Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование умения анализировать тексты народных сказок у детей старшей группы детского сада

Методы ТРИЗ в формировании умения анализировать сказки. Статья
Автор: Ларионова Мария Васильевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ"Детский сад №130" г. Чебоксары
Формирование умения анализировать тексты народных сказок детей старшего дошкольного возраста
Мир сказок – волшебный мир. Каждый, попадая в эту чудесную страну, находит для себя что-то очень важное и необходимое. Чтение сказок – не только увлекательное времяпровождение, но и освоение чего-то нового, доселе неизвестного.
Ведь любая сказка – это послание наших предков из далекого прошлого. Давно известно, что с помощью сказок любой народ передает свой опыт последующим поколениям. Тем значимее для нас народные сказки. В этих сказках читается опыт многих поколений, связанных между собой местом обитания, общей историей, обычаями, традициями, но разделенных разными промежутками времени.
Поэтому так важно научить детей с самого раннего возраста понимать всю мудрость сказок, вычленять основную мысль, заложенную авторами. Ведь зачастую, читая сказки, мы не всегда задумываемся о том, что же заложено в тексте, для чего он написан.
Проблему формирования умения анализировать народные сказки у детей дошкольного возраста в своей группе мы решаем используя технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, адаптированную и разработанную специально для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук, кандидатом педагогических наук, научным руководителем общественной организации «Волга-ТРИЗ».
В начале года мы определили перечень народных сказок, с которыми предполагали познакомить детей. Преимущественно это были сказки русского, чувашского и татарского народов, исходя из национальной принадлежности большинства детей, посещающих группу. При выборе сказок мы старались учесть интересы и возрастные особенности детей группы.
Знакомство со сказками происходило как в ходе непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого блока, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Анализ текста происходит в подгруппах по 5-6 детей.
Первое знакомство с текстом сказки происходит день, за два дня до анализа. После повторного чтения сказки вместе с детьми заполняется таблица, в которой анализируются все герои сказки. Дети схематично зарисовывают характер героя (какой он?); его цели; помощников, которые способствовали достижению этих задач; проблемы (что мешало герою); действия, которые предпринимал герой, для решения своей цели; результат, который был получен.. В конце таблицы дети дают совет каждому персонажу сказки. В этих советах заключается мораль, мудрость сказки.
Какое-то время таблица находится в группе на виду у детей. С помощью нее дети знакомят друг друга с содержанием и моралью сказок. После этой работы дети зарисовывают советы героям на лепесточки и составляют из них «Ромашку мудрости».
Таблицы дети убирают в волшебный ларец, сделанный своими руками – сборник таблиц по анализу сказок. Время от времени мы, воспитатели, совместно с детьми вспоминаем прочитанные сказки. В конце года мы планируем провести викторину по прочитанным сказкам, используя таблицы, картинки и «Ромашку мудрости».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Михайлова З.А. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие", М: Детство-Пресс, 2015 г.
2. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников» - Ульяновск: «Первая образцовая типография»,, 2015г., 96 с.
3. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск: «Первая образцовая типография», 2015г., 136 с.
4. Ушакова О.С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М, 2015

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада
Опубликовано: 2565 дней назад (17 апреля 2017)
Просмотров: 1235
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Юлия Петровна Брюханова # 19 апреля 2017 в 12:15 +1
Мария Васильевна образовательная деятельность очень интересная, но если не работать в системе методом триз очень трудно добиться положительного результата от детей. Целесообразно брать метод триз если работать постоянно.Ваша работа поможет педагогам кто работает по данной методики огромное спасибо мой голос вам.
Алена Николаевна Романова # 25 апреля 2017 в 17:16 +1
Мария Васильевна, очень интересный метод работы. По моему мнению, дети не только слушают сказку, но и ищут всякого рода связные цепочки, логические последовательности между всеми действиями, происходящими в сказке. Обязательно возьму ваш метод к себе в копилку. Получите мой laugh олос!!!
Иванова Светлана Михайловна # 26 апреля 2017 в 19:35 0
Мария Васильевна, спасибо за интересный опыт работы. Думаю, описанные вами методы и мероприятия позволят детям лучше понимать заключенную в народных сказках мудрость.