Описание: Внеклассное мероприятие "К космическим далям вперёд!" составлено для учащихся среднего школьного возраста, в виде познавательной игры. Участников мероприятия совершат самое настоящее космическое путешествие по станциям, где их ожидают незаурядные вопросы о планетах, история созвездий, а также задания с крылатыми выражениями и весёлые ребусы. Цель: формирование познавательного интереса у учащихся о научных космических фактах. Задачи:
- воспитание чувства патриотизма за научные открытия соотечественников;
- развитие навыков целеполагания, оценки собственного результата;
- способствование расширению кругозора учащихся;
- развитие умения слушать и вступать в диалог, воспитание духа сотрудничества и дружелюбной конкуренции. Возраст: 5-6 классы. Форма: познавательная игра.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, 12 апреля наша страна и весь мир отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас обычное дело, что с Земли отправляются космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических шаттлов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты. Ещё более 60-ти лет назад космические полёты были фантастикой.
И вот 4 октября 1957 года впервые в истории Земли искусственное тело, которое создал человек, было отправлено мощной ракетой высоко в небо. Далее наблюдалось самостоятельное вращение объекта без помощи моторов, Так был создан искусственный спутник. С этого дня началась эпоха освоения космического пространства. Многие учёные, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководство над ними имел талантливый советский ученый Сергей Павлович Королёв.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «ВОСТОК» с человеком на борту. Весь мир в напряжении ожидал новостей по радио, слушал Москву. Юрий Алексеевич Гагарин, облетел земной шар за 108 минут (1 час 48 минут). Он сделал целый виток вокруг Земли, и открыл новую эру - полётов в космос.
Ведущий: Вам сегодня предстоит космическое путешествие по станциям. Исход нашей игры будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции и смекалки.
Первая станция, которую посетит наш космический корабль «Планеты Солнечной системы» (слайд 2).
Ведущий: Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из теорий – Земля и другие планеты произошли в результате большого взрыва, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами. Сколько планет в нашей Солнечной системе? (Ответ-8).
Ведущий: Сейчас прозвучит утверждение, а вы должны определить – является оно верным или нет.
1. 8 планет вращается вокруг Солнца (+Верно)
2. Самая большая планета Сатурн. (-неверно)
3. Земля движется вокруг Солнца и своей оси. (+Верно)
4. Планеты Солнечной системы изучают географы. (-неверно)
5. Вокруг Солнца вращаются спутники. (-неверно)
6. Ближайшая к Солнцу планета Меркурий. (+Верно)
7. Самая яркая планета солнечной системы, названная в честь богини красоты. Венера. (+Верно)
8. От двух греческих слов «астрон» - звезда и «номос» - закон происходит слово «астрономия»? (+Верно)
9. Благодаря вращению земли вокруг Солнца происходит смена дня и ночи? (-неверно)
Ведущий: Следующая станция «Компас созвездий» (слайд 3-6). Ещё в древности звездочеты объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные названия. Например, в средних широтах можно наблюдать Большую и Малую Медведицы, Кассиопею и Дракона. В 1922 году на Международном астрономическом съезде уточнили границы и названия созвездий, и определили их актуальное количество – 88. В давние времена люди мысленно объединяли звёзды в определенные фигуры (созвездия), а названиями созвездий, как правило, были имена героев греческих мифов и легенд, а также мифических существ, с которыми эти герои сражались. В каждом созвездии звёзды отмечаются буквами греческого алфавита в порядке убывания их яркости. Самая яркая в созвездии звезда обозначается буквой альфа, вторая по яркости - бета и т.д. Ведущий: А далее мы отправляемся на станцию «Космические ребусы». Вам предстоит отгадать зашифрованные в ребусах слова (слайд 7-12). Ведущий: В нашей речи часто встречаются выражения, фразеологические обороты, связанные с темой космоса. На следующей станции «Что бы это значило?» мы проверим, все ли из вас знают точный смысл этих выражений. Попробуйте раскрыть их смысл (слайд 13-22). Ведущий: Давайте ознакомимся с ответами.
1. «Путеводная звезда» - то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.
2. «Звезда первой величины» - известный человек, прославившийся в какой-либо области.
3. «Восходящая звезда» - человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо деятельности.
4. «Звездный час» - переломный, решающий момент в жизни человека.
5. «Родиться под счастливой звездой» - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
6. «Хватать звезды с неба» - отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и т. д. совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.
7. «Между небом и землей» - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
8. «Как небо и земля» - ничего похожего, полная противоположность.
9. «Небо коптить» - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
10. «Занять место под солнцем» - прочное высокое положение в обществе.
Ведущий: Следующая станция, на которую отправится наш космический экипаж – «Отгадай планету по признакам».
1. Очень красивая планета голубого цвета.
На ней дуют самые сильные ветра. Скорость ветра может превышать 2000 километров в час!
Планета покрыта льдом. Нептун (слайд 23).
2. Говорят, что планета красная. Это потому что ее поверхность красного оттенка.
На планете огромные горы, самые большие среди всех планет. И огромные глубокие каньоны, которых также нет больше ни на одной другой планете.
Исследуется искусственными спутниками и аппаратами самоходами. Марс (слайд 24).
3. Планета, ближайшая к солнцу.
Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех.
Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. Температура днем от +427 градусов, ночью до -183 градусов.
А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки. Меркурий (слайд 25).
4.Самая яркая планета в Солнечной системе.
На планете крайне высокая облачность. На 95% она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню.
Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении. Венера (слайд 26).
5.Планета - рекордсмен по спутникам.
Планета сплошь состоит из газа, твердая поверхность отсутствует.
Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, Юпитер действует как «космический пылесос». Он поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор. Юпитер (слайд 27).
6. Наибольшая планета из всех гигантов.
Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли.Эта планета также состоит из газа - водорода и гелия. Она имеет 62 спутника.Год длится 29 земных лет.Сатурн (слайд 28).
7. Планета имеет своеобразные кольца, которые видны в какие-то определенные моменты.Относится к планетам-гигантам.Самая холодная из всех планет. Температура на ней около -220 градусов. Планета движется, лежа как бы на боку. Уран (слайд 29).
Ведущий: Далее мы движемся на станцию «Составь слова». Вам предстоит составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика» (слайд 30).
Перечень слов - 1. Космонавт; 2. Коса; 3. Ком; 4. Кот; 5. Мост; 6. Сота; 7. Воск; 8. Том; 9. Ток; 10. Носок; 11. Сок; 12. Сон; 13. Сом; 14. Нос; 15. Сова; 16. Мак; 17. Кант; 18. Кит; 19. Осока; 20. Оса; 21. Тик; 22. Стон; 23. Винт; 24. Вата; 25. Вино; 26. Сито; 27. Канат; 28. Окно; 29. Вина; 30. Каток; 31. Совок; 32. Сани.
Ведущий: Мы завершаем с вами наше космическое путешествие, и перед нами станция «Финальная» (слайд 31).
1. Кто первый космонавт? (Гагарин.)
2. Назовите клички собак, летавших в космос до людей. (Лайка. Белка и стрелка.)
3. Сколько времени длился полёт Ю. Гагарина? (108 минут)
4. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
5. Как называлась первая космическая ракета, на которой Гагарин сделал первый полет в космос? (Восток).
6. Назовите дату первого полета в космос. 12 апреля 1961г.
7. Удастся ли космонавту, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе действует невесомость).
8. Что больше пригодится в космосе для поддержания хорошей физической формы: гантели или эспандер? (Эспандер, так как растяжение пружин все равно потребует усилий).
9. Будет ли полезен на поверхности Луны компас? (Нет, там нет магнитного поля).
10. Можно ли с поверхности Венеры увидеть Малую Медведицу? (Нет, небо на этой планете всегда затянуто плотными облаками).
Ведущий: Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу, вы узнали много нового и интересного, и можете смело поделиться с друзьями, что побывали в самом настоящем космическом путешествии.
Максим Эдуардович Шевченко #9 сентября 2024 в 22:29+2
День космонавтики, конечно, ещё не скоро, но ваше мероприятие мне показалось интересным. Возможно я даже применю его в своей практике в будущем. Благодарю!
Хованская Галина Николаевна #15 сентября 2024 в 17:480