Понятие «сенсорное внимание»: сущность и особенности
Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Различают несколько видов внимания:
1. Моторное внимание. Моторное внимание сосредоточено на движениях и действиях, выполняемых человеком. Моторное внимание регулирует и направляет движения и действия, направленные на объект, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.
2. Интеллектуальное внимание. Человек, используя свое интеллектуальное внимание, улучшает работу памяти, мышления и воображения. Он создает яркие образы в своем воображении, легче запоминает информацию и думает более продуктивно.
3. Произвольное внимание. Когда человек имеет определенные цели или планы, его внимание автоматически активизируется и направляется не только на управление своими движениями и восприятием окружающего мира, но также на осмысление внутренних процессов и действий разума.
4. Послепроизвольное внимание. Послепроизвольное внимание - это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций. Когда деятельность становится захватывающей и легкой, цель проявить внимание сохраняется, но отпадают усилия воли. В этом случае внимание начинает активно проявляться.
5. Непроизвольное внимание. Случайное восприятие активируется независимо от нас, само по себе, без ориентации на конкретную задачу. Причиной этому становятся особенности и характеристики объектов и событий в окружающем мире, которые важны для человека. Новизна объекта является одним из таких ключевых качеств.
6. Сенсорное внимание. Ясные и отчетливые образы предметов в сознании возникают благодаря сенсорному вниманию, которое обеспечивает четкое отражение объектов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека при действии на них органов чувств. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и так далее.
Основными свойствами внимания являются:
•
Устойчивость - сосредоточить внимание на одном объекте или задаче в течение длительного времени.
•
Концентрация внимания - при ограниченности поля восприятия возможно повышение интенсивности сигнала. Отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент, предлагает концентрация не только для длительного удержания внимания на объекте.
•
Сосредоточенность. Для достижения наиболее полной информации о объекте необходимо сосредоточить внимание, концентрируя сознание на нем.
•
Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
•
Переключаемость - это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.
•
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и так далее.
•
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.
Ученые-психологи за время работы над проблемой изучения внимания выделили несколько теорий внимания:
Теория Теодюля Рибо. Внимание, по словам Рибо, напоминает страсть, которая требует удовлетворения. Оно связано с эмоциями и имеет непрямую зависимость от эмоциональной сферы. Чем сильнее человек реагирует эмоционально на объект или событие, тем интенсивнее он направляет на это свое внимание, будь то произвольное или непроизвольное акцентирование.
Теория Д. Н. Узнадзе. Установки определяют особенности внимания, как утверждал Д. Н. Узнадзе. Это означает, что внимание сосредотачивается на том, на что настроен человек. Этот феномен можно проиллюстрировать на примере. Представим, что человек взял в руки два шара с разным весом, но одинаковым объемом. Позже ему дали другие шары, которые и по объему, и по весу были одинаковыми. И все же шар, который ранее находился в руке с более легким шаром, покажется ему легче. Это происходит из-за действия эффекта установки: ранее в этой руке был шар меньшего веса, что повлияло на восприятие.
Теория Л. С. Выготского. Согласно Л. С. Выготскому, внимание можно разделить на два типа: природное и культурное. По его мнению, у детей изначально есть природное внимание, которое с возрастом развивается под влиянием окружающей среды. В процессе взросления и общения в обществе, внимание ребенка постепенно направляется в нужное русло. В школьном возрасте внимание, подверженное внешним воздействиям, становится внутренним и приобретает огромное значение.
Теория А. А. Ухтомского. А. А. Ухтомский, отечественный физиолог, создатель концепции доминанты, известен тем, что в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который он назвал доминантой. Поведение человека и его внимание определяются именно этой доминантой, согласно его концепции. Например, если человек голоден, то он будет в первую очередь обращать внимание на кафе, а не на салоны красоты или магазины. Таким образом, внимание зависит от доминанты, как утверждает Ухтомский.
В XVII веке внимание на проблему сенсорного воспитания детей обратил
Я.А. Коменский. Он противопоставил деятельное воспитание словесному. Коменский считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках».
Мария Монтессори поддерживала идею, что правильное мышление можно обучить только через сенсорные упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно сравнивать, группировать и различать окружающее. Ее система сенсорного воспитания является основой программы детских садов за рубежом и продолжает быть актуальной до сегодняшнего дня.
Монтессори разработала уникальные пособия и игры для изучения окружающего мира малышами через чувственный опыт. Для развития органов чувств использовался дидактический материал, состоящий из разнообразных предметов: дощечек, кубиков, цилиндров, пластинок и других. Дети выполняли задания, например, вставляли разные бруски и цилиндры в соответствующие отверстия или пытались определить свойства материала и его конфигурацию, находясь в слепой зоне. Важным принципом методики Монтессори была возможность ребенка называть материал, из которого изготовлен предмет, и определять его назначение и форму, ориентируясь на тактильные и зрительные ощущения.
Е.И. Тихеева внесла огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников в отечественной педагогике. Она поддерживала идею применения специальных упражнений по "умственной ортопедии" лишь в избранных случаях. При правильном руководстве такие упражнения способствуют развитию у детей утонченности восприятия, а также формированию выдержки, воли и наблюдательности. Кроме того, эти упражнения должны быть органично вписаны в применяемые в детском саду практические занятия и игры, чтобы обеспечить их эффективное воздействие.
Е.И. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, шишки, цветы, плоды, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Е.И. Тихеева отводила воспитателю.
Сенсорное внимание позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром, оно является ключевым компонентом нашего восприятия. Этот психологический процесс не только помогает осознавать внешние стимулы, но и обрабатывать их.
Важным аспектом сенсорного внимания является его способность выбирать определенные стимулы для фокусировки. К примеру, погружаясь в чтение книги, мы можем исключить все внешние раздражители, чтобы сосредоточиться только на ее содержании, игнорируя остальное окружение.
Другая характеристика сенсорного внимания - его
направленность. Мы можем активно выбирать, на что направить свое внимание. Например, если ждем гостей, мы можем сфокусироваться на звуки и шумы вокруг, чтобы оперативно услышать их приход.
Сенсорное внимание также способно
мгновенно переключаться между различными стимулами и адаптироваться к изменяющимся условиям, что позволяет нам эффективно взаимодействовать с миром вокруг нас.
Сенсорное внимание - ключевой аспект нашего функционирования, и его можно разделить на автоматическое и волевое. Волевое внимание требует осознанного управления нашими мыслями и вниманием, в то время как автоматическое внимание происходит без нашего усилия. Например, когда мы вдруг слышим громкий звук или видим внезапное движение в периферийном зрении, наше внимание мгновенно переключается на эти стимулы.
Безусловно,
сенсорное внимание играет критическую роль в нашем повседневном опыте. Это помогает нам ориентироваться в окружающем мире и не терять концентрацию на важных задачах. Благодаря сенсорному вниманию мы можем выделять самую важную информацию из огромного потока входящих сигналов, что является необходимым для эффективного функционирования нашего сознания и поведения.
Сенсорное внимание -
ключевой механизм восприятия, оказывающий огромное влияние на различные области нашей жизни. Каким образом мы воспринимаем мир вокруг себя, какие детали замечаем, а какие игнорируем, всё это зависит от работы нашего сенсорного внимания. В психологии и нейробиологии активно изучается сам механизм функционирования сенсорного внимания, его влияние на наше поведение и понимание окружающего мира.
Сенсорное внимание не просто процесс обработки внешних стимулов, это
основополагающий аспект нашего познания и восприятия мира. Знание того, как работает сенсорное внимание, помогает нам понимать, почему мы воспринимаем мир именно так, а не иначе. Важно помнить, что наша способность к восприятию не ограничивается только пятью основными чувствами. Вся наша жизнь, наши решения, эмоции и взаимодействие с окружающим миром строятся на основе тонкой игры сенсорного внимания.
Рекомендуем посмотреть:
Сказки – пересказки. Обучение дошкольников старших групп пересказу
Как развивать внимание школьников. Советы для родителей
Конспект развивающего занятия для детей 4-7 лет
Возрастные особенности подростков 13-14 лет
Похожие статьи:
Воспитание детей младшего школьного возраста