Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада
В данной статье изложен опыт работы по внедрению технологий теории решения изобретательских задач в старшей группе детского сада. Особенностью работы в данном направлении является ограниченность в сроках и отсутствие возможности планомерно следовать всем этапам, изложенным в методике. Предметом работы является процесс внедрения технологий ТРИЗ в старшем дошкольном возрасте. Цель, преследуемая автором, - выявление и изучение особенностей введения данной технологии в старшей группе детского сада. Работа, изложенная в статье, основывается на методическом комплексе по освоению детьми способов познания Т.А. Сидорчук «Я познаю мир», который базируется на общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач – развитии творческого воображения. Итоговые мониторинги освоения детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности дают возможность сделать выводы об успешности внедрения технологии ТРИЗ в старшем дошкольном возрасте. Надеемся, что описанный опыт работы будет полезен практикующим педагогам при использовании технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе с детьми дошкольного возраста.

Основной особенностью внедрения ТРИЗ технологий в разных возрастных группах является ограниченность во времени и необходимость в сжатые сроки дать возможность детям освоить необходимые компетенции.
Работу по технологии ТРИЗ в своей группе мы начали со старшего возраста. В своей деятельности опирались на маршрутные листы, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга–ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, предназначенные для детей 4-5 лет (средняя группа.). Так как именно этот маршрутный лист содержит основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии.
Работу мы начали в сентябре. Первые две недели этого месяца работа с детьми не проводилась, так как это время является адаптационным для всех дошкольных учреждений. В этот период происходил подбор и изготовление основных необходимых пособий для работы с детьми. За эти две недели нами был составлен проект универсального пособия, который содержит схематические изображения 17 значений имен признаков, знаки вопросов, изображения «помощников умной головы», органов-анализаторов человека, фигурки «волшебников», преобразователей признаков объектов, пособие для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.
С третьей недели мы начали знакомить детей с анализаторами и эмоциями «помощниками умной головы».

Анализаторы вводились нами постепенно:
Сначала мы познакомили детей с тактильным и эмоциональным анализаторами – руки и сердце, затем– зрительный – глаза, слуховой– уши; последними вводились обоняние и вкус – нос и язык.
Причем для экономии времени нами сразу были пройдены 4 этапа ознакомления с «помощниками умной головы». Предлагаю рассмотреть алгоритм работы по ознакомлению с анализаторами на примере тактильного, т.е. руки. Детям предлагалось показать свои руки, воспитателем проговаривалась фраза «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем были организованы процессы обследования объектов руками. Детям было предложено повторять фразы «Руки – помощники умной головы», «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов». Затем на универсальном пособии у незнайки дети находили руки и самостоятельно рассказывали об их возможностях. В режимных моментах нами закреплялось понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать информацию умной голове о значениях признаков.
Параллельно проводилась работа по ознакомлению детей с именами признаков. Причем знакомство с признаками для удобства восприятия происходило раньше во временном пространстве, чем с анализаторами. Для того, чтобы избежать путаницы и повторов в своих действиях воспитатели нашей группы разграничили свою деятельность, разделив между собой ознакомление детей с анализаторами и признаками. Таким образом параллельно двумя педагогами проводилась согласованная работа разной направленности.
Ознакомление с именами признаков рассмотрим на примере признака «влажность».
Первоначально, в течение одной неделинами реализовывалось 3 этапа ознакомления с именами признаков. Детям было объявлено, что в гостях у нас признак влажность и мы будем искать его в нашем окружении. Поиск признака «влажность» в значении объектов продолжается около 3 дней. В ходе режимных моментов, на прогулке дети трогают различные объекты и сами произносят «Объект, объект, какой ты по влажности?» Важно побуждать детей отвечать «Объект мокрый по влажности, или сухой». Проверить усвоение детьми имени признака влажность можно с помощью вопросов «что нужно сделать для того, чтобы узнать о влажности?». Только после усвоения детьми этих этапов переходим к следующему – внесение значка «влажность». Можно спросить детей: «О каком признаке объекта спрашивает значок?» - «Объект какой ты по влажности?». Значок влажности помещается на универсальном пособии. Начиная с 5 недели сентября в ходе режимных моментов мы побуждали детей самостоятельно задавать вопросы от имени значка. Например, используя карточку «влажность» дети задают вопрос «Какой по влажности объект?», или «Найди в комнате мокрые объекты»… .

Таким образом вводятся остальные имена признаков:
- начиная с 3 недели сентября, параллельно с влажностью - имя признака «действие»
- с 4 недели – «температура» и «цвет»
- с 5 недели «звук», «часть», «место»
- с 6 недели «вкус», «запах»
- с 7 недели «размер», «количество»
- «форма»
- «рельеф»
- «вес»
- «направление»
- «материал»
- «время».
Для закрепления навыков работы с признаками нами были изготовлены игры «Умные кубики», «Волшебная коробочка», «Угадай по признаку», «Теремок», «Чем мы похожи», «Найди общий объект»
После ознакомления с именами признака мы приступили к формированию умений задавать различные типы вопросов. Работу начали с вопросов восполняющего типа, т.е. начинающиеся со слов «какой, какие». Для работы с вопросами нами было изготовлено пособие.

Работа началась с демонстрации значка вопроса.
Детям было объявлено название этого вопроса «какой? Какие?». Значок вопроса поместили на глазах детей в ячейку пособия. Затем дети самостоятельно поставили любую картинку, изображающую объект по своему усмотрению. Рядом с ним знак имени признака. Совместно с детьми прочитали получившийся вопрос.
В течении недели в свободное время побуждали детей самостоятельно выкладывать знаки и читать вопросы.
Со следующей недели составляли и читали вопросы, меняя карточки местами, выбирая наиболее благозвучные варианты.

Остальные типы вопросов вводились в следующем порядке:
1. Описательный, начинающийся со слов «что», «где», «как», «кто»
2. Каузальный (почемучкин вопрос), начинающийся со слов «почему», «отчего», «зачем»
3. Оценочный, начинающиеся ср слов «что хорошего», «что плохого»
4. Воображаемый, начинающиеся со слов «что было бы если», «что случилось бы если»
5. Уточняющий, начинающийся со слов «верно ли», «правда ли», «должен ли»
Для усвоения и закрепления умения задавать вопросы разного типа мы пополнили картотеку игр пособиями «Вопросы», «Составь вопрос», «Крестики- нолики», «Лото вопросов».
Параллельно с работой по формированию умения задавать вопросы вторым педагогом проводилась работа по освоению детьми способов преобразования признаков объектов.
Данный вид деятельности начинали с приема увеличение - уменьшение (с волшебника увеличение - уменьшение). В начале первой недели познакомили детей с волшебником увеличение – уменьшение, познакомили с его возможностями. Схему преобразователя поместили на универсальное пособие.
В течение этой же недели проводились игры на нахождение одинаковых объектов, разных по размеру, обсуждались проблемы, которые появляются в связи с этим явлением. Отмечали при чтении литературных произведений на волшебные преобразования: мальчик-с-пальчик, великаны, Дюймовочка…, обсуждали проблемы, которые возникают в связи с данными явлениями. Начиная со следующей недели приступили к играм на увеличение или уменьшение отдельных признаков. Искали подобные примеры в литературе и обсуждали проблемы и их решения, возникающие в соответствии с этим.
Аналогично вводились остальные преобразователи в следующей последовательности в соответствии с маршрутным листом:
1. Статики –динамики (волшебник оживления-окаменения)
Слайд с волшебником
2. Дробление – объединение (волшебник «Дробления - объединения»)
Слайд с волшебником
3. Специализация – универсализация («Могу все – могу только»)
Слайд с волшебником
4. Наоборот (волшебник «Наоборот»)
5. Приемы преобразования времени (волшебники «зеркало времени», «машина времени», «быстрых минут», «медленных минут», «Остановки времени», «Обратного времени», перепутывания времени).
Вся работа по ознакомлению с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека, ознакомления с именами признаков, освоения детьми способов преобразования признаков объектов, освоения способов формулировки вопросов проводилась в свободное время, преимущественно во второй половине дня, так как именно это время наименее загружено в режиме дня. Закрепление полученных навыков происходило во время режимных моментов.
Во время прогулок проводилась работа над развитием наблюдательности. Были изготовлены пособия для наблюдения – кольца наблюдений. Работа проводилась в соответствии с алгоритмом работы.
В ходе непосредственно образовательной деятельности проводилась работа в следующих направлениях:
На занятиях по развитию речи проходило освоение детьми способов составления творческих рассказов по сюжетной картине. Возможно данный вид деятельности не всегда совпадал с маршрутным листом, поскольку НОД планируется на основе рабочей учебной программы. Соответственно, составление рассказов по сюжетной картине происходило в соответствии с расписанием и программой. Работа с серией картинок, составление текстов сказочного содержания происходили аналогичным образом. Работу по заучиванию стихотворений, составлению загадок, пересказами литературных произведений наряду с занятиями по развитию речи мы проводили в ходе НОД по ознакомлению с художественной литературой. Конечно, работы в вышеперечисленных направлениях довольно объемная и требует гораздо большего времени на реализацию, ежели время отведенное на НОД. Поэтому, в случае, когда запланированная деятельность не укладывалась в одно занятие, мы либо продолжали работу в свободное время, либо переносили данную деятельность на другое занятие той же направленности, если это укладывалось в график рабочей программы.
На занятиях познавательного цикла, а именно, ознакомлении с живой и неживой природой, ознакомлении с предметами окружающего пространства мы активно использовали такие методы как работа с морфотаблицей (морфологический анализ), системный оператор, метод маленьких человечков.
Методы морфологического анализа и системный оператор прекрасно помогают раскрыть, проанализировать и изучить многие явления и объекты, с которыми программа обязывает нас знакомить детей. При этом активно развивая любознательность и интерес к поисковой деятельности. Метод маленьких человечков просто незаменим на занятиях экспериментальной направленности, он позволяет лучше усвоить самостоятельно полученные опытным путем знания о веществах, и лучше понять природу вещей.
При работе с цифрами, пространственными ориентирами в ходе НОД по математике мы активно использовали разные виды Да-неток. Для достижения целей формирования элементарных математических представлений мы использовали чаще всего пространственную и цифровую да-нетки.
Проводимые нами мониторинги, которых было 3(в октябре, феврале, марте) свидетельствуют о положительной динамике усвоения детьми интеллектуально-творческой и познавательной деятельности. По данным диаграммы видно, что с каждым срезом процент детей, успешно, справляющихся с предложенными заданиями все выше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранный нами алгоритм работы имеет свои положительные результаты. Возможно, мы не всегда проводили работу строго по маршрутному листу, который наметили заранее, но все направления работы, намеченные в начале года, были пройдены.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач./Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – С.240
2. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. /Т.А. Сидорчук. –Ульяновск : АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136с.
Сведения об авторе: Ларионова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Формирование умения анализировать тексты народных сказок у детей старшей группы детского сада | Использование метода матриц при знакомстве детей дошкольного возраста с чувашским орнаментом
Опубликовано: 2282 дня назад (23 августа 2018)
Просмотров: 3514
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Семенова Светлана Сергеевна # 23 августа 2018 в 20:25 0
Большое спасибо за такую полезную информацию! Недавно прошли обучение по работе по технологии ТРИЗ. Возник вопрос о внедрении технологии начиная не с младшей, как принято, а, например, со старшей. В своей статье вы даете пошаговую инструкцию. Обязательно будем использовать ваш опыт в своей работе.
Алла Сергеевна Патрина # 25 августа 2018 в 06:28 +1
Здравствуйте, Мария Васильевна! Спасибо за интересный опыт Вашей работы, технология ТРИЗ всегда актуальна и современна, а главное-интересна деткам.Успехов Вам в работе!
Мария Васильевна Ларионова # 27 августа 2018 в 21:29 0
Большое спасибо.