Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии в формировании читательской грамотности"
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии в формировании читательской грамотности"
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №21 г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект мастер - класса по применению игр технологии ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования.
Цель: повышение компетентности педагогов через практическое освоение приемов технологии ТРИЗ для развития речевых навыков у воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности по формировании читательской грамотности.
Материал и оборудование:
1. Ноутбук и проектор.
2. Презентация по теме.
3. Предметные картинки к дидактическим играм.
Ход мастер-класса
Вступительное слово: Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление мне хотелось бы начать с вопроса, который бы казалось, не имеет отношения к нашей встречи:
- Съесть конфету это - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая)
- Сладкая конфета - это плохо. Почему? (Могут заболеть зубы)
- Мы с вами работаем в детском саду - это плохо. Почему? (устаем, испытываем стресс)
- А хорошо, почему? (встреча с детьми)
- Мы сегодня собрались на мастер-классе - это плохо. Почему? (Отнимает много времени)
- А почему это хорошо? (узнать что-то новое, познакомиться с технологиями)
Итак, с вами познакомились с одним из приемов инновационной технологии ТРИЗ, называется он
«Хорошо - плохо», который учит выделять в предметах и объектах окружающего мира отрицательные и положительные стороны.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
В рамках данной технологии ставятся следующие задачи по формированию читательской грамотности дошкольников:
- обучение детей составлению творческих рассказов;
- обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания; *стимулирование творческой активности за счет расширения словаря, научить задавать вопросы;
- развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения);
- формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!», «Творчество во всём!»
Существует около 70 различных методов и приёмов ТРИЗ: например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. У них очень серьёзные, взрослые названия, однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях.
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
Практическая часть
Игра «Объяснялки» (средняя группа)
Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Изображения яблони и ложки.
Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке.
Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
— В саду росла яблонька, на которой …
— Висели вкусные и спелые яблочки.
— Яблочки были спелые и поэтому сами …
— Сами падали на землю.
— Так как яблочки падали, бабушка…
— Бабушка их собирала.
— Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
— Варила вкусное варенье.
— Варенье было вкусное, поэтому…
— Внуки ели его прямо ложками.
Педагог: Мы переходим к
игре «Жил-был кто-то. И было у него что-то». (Подготовительная группа)
Цель: Формирование умений комбинировать слова. Устанавливать связь между словами, составлять предложения.
Жил-был кто-то,
И было у него что-то…
Кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что наша следующая рубрика связана именно с рифмами и стихами. На экране предметные картинки с разными объектами:
лягушка, шишка, газета, домик, подушка, конфета, мышка, гномик, машина, мишка, корзина, книжка.
Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова, это значит похожие по звучанию, соедините рифмы. Теперь составьте двустишие с любой парой слов.
Педагоги сочиняют рифмовки.
Усложнение игры. Даются картинки: лягушка, газета, домик, подушка, конфета.
Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова. Составьте четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу.
Метод системного анализа
Игра «Теремок»
Цель: обогащение словарного запаса существительными, прилагательными, глаголами; развитие связной речи детей.
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Ключевыми словами являются:
«Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки:
«Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или:
«Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры
Ведущий: Стоит в поле терем - теремок.
Он не низок, не высок.
Как по дорожке, яблочко катилось, у дверей остановилось и стучит.
Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Никто ему не ответил, решило оно в теремке поселиться.
Ведущий: подул ветерок, у дверей упала груша и стучит.
-Тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
Участники: - А я, груша. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похожа на меня.
Ответы: мы растем на фруктовых деревьях, любим, когда светит солнышко, поливает нас дождик, мы фрукты, мы хрустящие, из нас можно варить компоты, варенье, и т.д.
Ведущий: проходи, пожалуйста.
Ведущий: ветерок дул, не прекращаясь, у дверей приземлился воздушный шар и стучит.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, груша. А ты кто?
Участники: - А я воздушный шар. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня.
Ответы: я могу летать по воздуху, а ты нет, меня надувают, а тебя нет, я могу лопнуть, а ты нет, и т. д.
Ведущий: заходи к нам.
Ведущий: катится по дорожке мяч, увидел теремок, остановился у дверей и стучит.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, воздушный шар. А ты кто?
Участники: - А я, мяч. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня.
Ответы: нами можно играть, меня надувают и тебя надувают, ты резиновый и мячи бывают резиновые, и т. д.
Ведущий: заходи в наш теремок.
Ведущий: бежала по дорожке курочка. Увидела теремок, остановилась у дверей и стучит.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, мяч. А ты кто?
Участники: - А я, курочка. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня.
Ответы: у меня есть крылья, лапки, перышки, а у тебя нет, я появилась из яйца, а тебя сделал человек, я живое существо, а ты игрушка, и т. д.
Ведущий: проходите в наш теремок.
Ведущий: летал Змей Горыныч, увидел теремок, у дверей приземлился и стучат.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, курочка. А ты кто?
Участники: - А я, Змей Горыныч. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня.
Ответы: у меня есть крылья и у тебя есть крылья, у меня две лапы и у тебя две лапки, у меня есть хвост и у тебя есть хвост и т. д.
Ведущий: заходи к нам.
Ведущий: ветерок не переставал дуть, у дверей приземлился зонтик и стучит.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, Змей Горыныч. А ты кто?
Участники: - А я, зонтик. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня.
Ответы: ты зеленый и я зеленый, ты можешь летать, и я могу летать, когда сильный ветер, ты складываешь крылья, и я умею складываться и т. д.
Ведущий: заходи к нам.
Ведущий: летела сова и несла в лапах лимон, уронила его прямо у дверей теремка, лимон и стучит.
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: - Это я, зонтик. А ты кто?
Участники: - А я, лимон. Пусти меня в теремок.
Ведущий: - Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня.
Ответы: я расту на дереве, а ты нет, я съедобный, а ты нет, ты зеленый, а я желтый и т. д.
Ведущий: заходи к нам.
Ведущий: В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы: все абсолютно разные, но в каждом можно найти то, что объединяет, но жить нужно дружно, если даже есть отличии.
Итог
Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ.
Используйте приемы ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
В завершении предлагаю вам оценить информацию, полученную на мастер-классе.
На экране изображение чемодана, мясорубки и корзины.
У вас на точно такие же картинки. Я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией:
Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей
деятельности.
Мясорубка – было интересно, информацию нужно переработать, подумать, докрутить.
Корзина – материал не нужный, выброшу в корзину.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: ЗОЖ
Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада
Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа
Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада