Методические рекомендации по организации профильного обучения в школе на уровне среднего общего образования
Настоящие методические рекомендации разработаны для администрации школ, с целью организации работы по реализации профильного обучения в школе. Согласно ФГОС СОО образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.
Методические рекомендации призваны совершенствовать работу по организации профильного обучения в школе.
Приоритетные направления:
- Практическая направленность. (Учащиеся применяют полученные знания на практике, таким образом, готовясь к будущей профессиональной деятельности).
• Индивидуализация и профессиональная ориентация учащихся старшей школы с учетом реальных потребностей рынка труда.
• Объединение усилий общеобразовательных организаций и высших учебных заведений.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждено: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формированиенавыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности».
Согласно ч. 4 ст. 66 Закона «Об образовании в Российской Федерации» профильное обучения – это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования.
1. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения
Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения представлено следующими документами:
1. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года,
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599;
3. ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Министерства Просвещения Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года, Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413»,
4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
7. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» раздел 5 (ред. От 22.05.2019);
10. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
12. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
13. Приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 о правилах приема обучающихся в профильный класс.
Цели и задачи профильного обучения.
Цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Задачи системы профильного обучения:
• достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;
• формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;
• умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;
• развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.
Реализация профильного обучения рассматривается как осуществление дифференциации образования, включающее:
• с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
• с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;
• с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся.
В соответствии с п. 25 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ» направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности, определяющая предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область, связанную с определенным видом деятельности человека, для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Естественно-научный профиль формирует научное мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, изучения основных биологических и химических теорий, формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытия роли естественных наук как производительной силы. Он ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Гуманитарный профиль обращён к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира, к изучению общества, культуры и истории. Он ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» и
«Общественные науки».
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации в таких сферах деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».
Универсальный профиль ориентирован в первую очередь на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля. С одной стороны он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в вуз.
Таким образом, выбор профиля обучения ориентирует на будущую сферу профессиональной деятельности и с учетом предполагаемой модели продолжения образования обучающихся. В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной (первичной) профориентации.
Внутришкольная модель организации профильного обучения.
Внутришкольная модель организации профильного обучения позволяет школе самостоятельно выбирать количество профилей, которые она готова реализовать. Одна школа может быть однопрофильной и реализовывать один из выбранных профилей, другая образовательная организация реализует несколько профилей, то есть предполагает многопрофильное обучение.
Предметная или межпредметная направленность профилей, уровень сложности, глубина и ширина предметных областей, степень теоретической и практической направленности обучения также являются выбором отдельно взятой школы. Школа может быть в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но при этом за счет увеличения числа элективных курсов предоставляет обучающимся возможность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая разнообразные элективные курсы, поддерживающие конкретный профиль. Такая модель имеет некоторые определенные преимущества для образовательной организации и педагогов. Значительно упрощается координация работы и процесс согласования требований всех педагогов, участвующих в реализации профильного
обучения. Экономия учебных часов и возможность организации поточной системы образования являются основными достоинствами для образовательной организации, выбирающей данную модель. Одним из преимуществ, которые предоставляет внутришкольная модель, является возможность для учащихся получить профильное образование по месту жительства, в своем классе и со своими педагогами.
Наряду с достоинствами следует упомянуть и трудности в организации и реализации подобной модели профильного обучения. Образовательные организации должны быть обеспечены высококвалифицированным педагогическим составом, а также осуществлять качественный отбор обучающихся на профили, чтобы не допустить усреднения уровня преподавания.
Сетевая модель организации профильного обучения.
В данной модели организация профильного обучения конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Сетевая модель профильного обучения направлена на решение ключевой проблемы, с которой сталкиваются отдельные образовательные учреждения, то есть, ограниченные возможности, не позволяющие им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ, что влечет ограничение выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов.
Профильное обучение, построенное по принципу сетевой модели, предполагает, что школе, включенной в сеть, предоставляется возможность получать доступ к недостающим ей образовательным ресурсам, что в свою очередь позволит усилить ее собственный потенциал во всех областях. При реализации данной модели обучающиеся получают более широкий спектр образовательных услуг, что, соответственно, позволяет им в полной мере реализовать свои образовательные потребности.
Основными достоинствами сетевой модели следует назвать:
• возможность использования современных технологий и средств обучения;
• выбор учеником удобного и подходящего ему времени, места и темпа обучения;
• предоставление возможности формировать индивидуальный учебный план, который отвечает личным потребностям обучающегося;
• изменение роли преподавателя, которая в контексте данной модели, позволяет ему выполнять функции координатора познавательного процесса, корректировать содержание дисциплины, консультировать при составлении индивидуального учебного плана обучающегося;
• изменение роли обучающегося и развитие в нем таких качеств, как самоорганизация, мотивированность, самооценка, а также повышение навыков самостоятельной работы;
• индивидуальный контроль качества знаний;
• экономическая эффективность образовательного процесса и улучшение соотношения конечного результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение по сравнению с традиционными формами обучения.
Сетевая межшкольная модель.
Данная модель может быть реализована путем интеграции нескольких школ вокруг одной из них, выполняющей роль ресурсного центра, или установлением равноправных партнерских отношений между школами. Такое взаимодействие позволяет создать условия для многопрофильного обучения, где учащимся предоставляются возможности выбора направленности, практической реализации индивидуальных учебных планов, использования ресурсов нескольких школ, таких как кадровый состав и материально-техническое оснащение школы. Обязательным критерием успешной реализации межшкольного сотрудничества является единство определения целей, задач, принципов, содержания и методов профильного обучения.
Плюсом данной модели является то, что межшкольное взаимодействиеобеспечивает высокое качество профильного обучения за счет организации единого информационного и педагогического пространства на основе партнерства школ. Организация профильного обучения создает условия для эффективного достижения учащимися максимальных результатов, предоставляя материально-техническую базу, квалифицированный психолого-педагогический состав, учебно-методическое сопровождение обучения, реализацию индивидуальных планов, оценку промежуточных и конечных результатов обучения в рамках сети школ-партнеров.
Использование общей базы ресурсов, материальных и интеллектуальных, является экономически выгодным, а также способствует инновационному развитию каждого образовательного учреждения сети.
Однако при создании единого пространства реализации профильного обучения возникает проблема организации учебного процесса: распределение времени, кадровых ресурсов, использование материально- технической базы между школами-партнерами сети.
Для решения этой проблемы многие школы вводят элементы дистанционного образования, что, однако, не позволяет эффективно реализовать все составляющие профильного обучения, организовать практическую работу и психолого-педагогическое сопровождение.
Виртуальная дистанционная модель. Дистанционная модель организации профильного обучения позволяет решить многие проблемы, связанные с реализацией индивидуального учебного плана учащегося, отсутствием необходимых ресурсов в образовательном учреждении. Такая модель подразумевает сотрудничество нескольких школ для создания единого виртуального образовательного пространства, отвечающего целям и задачами профильного обучения. Школы-участники дистанционного взаимодействия обмениваются Интернет-ресурсами и дидактическими материалами, оказывают дистанционную поддержку и сопровождение обучающихся, что обеспечивает многопрофильность обучения и широкие возможности при выборе профильного направления.
Использование дистанционной модели профильного обучения
позволяет создать единые для образовательных организаций поля ценностей, информационное поле, системы оценивания, подход к организации учебного процесса.
Данная модель профильного обучения предоставляет широкие возможности организации многопрофильного образования. Учащимся предоставляется выбор направленности обучения, а также его формы, что позволяет успешно реализовать индивидуальные учебные планы и достичь высоких результатов обучения. Каждому обучающемуся доступны индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, использование ресурсов общего виртуального пространства, выбор интенсивности и темпов обучения.
Решаются проблемы организации учебного процесса: передвижение учащихся, учебная нагрузка, расписание, а также реализуется дифференциальный подход.
Использование системы дистанционного обучения в рамках профильного образования является экономически выгодным, поскольку практически не задействует материально-техническую базу школы. Однако для многих школ дистанционная модель обучения является новой, поэтому необходима подготовка педагогического и административного персонала школы для реализации данной технологии. Техническое и методическое сопровождение процесса обучения требует знаний особенностей дистанционных технологий, а также создание общих для всех школ сети критериев отбора материалов, оценивания работ учащихся и требований к работе учителей.
Интеграционная модель (вуз, колледж). Данная модель построена на взаимном сотрудничестве общеобразовательных учреждений, колледжей и вузов, которая подкрепляется соответствующим договором. Согласно этому договору школа берет на себя ответственность по отбору обучающихся и подготовке их к обучению в колледже или вузе, отвечает за составление учебного плана, обеспечивает усвоение базового содержания образования.
Профильное обучение по данной модели реализуют преподаватели колледжей и вузов либо подготовленные вузом школьные учителя. Сотрудничество школ с колледжами и вузами в рамках реализации профильного обучения позволяет согласовывать их программы, что даёт возможность осуществлять качественное профильное обучение по индивидуальной траектории ученика. Данная интеграционная модель также приводит к согласованию требований к выпускникам со стороны профессионального образования.
Однако могут возникнуть трудности при заключении договоров между общеобразовательными учреждениями, вузами и другими образовательными учреждениями, сложности в образовательном процессе в связи с неподготовленностью вузовских преподавателей к работе с аудиторией учащихся общеобразовательных учреждений.
Интеграционная модель (производственные предприятия). В рамках данной модели организации профильного обучения происходит взаимодействие с профильными производственными предприятиями. Основной акцент в такой модели делается на возможности получения обучающимися профессиональной практики. Ресурсы, предоставляемые производственными предприятиями, позволяют образовательным организациям усовершенствовать систему профильного обучения. Вовлечение обучающихся в будущую профессию происходит путем ее наглядной демонстрации, а именно через осуществление экскурсий на производственные предприятия.
Обучающиеся получают доступ к образовательным ресурсам, которые предоставляют профильные предприятия, и возможность прохождения профессиональных практик на их площадках. Производственное предприятие принимает участие в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Обучающимся предоставляется возможность заключения отложенного договора с производственным предприятием, с которым его образовательная организация реализует профильное обучение.
Однако недостаточно отработанный механизм интеграции производственных предприятий и образовательных учреждений. Заключение договоров, перемещение учащихся, составление расписания и согласование времени с профильным предприятием также являются достаточно проблематичными для организации данной интеграционной модели.
Интеграционная модель (музеи, театры и т.д.). Интеграционная модель профильного обучения реализуется во взаимодействии школ с театрами, музеями и другими культурными образовательными учреждениями. В рамках данного сотрудничества учащимся предоставляется возможность ознакомиться не только с особенностями культурно- эстетического направления профильного образования, но и с практической стороной применения профильных знаний. На базе музеев и театров проходят занятия различной тематики с использованием современных технологий.
Практическое применение и реализация навыков и умений, полученных обучающимися на урочных занятиях, сотрудничество школ с культурными учреждениями в рамках сетевой интеграционной модели предоставляет обучающимся широкий выбор профильных направленностей Однако сотрудничество школ с культурными учреждениями осложняется организацией учебного процесса вне образовательной организации, а именно: согласование времени и места проведения занятий, координация работы преподавателей с сотрудниками учреждений.
Интеграционная модель (технопарк, дома детского творчества). Интеграционная модель представляет собой сотрудничество школ с образовательными учреждениями, реализующими программы профильного образования (технопарк, дома детского творчества). Такие организации ориентированы на работу с учащимися и их родителями, целью которой является предпрофессиональная подготовка, помощь в профессиональной ориентации и самоопределении. Учащимся создаются условия для реализации индивидуальных способностей и интересов, получения практического опыта по профильному направлению, использования знаний в
творческой или проектной деятельности. Такие учреждения, как технопарк моделируют реальные процессы специализированной деятельности, что позволяет учащимся получить опыт в выбранной профессиональной деятельности.
Сотрудничество школ с технопарками и домами детского творчества является вариантом организации практической деятельности учащихся по применению знаний профильной направленности. Разнообразие методов и технологий, применяемых педагогами школ-партнеров, способствует достижению высоких результатов в профориентационной работе.
Однако одной из основных сложностей реализации интеграционной модели является координация учебного процесса в рамках сотрудничества образовательных учреждений. Заключение договоров, перемещение учащихся, нагрузка и расписание занятий, а также распределение ответственности за результаты обучения на данном этапе являются проблематичными для организации данной модели.
Информационные и материально-технические условия введения ФГОС СОО
В ОО должна быть организована возможность свободного доступа школьников и педагогов к информационным сервисам, позволяющим пользоваться ресурсами сети Интернет для реализации индивидуальных и групповых образовательных проектов.
Информация на сайте ОО должна регулярно обновляться. На сайте ОО должны быть опубликованы текущие документы школы: планы, отчеты, протоколы заседаний общественных управляющих советов и т.п.
Кроме того, должны быть отражены виды проектной деятельности, реализуемой в ОО, с регулярными обновлениями получаемых результатов.
На сайте школы можно разместить нелинейное расписание. Сайт образовательной организации может быть площадкой для диалога участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
В ОО должны быть проведены родительские собрания во всех классах, на которых обсуждалось внедрение ФГОС СОО. В ОО целесообразно разработать мониторинг динамики отношения родителей к внедрению ФГОС СОО, а также инструментарий для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОО и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, плана внеурочной деятельности.
1. Описание механизмов реализации профильного обучения
Компоненты создания модели профильного обучения
Учебный план, интеграция основного образования и внеурочной деятельности. В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413», образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения.
Учебный план профиля обучения должен содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени (2170 часов), предусмотренного ФГОС СОО, то можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне, завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов или включить в план другие курсы по выбору учащегося.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Обучающийся имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Одним из механизмов реализации профильного обучения являются элективные курсы. При выборе и разработке элективных курсов необходимо учитывать следующие требования: вариативный характер, достаточное (избыточное) количество (для обеспечения учащимся возможности реального выбора), краткосрочность – 8–16 часов (даст возможность школьнику в течение учебного года изменить, в случае необходимости, несколько курсов по выбору), завершенность, оригинальное содержание.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на уровне среднего общего образования. Элективные курсы выполняют две функции. Одни из них могут
«поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс
«Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета «Экономика». Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы
«Информационный бизнес», «Основы менеджмента» – в социально- экономическом профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др.
– в естественно-научном профиле.
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника – в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Набор элективных курсов следует определить в конце обучения в предыдущем классе на основе опроса, анкетирования, собеседования. Содержание элективных курсов предпрофильной подготовки не должно дублировать содержание предметов. Собственно, курсы по выбору должны помочь ученикам реально оценить свои возможности и сориентировать их на дальнейший выбор профиля обучения.
Формы обучения в процессе изучения элективных курсов могут быть как академическими (урок, практикум, лекция, семинар и т.д.), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативные методы, групповые, исследовательская деятельность, метод проектов, разработка индивидуальных учебных планов и т.д.).
Предметные курсы являются пропедевтическими относительно профильных общеобразовательных предметов углублённого уровня и дают возможность ученику реализовать свои способности и интересы по выбранному профилю.
Межпредметные курсы помогают школьникам сориентироваться в современном мире профессий, познакомиться со спецификой различных видов деятельности. Эти курсы можно организовывать в виде учебных модулей и проводить в течение месяца или семестра.
Факультативный курс (факультатив) – это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию учащегося. Факультативные курсы в школе являются дополнением к основному объему общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и учебными программами.
Факультативы призваны расширять знания учащихся, полученные при изучении основных предметов. Помимо всего прочего, они позволяют формировать и развивать у школьников разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно получать знания, приобщают учащихся к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки.
Эта особая организационная форма учебной деятельности связана с добровольным выбором тех предметов, которые ученикам наиболее интересны. В этом выражается сходство факультативов с внеклассными формами познавательной деятельности. Тем не менее, факультативы являются отдельной частью учебно-воспитательной работы в школе. Они проводятся по специально разработанной учебной программе, в рамках отведенного для этого времени.
Введение в школе факультативных занятий приводит к разделению учебного материала на основной, который обязателен для всех учащихся, и дополнительный, который рассчитан на удовлетворение повышенных интересов отдельных учеников. Это разделение дает возможность повысить уровень общего образования, не допуская при этом перегрузки учащихся обязательными учебными предметами. Кроме этого, в ходе проведения факультативных занятий учителю можно апробировать новое содержание материала и методику обучения, новое оборудование, что способствует совершенствованию школьного образования.
Выбор факультативных курсов осуществляется учащимися каждый учебный год. Таким образом, факультативы дают возможность учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе подготовки рефератов, докладов, выполнения творческих, исследовательских или иных работ. Задания выбираются так, чтобы они имели значение не только для данного ученика, но и для всей группы.
Проведение факультативов требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя. Он должен формировать навыки самостоятельной работы с учебной литературой, научить учащихся навыкам пользования литературой; уметь разнообразить формы работы; формировать умение наблюдать, создавать проблемные ситуации, принимать верные решения; уметь научно поставить опыт и повторить его неоднократно; формировать у учащихся умения решать различные задачи, а также составлять их.
Для формирования эффективных моделей профильного образования в процессе разработки основных образовательных программ образовательные организации могут
использовать следующие критерии:
1. Наличие в основной образовательной программе программ учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, соответствующих направленностям профильного образования.
2. Наличие программ элективных и факультативных учебных курсов, соответствующих направленностям профильного образования.
3. Наличие программ курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих направленностям профильного образования.
4. Наличие системы предпрофильной подготовки, выраженной в распределении часов в учебных планах основного общего образования.
5. Отсутствие прямого копирования материалов авторских программ, копирования текстов примерных программ.
6. Реализация проектных работ обучающихся согласно направленности классов в сотрудничестве с организациями высшего образования.
7. Наличие партнеров в области развития профильного образования из числа перспективных работодателей выпускников профильных классов.
Педагогический кадровый состав. Повышение квалификации. Реализация профильного обучения в школах направлена на предоставление учащимся широкого выбора образовательных программ для получения максимального объема теоретических и практических знаний определенной направленности. Изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса диктуют новые требования к профессиональной компетентности учителя. Организация профильного обучения возможна только при наличии высококвалифицированных кадров, способных реализовывать программу профильных дисциплин с учетом актуальных тенденций.
Учителя профильных классов должны иметь представления о происходящих в образовании изменениях, касающихся содержания, образовательных технологий, нормативного и учебно-методического обеспечения, принципов оценивания результатов. Новая концепция четко определяет статус учителя и уровень его профессионализма, обеспечивающий практическую направленность учебной деятельности с применением современных технологий и форм обучения.
Педагог, работающий в системе профильного обучения, должен обладать следующими знаниями:
знать нормативные документы, определяющие концепцию профильного образования;
владеть методологическими понятиями реализации личностно- ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов;
в совершенстве владеть предметным содержанием на профильном уровне;
знать принципы составления элективных курсов в целях достижения максимальных результатов обучения;
знать методики и технологии организации разных видов практической деятельности учащихся, таких как проектная и исследовательская.
К профессиональным умениям педагога профильных классов следует отнести следующие умения:
• проектирование учебного процесса с учетом необходимости индивидуализации обучения, позволяющего ученику самостоятельно организовать творческую или исследовательскую деятельность;
• реализация в обучении разнообразных видов и форм деятельности, создающих
• максимально комфортные условия для достижения целей профильного обучения;
• мониторинг, диагностика и контроль результатов обучающихся в процессе реализации индивидуальных учебных планов;
• коррекция индивидуальной траектории учащегося в соответствии с возникающими трудностями и промежуточными результатами обучения;
• применение технологий реализации практических навыков организации учащимися собственной деятельности: работа с информацией, самоорганизация, ответственность и т.д.;
• использование информационных технологий при организации процесса обучения;
• обеспечение практической направленности образования в рамках формирования необходимых компетенций;
• организация условий для профессионального самоопределения учащихся.
Помимо навыков, умений, профессиональная компетентность педагога характеризуется также и личностными качествами, отражающими готовность к работе в профильных классах – особенности характера и темперамента, памяти, мышления, восприятия, способность к адаптации, проектированию собственной деятельности.
Высокие требования к компетентности педагогов, реализующих профильное обучение, приводят к возникновению новых форм обучения педагогических кадров. Наряду с традиционными учреждениями повышения квалификации появляются и другие учреждения, занимающиеся повышением квалификации педагогических работников. В зависимости от выбранных моделей организации профильного обучения эту роль могут играть различные образовательные учреждения, входящие в интеграционную сеть.
Материально-техническое обеспечение профильного обучения на уровне среднего общего образования. Согласно ФГОС СОО образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). В то время как для универсального профиля достаточно базового оснащения учебных предметных классов, обучение по остальным профилям требует дооснащения учебных помещений в зависимости от выбранного профиля.
Социально-экономический и гуманитарный профиль
В материально-техническое оснащение по социально-экономическому профилю входит электронная мультимедийная техника для интерактивных методов проведения урока (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивные столы и пр.). Иногда может требоваться оборудование по геодезии и картографии, требующее также организации систем хранения.
В гуманитарном профиле к мультимедийной технике добавляются лингафонные кабинеты для создания возможности обучения иностранным языкам.
Технологический профиль
Обучение по технологическому профилю требует ознакомления обучающихся со способами организации производственной деятельности. Это требует от образовательной организации оснащения специализированных в зависимости от направления обучения лабораторий и мастерских. Лаборатории и мастерские должны быть обеспечены разводкой электропитания на 220 В. В некоторых случаях требуется обеспечение системой водоснабжения и канализации, а также принудительная вытяжка. С точки зрения техники безопасности, мастерские должны иметь как минимум 2 эвакуационных выхода, а также систему противопожарной сигнализации и пожаротушения. В лабораториях и мастерских должны быть размещены школьные аптечки.
Мебель в мастерских должна быть устойчива к возможным внешним воздействиям (температура, механическое воздействие и пр.).
В организации обучения по информационно-технологической направленности должен быть организован компьютерный класс, содержащий кроме мультимедийной презентационной техники персональный компьютер на каждом рабочем месте. Следует уделить особое внимание системам освещения и вентиляции в компьютерном классе.
В организации обучения по инженерно-технологической направленности должна быть создана возможность для разработки и прототипирования учебных проектов, что обеспечивается оснащением лаборатории интерактивными кульманами, трехмерными сканерами и принтерами. В оснащение лаборатории могут входить робототехнические комплекты. Также требуется оснащение школьной мастерской деревообрабатывающими и металлообрабатывающими станками, доступными для самостоятельной работы обучающихся.
Производственно-технологический профиль требует оснащения школьной мастерской оборудованием для реализации практического обучения, что предполагает наличие станков для обработки дерева и металла, стендов для сборки и монтажа электрических и электронных схем, стендов для работы с гидравлическими и пневматическими системами, стендов для обучения газо- и электросварке, наборов переносных электроинструментов, и пр.
Естественно-научный профиль
Для осуществления профильного обучения по естественно-научному профилю, кроме классов для регулярного преподавания, требуется создание должным образом оборудованного пространства предметных лабораторий. Это включает в себя выполнение базовых требований к инфраструктуре лаборатории. Требования относятся к электроснабжению, подаче воды, канализации, вытяжке, стерилизации. С точки зрения техники безопасности, каждая лаборатория должна иметь как минимум 2 эвакуационных выхода, а также систему противопожарной сигнализации и пожаротушения. В лабораториях должны быть размещены школьные аптечки.
В физических лабораториях и лаборантских при них требуется обеспечить электроснабжение для подключения демонстрационных и лабораторных приборов как на отдельно стоящем демонстрационном столе, так и на рабочих столах для обучающихся; для подключения устройств высокой мощности требуется выделенная линия. Лаборатория должна быть оснащена раковиной для мытья посуды. В лаборантской и в лаборатории должны быть организованы системы хранения лабораторного оборудовании. В химических лабораториях требования к энергоснабжению совпадают с физической лабораторией. В силу использования в экспериментах большого количества лабораторной посуды желательно организовать как минимум 2 раковины; канализация должна быть устойчивой к химическим реагентам разной природы. В лаборатории и лаборантской должны быть демонстрационные вытяжные шкафы с подключением водоснабжения и электрического питания. В лаборантской должны быть предусмотрены системы хранения для оборудования и реактивов, подключенные к принудительной вытяжке. Желательна организация в лаборатории химии аварийного душа, позволяющего в ситуации поражения концентрированными кислотами или щелочами, а также другими агрессивными реагентами обеспечить быструю обработку пострадавшего большим количеством воды.
В лабораториях биологии требуется энергоснабжение с разводкой на 220 В, желательна выделенная линия для подключения дистиллятора и стерилизатора. Для мытья посуды требуется как минимум 2 раковины; в канализации возможно использовать обычные материалы. Системы хранения должны обеспечивать хранение объемного хрупкого оборудования, такого как микроскопы и модели органов. В силу возможного бактериального заражения должна быть предусмотрена система УФ-стерилизации рабочего пространства, система подсветки для выращивания растений в помещении лаборатории.
К конвергентным лабораториям относятся все вышеприведенные требования.
Мебель в лабораториях должна быть устойчива к возможным внешним воздействиям (температура, химические реагенты и пр.). Если возможно, то в лабораториях лучше организовать островные столы с надстройками. Из электронного оснащения крайне желательно иметь в каждой лаборатории мультимедийный проектор для демонстрации обучающих материалов или интерактивную доску.
Комплекты предметного оборудования для осуществления профильного обучения должны быть более разнообразны, чем в случае базового образования. В общем случае, в физической лаборатории должны быть демонстрационные и лабораторные комплекты по механике, оптике, электродинамике, термодинамике и другим направлениям. В химической лаборатории должны быть приборы для осуществления химического синтеза, препаративного выделения веществ, а также различных видов химического анализа. Список доступных реагентов должен покрывать все предлагаемые к осуществлению методики демонстрационных и лабораторных работ. Необходимой частью химической и биологической лаборатории является аппаратура для дистилляции воды. В оснащении биологической лаборатории должно быть как снаряжение для полевых практик, так и лабораторное оборудование для оптической микроскопии, работы с микроорганизмами, гидропонного выращивания растений и других практических занятий.
Важной частью современного оборудования на уровне средней школы являются датчики цифровых лабораторий, позволяющие существенно упростить количественный эксперимент в силу единства интерфейса и минимизации подготовительных процедур. Желательно создать возможность работы с цифровыми лабораториями для всех обучающихся на профильном уровне.
Грамотное планирование и построение лабораторий и мастерских вкупе с их надлежащим оснащением служат залогом успеха профильного обучения в средней школе.
Поступление в профильные классы
Прием обучающихся в профильные классы осуществляется на основании:
• результатов государственной итоговой аттестации (не менее 60% по профильным предметам);
• средней успеваемости по профильным предметам (не ниже 4 баллов);
• результатов портфолио (победитель и призер городских, Всероссийских олимпиад, участник научно-практических конференций и конкурсов по соответствующим профильным предметам; победитель Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); наличие аттестата об основном общем образовании с отличием).
При зачислении обучающихся в профильные классы могут учитываться результаты собеседования и/или анкетирования.
Формы представления результатов обучения в профильных классах Профильные конференции.
Конференция может быть организована внутри школы, быть отрытой для школ, реализующих аналогичный профиль, проводиться на базе высших учебных заведений (технопарков и пр.), реализующих соответствующий профиль.
Участниками конференции могут выступать обучающиеся, педагогические и руководящие работники образовательной организации.
Конференция проводится с целью представления образовательных достижений участников конференции, а также с целью обсуждения проблем развития профильного обучения, использования научного и культурно- образовательного пространства города.
Для проведения конференции создается организационный комитет, который:
• определяет место, сроки и форму проведения мероприятия;
• определяет возможные формы работы участников конференции, направления и тематические секции;
• формирует и утверждает состав экспертных комиссий по тематическим секциям;
• разрабатывает и утверждает требования к участию в конференции и к материалам, предоставляемым участниками конференции, критерии оценки работ и выступлений;
• подводит итоги конференции и определяет победителей и призеров, порядок награждения;
• определяет площадку для проведения награждения участников, представивших лучшие работы и выступления на конференции.
По решению оргкомитета победители и призеры конференции могут быть рекомендованы к участию в городских, региональных и международных конференциях.
По согласованию с вузами результаты конференции могут давать дополнительные преференции в портфолио личных достижений.
Оценка результатов обучения в профильных классах включает наличие достаточного количества участников конференции от образовательной организации, наличие победителей и призеров всех этапов.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация по предмету осуществляется на основании результатов внутренней и внешней оценки.
К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. Именно результаты внешней оценки (ГИА) учитывают вузы при зачислении абитуриента.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования.
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме.
Обучающимся предоставляется возможность выбора уровня сдачи ЕГЭ: базовый или профильный. Для обучающихся профильных классов рекомендуется выбирать профильный уровень по профильным предметам.
Результативность обучения в профильных классах определяется высокой долей обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, принявших участие в итоговой аттестации и получивших высокие баллы на экзамене по соответствующему профилю.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио). Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, и является важным элементом практико- ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Результаты профильных конференций, олимпиад, независимых диагностик, предпрофессионального экзамена, итоговой аттестации входят в портфолио личных достижений обучающихся профильных классов.
Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио, может быть как качественной, так и количественной.
Рекомендуем посмотреть:
Решение экономических задач на кредиты
Эффективные способы организации методического сопровождения педагогов