Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Возрастные особенности подростков: мышление, память, внимание.
Мышление подростка
В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рас¬суждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.
Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осо¬знание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности.
При переходе от младшего школьного возраста к подростковому мышление школьника качественно изменяется.
Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане.
На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
— способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
— способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Важными новообразованиями когнитивной сферы становятся формирование формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте.
Подросток:
- Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи;
- Способен на системный поиск решений;
- Способен проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи;
- Способен находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач;
- Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.
Память подростка.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. Улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; объем сохраненного в памяти материала; улучшается продуктивность памяти. Вместе с тем на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запомнить. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием и они жалуются на плохую память.
С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.
В младшем школьном возрасте между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.
Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями - уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Память подростков:
- Становится более произвольной;
- Процессы запоминания поддаются организации и контролю;
- Увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти;
- Механическое запоминание уступает место логическому, осмысленному;
- Улучшается продуктивность запоминания;
- В памяти устанавливаются сложные ассоциации.
Внимание подростка.
По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой увеличиваются с возрастом. Вместе с тем, внимание подростка становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов – отсюда невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность, хроническая скука. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей.
Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Сказки – пересказки. Обучение дошкольников старших групп пересказу Консультация для родителей подростка Родителям о подростковом суициде Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе: Особенности подросткового во

Похожие статьи:

Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях

Воспитание детей младшего школьного возраста

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Конспект психологического занятия для школьников 5 класса на тему: «Дружба» | Психология подросткового возраста
Опубликовано: 2416 дней назад (12 апреля 2018)
Просмотров: 10739
+2
Голосов: 2
Ольга Петровна Масленникова # 13 апреля 2018 в 14:33 0
Спасибо за представленный материал. У Вас отлично получилось обобщить огромный объем информации по этому вопросу. Все особенности подростков в плане познавательных процессов описаны кратко и доступно.
Екатерина Николаевна Фокина # 13 апреля 2018 в 16:31 0
На самом деле, полезный материал, который можно использовать при проектирования уроков в средних классах. Опираясь на представленные данные можно составлять контрольно-измерительные материалы по предметам. Спасибо!
Солодова Анастасия Владимировна # 13 апреля 2018 в 20:32 0
Обязательно возьму материал, чтобы использовать в своей работе. Статья написана понятно, лаконично, без лишних подробностей. Информация интересная, полезна как психологам, так и педагогам. Возрастные особенности должны быть обязательно учтены в педагогической работе.