Проект «Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. О роли и значении народного декоративного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества. Понимая важность данной цели, мы решили разработать и реализовать педагогический проект «Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России». Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Тип проекта: информационно – творческий
Сроки реализации проекта: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие нравственно - патриотической и эстетической сторон личности ребенка, через ознакомление с народными промыслами России. Подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине и ощущению себя частью большого сообщества.
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
• Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью;
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память;
• Способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству;
• Осуществлять нравственно – патриотическое развитие ребенка, воспитывая чувство гордости за свою страну, богатую народными промыслами и традициями;
• Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Ожидаемые результаты:
• У детей систематизированы и закреплены знания о разнообразии художественных промыслов России, их традиционных особенностях;
• Дети демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к Родине;
• Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
Методы реализации:
• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
• рассматривание видов росписи;
• выполнение работ по изобразительной деятельности (лепка, аппликация, роспись);
• подвижные и малоподвижные народные игры; дидактические игры;
• чтение и разучивание стихотворений русского фольклора;
• изготовление книжки малютки;
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
• Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
• Составление плана работы;
• Изучение научно-методической литературы по теме проекта; понятий, касающихся темы проекта;
• Формулировка проблемы, вопрос к детям: «А вы знаете, что народные художественные промыслы являются не просто искусством – это еще и целая отрасль промышленности по всей России, каждого города?»
• Разработка конспектов занятий, бесед с детьми;
• Привлечение родителей к участию в пополнении предметно- развивающей среды в группе, разработка консультаций;
• Определение задач и продуктов проекта – создание выставки рисунков и поделок «Народные промыслы России»
2 этап: практический
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами.
Задачи:
•Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Россия;
• Формирование навыков находить информацию из разных источников;
• Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными родной стране;
• Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
• Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.
Организация образовательной деятельности с детьми:
- Рассматривание энциклопедий с иллюстрациями:
• Художественная роспись в России: «Дымковская роспись», «Жостовская роспись», «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома»;
• Русские ремесла, ставшие промыслами: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Богородская игрушка», «Городецкая золотая вышивка», «Гжельская роспись», «Гусевской хрусталь», «Жостовские подносы», «Тульский самовар», «Тульский пряник», «Каслинское литье», «Народные промыслы и традиции России»; и др..
- Беседы с детьми:
• Легенда «Откуда в Гжели синий цвет?»,
• «Таланты страны», «Русские народные промыслы»,
• «Золотая Хохлома!», «Веселый Городец»,
• «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси»,
• «Праздничный русский народный костюм»
- Дидактические игры:
• «Художественные народные промыслы»,
• «Найди отличия»,
• «Чудо узоры», «Собери узор»;
• «Узнай элементы узора»,
• «Найди пару», «Разрезные картинки»,
• «Собери сервиз из гжели» и др.
- Решение проблемных ситуаций: «Кто может научить азам какого-либо промысла?»;
- Экспериментирование: «Свойства глины»; «Дерево и его свойства», «Выбери ткань»;
- Народные подвижные и словесные игры: «Кружева»; «Кузнецы», «Краски», «Сундучок», «Я - весёлая ткачиха»;
- Просмотр и обсуждение видеопрезентаций: «Синь России», «Народные промыслы и традиции России», «Чудо филимоновских свистулек», «Городец», «Дымковские мастера», «Золотая хохлома» и др.
- Чтение художественных произведений:
• «Сказки народов России»;
• Александрина М. «Царские букеты Жостово»;
• Александрова З. «Родина»
• Благинина Е. «Стихи и рассказы о Родине»;
• Воронько П. «Лучше нет родного края»;
• Емельянова Т.И. «Золотая хохлома»;
• Лыкова И. «Веселый Городец»; «Дымковские игрушки»;
• Никонова Е.А. «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова»,«Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома»;
• Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей».
• Сборник сказок и легенд о народных промыслах;
• Цветкова Т.В. «Россия - Родина моя. Народные промыслы России»;
- Слушание музыкальных произведений:
«Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко, «Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о гжеле; «Ой, полным полна коробушка…», муз. и сл. рус. нар.
- Продуктивная деятельность:
• Декоративное рисование предметов народных промыслов;
• Расписывание сервиза «Гжельская посуда» (плоскостные фигуры из картона);
• Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись», «Роспись кувшина. Хохлома», «Хохломская ложка», «Жостовский поднос» и др.
• Лепка из пластилина «Городецкие лошадки»;
• Аппликация «Городецкая дощечка».
Организация работы с семьей
• Помощь в сборе предметов народных промыслов для выставки;
• Консультации «Влияние народных промыслов на нравственно – патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»;
• Участие в подборе картинного материала и художественной литературы;
• Совместно с детьми изготовить книжку-малышку по народным промыслам;
• Чтение стихов и рассказов о родине и народных умельцах;
• Рекомендация в выходные дни посетить с детьми краеведческий музей.
III этап – заключительный
- подведение итогов;
- выставка детских рисунков ; выставка книжек-малышек;
- создание презентации.
Заключение
В результате проведения работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, о разнообразии русских народных промыслов. Знакомство с изделиями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. И можно с уверенностью сказать, что народное искусство не только развивает творческие способности детей, но и способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка!
Использованная литература:
1. Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах». - СПб.: Изд. Паритет, 2017.
2. Аманжолова Д. А. «Народные художественные промыслы России: история, география и культура».- М., 2012.
3. Ветохина А.Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- СПб.: Изд. «Детство-Пресс», 2013.
4. Волынкин В.И. «Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников»: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников» - М.: Педагогическое общество России. – 2005.
6. Маханева М.Д. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников», Изд. «Сфера», 2012.
7. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: Изд. «Детство-Пресс», 2010.
8. Соловьева Е.В. «Наследие. И быль и сказка». – «Линка Пресс», 2011.
Приложение
Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства (примерные темы):
- Беседа «Дымковская игрушка» Цель: познакомить с историей возникновения дымковского промысла и разнообразием игрушек. Показать элементы росписи и разнообразие цветовых решений.
- Беседа «Городецкая роспись» Цель: ярко и красочно познакомить детей с народным промыслом – городецкая роспись, ее происхождением, узорами и основными цветами, которые используют художники.
- Беседа «Русская матрешка» Цель: познакомить с историей возникновения Русской матрешки, этапами создания. Показать разнообразие нарядов и цветовых решений матрешек разных городов.
- Беседа «Современная Гжель» Цель: познакомить с историей возникновения гжельской росписи. Показать элементы росписи.
Консультация для родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство – как средство
патриотического воспитания дошкольников»
Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения вновь приобрела особое значение в нашем обществе. Патриотическое воспитание – это проблема и боль всего российского народа. Для подростков на первом месте стоят материальные ценности, поэтому у детей не полные представления о доброте, милосердии, любви к Отечеству.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, возраст, когда ребенок приобщается к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В первую очередь необходимо сформировать у дошкольника осознанное понятие «Любовь к Отечеству» и «Патриот». Что же такое «Любовь к Отечеству» и «Патриот» для дошкольника»? «Любовь к Отечеству» - это любовь к семье, к родному дому, к детскому саду, к окружающему миру. «Патриот» - это человек, который любит свою Родину, свой народ, охраняет и передает из поколения в поколения, богатства, традиции и культуру - своей семьи, своего народа. Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста способны воспринимать форму предмета, различать цвета, дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивный вид деятельности является обязательным этапом развития личности ребенка. Этот вид деятельности развивает память, внимание, воображение, мышление, мелкую моторику, интеллект у ребенка. Способствует эстетическому, культурному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Очень важно с младшего дошкольного возраста начинать знакомить детей с народной декоративной росписью. Декоративная роспись - пленяя душу своей красотой, гармонией, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Декоративно-прикладное искусство не только плод умения и мастерства мастера, который создал это творение, но и неотъемлемая часть их жизни. Знакомя детей с декоративно-прикладным
искусством русского народа, мы, прежде всего, знакомим их с культурой, бытом, традициями наших предков. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, помогает раскрыть красоту
окружающего мира. Посредством общение с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, народу, к Родине.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству – мы развиваем не только духовно-нравственную, но и творческую личность. Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии. Приобщение воспитанников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них эстетические, нравственные,
патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.
Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать дошкольников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их
сплоченности. Патриотическое воспитание посредством декоративно- прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой родине. Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность художественный вкус нашего народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Декоративно-прикладное искусство воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому
долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значимые достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Конспект НОД по рисованию «Гжельская тарелочка»
Цель: ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья.
• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
• Воспитывать в детях умение любоваться гжельской росписью, отличать ее своеобразие.
• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев, любовь к своей родине.
Предварительная работа: беседа о народном творчестве, знакомство с промыслом Гжели, рассматривание иллюстраций, посуды, игрушек, изделий народных мастеров, изготовление тарелок папье-маше.
Материалы и оборудование: изделия гжельских мастеров (фотографии, посуда), таблицы «Элементы гжельской росписи», плоскостные формы тарелочек для выполнения росписи, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия, где в озерах синева,
Где березки молодые нарядились в кружева.
Небо синее в России. Реки синие в России.
Васильки и незабудки не растут нигде красивей.
Как называется наша Родина? (Россия)
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся!» И сегодня на занятии мы с вами познакомимся с мастерством гжельской росписи.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. (Показ фотографий и изделий)
- Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые. Они вам нравятся? Чем нравятся?
- Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? (синие, голубые)
- Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими». Послушайте историю о происхождении гжельской росписи
том, как они появились.
«Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам быль о Гжели?
- Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
- Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской и все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
А теперь опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (Кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки).
- А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
- Есть авторы, которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте, пожалуйста, одно из них:
В старом халате художник кисточку с краской берет,
По белоснежному фону нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица, синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров - синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо - даже не веришь глазам!
Смело бери в руки кисти - станешь художником сам!
- Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников. Но сначала мы с вами немного отдохнём.
Физкультурная минутка
Наши синие цветы распустили лепестки,
(дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качают руками вправо-влево)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(соединяют руки над головой)
Тихо засыпают, головой качают.
(руки под щеку, затем качают головой)
Завтра утром все цветки вновь распустят лепестки.
(снова руки вверх и покружиться)
- А сейчас я предлагаю разрисовать тарелочку, передать элементы гжельского узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Дети, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!
- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись жостовского подноса»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным искусством на примере мастеров Жостово.
Задачи:
1. Научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Закрепить прием нетрадиционного рисования в технике «проступающий рисунок»;
4. Развивать умение рисовать кистью, пользуясь разными приемами.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, любовь к Родине.
Материал: восковые мелки, черная, синяя акварельные краски, баночки с водой,
Предварительная работа: Рассматривание подносов, фотографий; беседа об истории промысла, чтение стихов о Жостове.
Ход занятия
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы). Посмотрите, какие разнообразные подносы. Вспомните, ребята, где расписывают такие подносы. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, на подносах разный фон).
- А что в основном мастера пишут на подносах? (Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне.) А какие цветы вы знаете? (Ромашки, розы….)
Воспитатель загадывает
загадки о цветах.
Колосится в поле рожь. там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.
(Василёк)
Стоят в лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
Над лугом парашютики качаются на прутике.
(Одуванчики)
Пробивается росток, удивительный цветок.
Из-под снега вырастает, солнце глянет — расцветает.
(Подснежник)
Цветик желто-золотистый, как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза наша неженка...
(мимоза)
Посмотрите - у ограды расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза, а в шипах красотка...
(роза)
- Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
- Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены? Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
- Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Такой способ называется
замолевка. Следующий этап –
бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо –
привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет.
Физминутка “Цветки”
Наши алые цветки
(Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки)
Распускают лепестки.
(Медленно разгибаем пальцы из кулачков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Покачиваем кистями рук вправо влево)
Наши алые цветки, закрывают лепестки
(Медленно сжимаем пальцы в кулачки)
Головой качают, тихо засыпают.
(Покачивание кулачками вперёд - назад)
- Предлагаю вам разрисовать свой поднос. Сегодня вы будете учиться украшать поднос цветочным узором, соблюдая последовательность – сначала рисуем узор восковыми мелками, затем покрываем рисунок черной или синей акварелью.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет-
И кажется, лето нам шлет свой привет.
Итог занятия.
Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа