: в колоске много зерен, есть усики, стебель - соломка, хрупкий)
А теперь посмотрите, на тарелочках у вас лежат зерна.
(на тарелочках лежат зерна пшеницы, овса, гречки)
Возьмите одно зерно пшеницы и одно зерно овса.
А почему никто из вас не взял вот эти зерна?
(потому, что это зерна гречки и из неё варят гречневую кашу)
Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Чем отличается зерна пшеницы и овса?
(зерно пшеницы крупнее, у зерен нет шелухи, на зернышке можно заметить продольную полоску; овес – зернышко длинное, покрытое шелухой)
Воспитатель: А какая мука получится из пшеницы?
(пшеничная мука, белая)
А что пекут из пшеничной муки?
(из пшеничной муки пекут белый хлеб, пироги, булочки, блинчики)
А какая мука получится из овса?
(овсяная мука) А что пекут из овсяной муки?
(из овсяной муки пекут овсяное печенье, из крупы варят овсяную кашу)
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.
(Зерно - крупное и твёрдое, а мука - мелкая и мягкая, белая, рассыпчатая)
Воспитатель: давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы, как это делали в старину. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 2 минуты.
Дети растирают зерно пшеницы с помощью дощечек и камней)[/i]
Получилась у вас мука?
(ответы детей)
Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик.
А теперь, давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы пестиком в ступке. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 1 минуту.
Дети толкут зерно с помощью пестика
Получилась мука?
(нет. Тяжело)
Скажите ребята, а сколько времени мы потратили на помол муки ручными приспособлениями
(3 минуты)
Потом, чтобы облегчить труд появились ручные жернова, а после них мельница. В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку
Я сейчас засыплю зерна пшеницы в кофемолку и включу её, а вы понаблюдайте, сколько времени понадобится, чтобы получилась мука.
Сколько времени прошло?
(меньше минуты)
Посмотрите, ребята, получилась у нас мука?
(воспитатель просеивает муку)
А теперь скажите, каким способом людям легче молоть муку ручными или с помощью техники?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, что мельники мои, устали, давайте немножко отдохнём. Представьте, как в поле из зёрнышка появляется колосок.
Пластический этюд «Колосок» (звучит лирическая музыка)
В поле зернышко сидит,
Словно дремлет, словно спит
(приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками)
Его солнце пригревает,
(потирают предплечья)
Теплый дождик поливает.
(постукивают пальцами по полу)
Из зерна в короткий срок
Появляется росток.
(медленно встают)
К небу тянется, высок,
На верхушке колосок.
(встают на цыпочки, тянут руки вверх)
Колосок качается,
Солнцу улыбается.
(улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками)
Воспитатель: вы сегодня на славу потрудились, скажите, если бы вы увидели, что на улице кто-то играет хлебом, чтобы вы ему сказали.
(хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом, в него вложено много труда.)
Воспитатель: Правильно, хлеб надо беречь, он - наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу.
2 станция «За чаем не скучаем»
Ведущий:
— Отдых — это не безделки -
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Ведущий (с караваем на подносе с рушником):
- Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Ведущий с подносом в руках обходит всех гостей и детей, каждый ребёнок и взрослый отщипывает от каравая кусочек и съедает.
Цель: Познакомить детей со свойствами муки; закреплять умения выявлять и описывать качества исследуемых объектов; закреплять умение работать с тестом, изготавливая разные по форме «пряники»; развивать интерес к познавательной деятельности.
Материал: Мука, тесто
(дрожжевое, слоеное, соленое); вода, миски, пластиковые формочки на каждого ребенка, скалка.
Ведущий вносит емкость с мукой, предлагает детям исследовать ее, рассказать и ее свойствах. Дети самостоятельно проводят обследовательские действия
(рассматривают, определяют запах, вкус, пробуют на ощупь); делают вывод: мука пшеничная - белая. ржаная - серая; мягкая, сыпучая, не держит форму, имеет специфический запах, безвкусная, состоит из очень мелких крупинок, почти пылинок.
Ведущий (спрашивает): "Как же из этой муки можно испечь различные булочки и батоны, если она рассыпается в руках?" Предлагает налить в емкость с мукой воду, размешивает и замешивает тесто. Обращает внимание на цвет теста: белое - пшеничная мука, серое - ржаная мука. Достает готовое тесто и предлагает детям раскатать тесто и с помощью формочек вылепить из теста "печенье, булочки".
(Дети работают с готовым тестом)
Ведущий: — В народе говорят: есть хлеб, будет и песня!
Дети исполняют песню «Я пеку, пеку, пеку...»
3 Станция «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!»
Ведущий:
В народе говорят: есть хлеб, будет и песня.
А умелые руки не знают скуки! Кто трудился от души — веселись теперь, пляши!
Ведущий: — Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен,
Выходи смелее в круг!
(Е. Чертовецкий)
Дети и взрослые встают в круг.
Ведущий: — Колос будем мы по кругу.Под музыку передавать друг другу.
Кому, друзья, скажу я «стоп!»,
Тот нам спляшет иль споёт.
Звучит русская народная мелодия. Проводится игра по кругу. Тот, кто получил колосок по команде «стоп!», представляет:
– стихотворение об осени,
– танцевальное движение,
– называет пословицы о хлебе,
– пословицы об осени,
– поёт песню об осени.
Ведущий: — А знают ли родители, в какие игры играли раньше на
посиделках?
Ведущий: — Наших гостей приглашаем по-старинному поиграть, чтобы
на лавках не сидеть и не скучать, а веселиться да играть. Первая
игра — с платком.
Ведущий (поёт):
— На дощечку, на дощечку
(2 раза)
Положу платочек
(2 раза).
Как на этот на платочек
(2 раза)
Милого
(-ю) поставлю,
Танцевать заставлю.
Танцуй, танцуй, моя радость
(2 раза)
(выполнить любое танцевальное движение, например, покружиться)
Потанцуй маленько,
Обнимись сладенько!
(обняться)
– Вот мы с тобой и подружились на этом платочке!
Игра повторяется. Мальчик выбирает девочку или педагога.
Ведущий ставит на середину зала 2 стульчика, на один из них садится воспитатель.
– Теперь другая игра. Раньше она проводилась на бочке или пенёчке. Кто на ней сидел, выполнял те действия, о которых поётся в песне.
Поёт:
– Я на бочке сижу, слёзы катятся.
Денег нет в кошельке, кушать хочется.
Я сижу, сижу, горюю.У ракитова куста.
Если кто меня полюбит,
Тот и выберет меня.
Воспитателя выбирает ребёнок. Потом игра повторяется с этим ребёнком.
– Вот в такие игры на посиделках играли наши прабабушки и прадедушки.
4 Станция "Драматизация сказки «Колосок»"
Давайте посмотрим сказку «Колосок» в исполнении детей подготовительной группы.
Ведущий: — Занимайте, люди добрые.На лавках места удобные!
Коли плохо видно вам,
Театр подойдёт к местам!
Драматизация сказки «Колосок».
Рекомендуем посмотреть:
Технология «Клубный час» в детском саду
Клубный час в детском саду для старших дошкольников на тему: Рождество