Методическая работа в школе
Известный сатирик Михаил Жванецкий в своём стихотворении переиначил великого Пушкина:
Нас всех учили, но наука
Одним пошла во прок, другим…
Какое отношение, скажете вы, имеет эта строчка к методической работе? Самое что ни на есть прямое. Методическая работа в школе направлена на непрерывное образование педагогов, ведь именно оно обеспечивает успешную педагогическую деятельность. Но! Учителя-стажисты, имеющие опыт, порой совершенно не желают знакомиться с образовательными инновациями и тем более внедрять их в работу, молодые специалисты, наоборот, считают, что институт дал им всё самое современное, и перенимать опыт стажистов не считают нужным. А другие, имея диплом и *** лет стажа не воспринимают вообще никакую методическую учёбу. «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются» - верно заметил Д.С. Лихачёв. И действительно, необходимость непрерывного образования педагогов обусловлена изменением целей образования и, соответственно, изменением профессионального стандарта педагога. Методическая работа в школе направлена как раз на развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и методической подготовки, обеспечение условий их творческого роста и самореализации.
Успешность методической работы начинается с диагностики педагогических запросов и затруднений и прогнозирования деятельности – «климат – контроль»: работать на конкретные проблемы своей школы. Отсюда 2 важных задачи МР:
• Оказание реальной помощи (исходя из диагностики)
• Создание условий для профессионального роста
В течение нескольких лет методическая работа в школе осуществляется по следующим направлениям:
1. Информационная деятельность:
создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики, в т. ч. из опыта работы педагогического коллектива школы.
2. Диагностико - прогностическая деятельность:
диагностика потребностей кадров в повышении квалификации;
диагностика информационных запросов;
3. В области содержания образования:
• подготовка кадров к освоению учебного плана (освоение вариативного обучения, изучение и освоение образовательных стандартов, учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и освоение компонента и др.).
4. Инновационная, опытно-экспериментальная работа:
• управление опытно-экспериментальной работой;
• овладение навыками создания и экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий
5. В области аттестации педагогических кадров:
•подготовка педагогов к самооценке профессиональной деятельности,
самоаттестации.
В рамках данных направлений проводится непрерывное методическое сопровождение. Хочется остановиться на самых эффективных способах организации методической работы. Использование каждого из названных далее способов диктует применение определенных форм работы.
1. Способ создания педагогического ансамбля.
«Ансамбль» — термин музыкальный. Но при метафорическом переносе он сообщество-оркестр, где каждый, играя на своем инструменте, создает созвучие, гармонию, органично сочетается с коллегами, создавая единое образование, во главе которого стоит композитор или дирижер — в нашем случае руководитель методического объединения, учитель - стажист или заместитель директора.
Педагогический ансамбль создается для реализации конкретных задач, достижения максимально конкретной цели. Так, в 2016- 17 уч. году созданные педагогами команды вырабатывали пути решения выявленных по итогам диагностики проблем: как организовать работу с одаренными детьми? Как сделать родительское собрание интересным и полезным? Какие интернет – ресурсы помогут в подготовке к урокам? Выступления педагогов были сориентированы на получение конкретных ответов и носили исключительно прикладной характер.
В 2017 – 2018 году педагогический ансамбль, состоящий из педагогов разных предметов, успешно реализовал инновационный проект «Музыкальный театр». Итогом работы стал показ музыкального спектакля по сказке «Золушка».
При работе в составе педагогического ансамбля педагоги учатся находить точки взаимодействия, происходит активная коммуникация, обмен опытом и идеями. Конечный продукт взаимодействия презентуется коллегам.
2. Способ «Съесть слона».
Каким должен быть современный урок? Согласитесь, что это сложная и большая тема. Представим её в образе «слона» и зададимся вопросом «Как съесть слона?». Мы разбили тему на конкретные задачи. Перед коллективом ставилась конкретная одна задача. В течение месяца учителя по графику посещают уроки друг друга, причем на каждый урок есть конкретное задание и один конкретный аспект для наблюдения (как поддерживается внимание, как организуется деятельность учащихся, какими способами проводится изучение нового материала и т. д). Ключевая особенность в том, что учитель наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом. Зачем это нужно? Работа учителя полна мелких нюансов. Если вы говорите сразу обо всех проблемах, то практически невозможно улучшить все и сразу. Каждый навык (будь то умение держать дисциплину, задавать сложные вопросы, видеть весь класс) должен выстраиваться и закрепляться отдельно. Так шаг за шагом (медленно, но без остановок) можно прийти к значительному росту профессионализма каждого педагога. Таким образом, «слон съедается» по частям. Педагоги учатся анализировать свои уроки и уроки коллег, берут на заметку педагогические находки, учатся сами и учат других учителей. В течение месяца каждый член коллектива посещает от 3-х до 5-ти уроков.
3. Способ «Методический пробег»
Проводится в течение года. Формат проведения: методические пятницы, предметные субботы.
Методические пятницы: 1 раз в месяц по пятницам проводится открытый урок, занятие, мастер – класс по насущной проблеме. Одновременно несколько педагогов презентуют свой опыт по выявленной проблеме, остальные педагоги выступают в роли зрителя/ участника/ помощника. Так, в 2016- 17 году одной из самых ярких стала методическая пятница по теме «Интеграция межпредметных областей». Учителя – предметники, объединившись, показали открытые уроки, провели занятия. В некоторых классах в проведении урока приняли участие родители. География и алгебра, ИЗО и ОРКСЭ, литература и история – спектр межпредметного взаимодействия оказался значительно шире, чем мы предполагали изначально. Подобное сотрудничество обогащает педагогов, расширяет образовательное пространство для учащихся.
Предметные субботы включают в себя открытые мероприятия для детей и родителей учителями одного предметного направления: история, математика, технология и так далее. В течение субботы педагоги демонстрируют свой опыт, а также знания и умения учащихся в выбранной предметной области. Спектр форм презентации достаточно широк: открытые уроки, мероприятия, ярмарки, аукционы, игры, квесты. В данном контексте предметные субботы выступают инструментом профессионального развития. Коллеги, посещающие мероприятие, приобретают новые знания, родители составляют свое видение педагога как профессионала и человека, учащиеся имеют возможность демонстрировать полученные знания и умения перед широкой аудиторией.
Методический забег направлен на решение множественных задач: изучение и обобщение опыта, распространение опыта, презентация (общественное представление интересного учителя, новой технологии), поднятие статуса учителя, образовательного учреждения, повышение квалификации.
4. Способ «Образовательный туризм»
Образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса, предполагает формирование у педагогов получать новые профессиональные знания и умения в иной образовательной среде. Путем образовательного обмена педагоги «прирастают» в профессионализме. Каким способом реализуется данная технология?
Во - первых, школа – постоянная площадка для проведения различных мероприятий муниципального и областного уровня. На любое мероприятие, как-то : семинар, конференция, мастер- класс, конкурс - мы обязательно отправляем наших педагогов: они получают не только знания в области профессии, но и учатся методике устного публичного выступления, приобретают умения выстраивать отношения с любой аудиторией. Мы привлекаем педагогов ко встрече гостей из области, часто организуем круглый стол, обмениваемся опытом, озвучиваем существующие проблемы и находим пути решения. Таким образом, педагоги принимают к сведению уже имеющийся опыт по решению проблем, охотно делятся своими находками.
Во – вторых, по итогам посещений городских методических мероприятий педагоги делятся впечатлениями, рассказывают коллегам о наиболее полезных, на их взгляд, семинарах. Так, в лидерах по положительным отзывам наших педагогов- МБОУ Гимназия 21, 3,6, МБОУ СШ 45,11, 22.
В – третьих, педагоги школы выезжают в другие школы. Так, в течение 3-х лет учителя неоднократно побывали в школах Пинежского района, познакомились с опытом коллег, а также сами презентовали успешные педагогические находки, систему работы. Подобная деятельность способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей.
Подводя итог, хочется сказать: грамотно выстроенная СИСТЕМА методической работы направлена на повышение качества и эффективности образовательного процесса, повышение качества предоставления образовательных услуг.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков