Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Лексическая тема: Зима
Описание материала: материал рассчитан на проведение занятий по развитию речи с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Цель: закрепить знания о признаках зимы, расширение и активизация словаря.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о зиме.
2. Закреплять названия месяцев.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Давайте отгадаем загадку и определим тему нашего занятия.
Дел у меня немало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю дома, поля
Зовут меня
(зима)
Правильно, ребята. Все эти явления встречаются зимой. И тема нашего занятия «Зима».
Какое сейчас время года?
(зима) Как ты догадался?
Какой самый главный признак зимы?
Сколько всего времён года?
(Четыре)
У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12. Зима год начинает и год заканчивает.
- Какой зимний месяц первым вступает в свои права? Как называется второй месяц зимы? Какой месяц зимы последний?
Дети, вы любите зиму? А за что вы ее любите?
(Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Можно лепить снежную бабу и строить из снега горки).
А какие самые главные праздники зимы вы знаете?
(Новый год и Рождество).
Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем
загадки!
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке
(снежинки)
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл...
(мороз)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло!
(лёд)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится?
Стелет белую постель?
Это снежная…
(метель)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька )
Человек немолодой
С преогромной бородой
Привёл с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Кто же это? …
(Дед Мороз)
Она в серебро
С жемчугами одета –
Волшебная внучка
Волшебного деда
(Снегурочка)
С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе
(Снеговик)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
(Санки)
Игра «Какой, какая»
Если на улице идёт снег, то погода
(какая?)… –
(снежная).
Мороз –
(морозная).
Ветер –
(ветреная).
Стужа –
(студёная).
Холод –
(холодная).
Игра «Что наделала зима?»
Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… –
(что сделала?) (заморозила).
Метель мела и все тропинки… –
(замела).
Река покрылась льдом и вся… –
(заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… –
(завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…–
(запорошила).
Игра «Назови ласково».
Я называю слова, а вы называете это слово ласково.
Зима -
(зимушка).
Мороз –
(морозец).
Лёд –
(ледок).
Холод –
(холодок).
Снежинка –
(снежиночка).
Метель –
(метелица)
Санки –
(саночки)
Горка –
(горочка)
Ветер –
(ветерочек)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
("лепят", меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе,
гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз-подбросим
Два-поймаем
Три-уроним
И... сломаем!
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Игра "Добавь слово"
- А давайте мы поиграем со словами. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...
(снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые...
(снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает...
(снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее...
(снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в...
(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился...
(снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка...
(Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...
(снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...
(снег)
Игра «Будь внимателен»
Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слово, которое ассоциируется с зимой.
Снежки, горка, футбол, снежинка, ракетки, снеговик, мяч, коньки, песочница, карусель, Деде Моро, лед, санки, река, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, подарок и т.д.
Игра "Бывает, не бывает зимой…"
Послушайте внимательно предложение и скажите бывает ли такое зимой.
Солнце светит ярко и греет сильно
Снег падает большими хлопьями
Дети одевают шубы, шапки, валенки
Зайчик прыгает по снегу, а медведь в берлоги спит
Дети ходят в туфлях по снегу
В небе летают ласточки
Дети строят кормушки для птиц
На деревьях распускаются почки
Дни короткие, солнце светит мало
Итог занятия
- Ребята, наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии?
- Сколько всего зимних месяцев? Назовите их.
- Какой месяц начинает зиму? А какой заканчивает?
- Назовите признаки зимы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему «Белоснежная зима»
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Новый год в разных странах
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в старшей группе. Зимний лес