Конспект занятия по развитию речи на тему: "Зима". Подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Лексическая тема: Зима
Описание материала: материал рассчитан на проведение занятий по развитию речи с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Цель: закрепить знания о признаках зимы, расширение и активизация словаря.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о зиме.
2. Закреплять названия месяцев.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Давайте отгадаем загадку и определим тему нашего занятия.
Дел у меня немало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю дома, поля
Зовут меня (зима)

Правильно, ребята. Все эти явления встречаются зимой. И тема нашего занятия «Зима».
Какое сейчас время года? (зима) Как ты догадался?
Какой самый главный признак зимы?
Сколько всего времён года? (Четыре)
У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12. Зима год начинает и год заканчивает.
- Какой зимний месяц первым вступает в свои права? Как называется второй месяц зимы? Какой месяц зимы последний?

Дети, вы любите зиму? А за что вы ее любите? (Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Можно лепить снежную бабу и строить из снега горки).
А какие самые главные праздники зимы вы знаете? (Новый год и Рождество).
Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки!

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке (снежинки)

Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл... (мороз)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло! (лёд)

Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится?
Стелет белую постель?
Это снежная…(метель)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька )

Человек немолодой
С преогромной бородой
Привёл с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Кто же это? …(Дед Мороз)

Она в серебро
С жемчугами одета –
Волшебная внучка
Волшебного деда (Снегурочка)

С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе (Снеговик)

Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)

Игра «Какой, какая»
Если на улице идёт снег, то погода (какая?)… – (снежная).
Мороз – (морозная).
Ветер – (ветреная).
Стужа – (студёная).
Холод – (холодная).

Игра «Что наделала зима?»
Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (что сделала?) (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Игра «Назови ласково».
Я называю слова, а вы называете это слово ласково.
Зима - (зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Санки – (саночки)
Горка – (горочка)
Ветер – (ветерочек)

Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе,
гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз-подбросим
Два-поймаем
Три-уроним
И... сломаем! (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Игра "Добавь слово"
- А давайте мы поиграем со словами. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

Игра «Будь внимателен»
Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слово, которое ассоциируется с зимой.
Снежки, горка, футбол, снежинка, ракетки, снеговик, мяч, коньки, песочница, карусель, Деде Моро, лед, санки, река, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, подарок и т.д.

Игра "Бывает, не бывает зимой…"
Послушайте внимательно предложение и скажите бывает ли такое зимой.
Солнце светит ярко и греет сильно
Снег падает большими хлопьями
Дети одевают шубы, шапки, валенки
Зайчик прыгает по снегу, а медведь в берлоги спит
Дети ходят в туфлях по снегу
В небе летают ласточки
Дети строят кормушки для птиц
На деревьях распускаются почки
Дни короткие, солнце светит мало

Итог занятия
- Ребята, наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии?
- Сколько всего зимних месяцев? Назовите их.
- Какой месяц начинает зиму? А какой заканчивает?
- Назовите признаки зимы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему «Белоснежная зима» Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Новый год в разных странах Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в старшей группе. Зимний лес
Опубликовано: 71 день назад (16 января 2025)
Просмотров: 452
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!