Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие является важным условием для развития детей младшего школьного возраста. Оно играет основную роль в течение первых лет жизни каждого ребенка. Для детей разных возрастных групп характерны свои особенности сенсорного развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и выбора метода обучения.
Для
развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:
• на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику», «Принеси такой же мячик», «Найди пару» (варежки, сапожки), «Найди картинку».
• на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Изучаем цвета»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Одень куклу»; «Разложи по цвету».
• на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Цветные баночки».
Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание.
Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх на определение величины используйте предметы разных размеров: кубики, мячики. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие собаки», «Собери мышей», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Рекомендуем посмотреть:
Сенсорная адаптационно - дидактическая юбка
Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников
Игры для сенсорного развития детей в детском саду
Мешочки для сенсорного развития детей своими руками
Похожие статьи:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ