Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование метода матриц при знакомстве детей дошкольного возраста с чувашским орнаментом

Использование метода матриц при знакомстве детей дошкольного возраста с чувашским орнаментом
Автор: Ларионова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №130" г. Чебоксары
Каждый человек имеет свою национальность. Воспитываясь в определенной местности, на основе традиций, постоянно испытывая на себе влияние обычаев, речи, культурных особенностей, человек приобретает определенные личностные качества, характерные для жителей того или иного региона. Так или иначе каждому человеку свойственны особенности, присущие менталитету того народа, к которому он относится. Эти особенности вырабатывались веками, изменяясь под влиянием исторических, географических, культурных факторов. Поэтому особенно важно с самого юного возраста научить ребенка знать и понимать историю, особенности поведения родного народа. Необходимо воспитывать умение идентифицировать себя со своей нацией, дать возможность гордиться происхождением, принимать свои особенности такими, какие они есть. Только так можно вырастить гармоничную личность, четко осознающую и принимающую себя и свое место в обществе.

Одной из наиболее доступных приемов для восприятия детей дошкольного возраста в ходе знакомства с культурой родного народа является изучение чувашского орнамента. Ведь орнамент представляет собой один из наиболее ярких носителей менталитета, истории, культуры, составляя своего рода письменность, определенную знаковую систему, соединяющую поколения.

Основной вид мышления детей дошкольного возраста - наглядно-образный. Поэтому они очень восприимчивы к различным изображениям. Отсутствие умения читать маленьких детей особо актуализирует значение символов, схем, знаков. Поскольку через них дошколята могут передавать информацию в письменной форме.

Познакомить детей дошкольного возраста с начертанием и значением чувашского орнамента возможно с помощью методов ТРИЗ.

Последователи Теории решения изобретательских задач, адаптировавших технологию для работы с дошкольниками, основываются на том, что детям не нужно давать конкретных готовых знаний. Они утверждают, что гораздо полезнее преподнести алгоритмы мыслительных действий для самостоятельного обретения представлений, сведений.

На наш взгляд, одним из действенных методов ТРИЗ при знакомстве детей с чувашскими узорами является метод матриц. Суть данного метода заключается в преподнесении детям некого образца, штампа, который является основой для создания собственной модели какого-либо объекта.

Нами разработано пособие, состоящее из матричных таблиц, готовых деталей для аппликации или конструирования и плоского поля для моделирования. Матричные таблицы состоят из нескольких столбцов. Каждый столбец имеет свое значение и название. Например: первый столбец – название или изображение деталей, во втором столбце указан цвет детали, в третьем их количество, в четвертом - расположение на поле для моделирования. Таким образом, ребенок получает готовый алгоритм или образец для создания определенного элемента чувашского узора. Существует несколько способов воплощения полученных инструкций. Это может быть аппликация, рисование, конструирование из готовых пластиковых или бумажных заготовок.

Далее педагогом проводится работа по осмыслению полученного изображения. Дети делятся своими впечатлениями, дают словесное описание полученному узору, выдвигают предположение относительно того, какой смысл древние чуваши могли вкладывать в данный элемент орнамента и пытаются назвать его. Затем дети проводят дальнейшую поисковую деятельность по определению значения узоров, используя для этого все имеющиеся ресурсы. Они выискивают знания в книгах, альбомах, находящихся в группе, прибегают к помощи сети интернет. Можно организовать семейные советы с рассуждениями и рассказами бабушек и дедушек в качестве домашнего задания.

Получив необходимые сведения, можно переходить к композиционной деятельности. Используя все элементы чувашского орнамента, которые имеют в своем понятийном багаже, дети переходят к составлению узоров, целых картин-схем.

Следующим вариантом развития осмысления значения узоров может служить написание писем или посланий друг другу. Мы назвали этот вид деятельности «письмо из старины». Дошкольники с удовольствием шифруют фразы, а иногда и целые рассказы, а затем пытаются прочитать тексты своих сверстников.
После усвоения детьми способов создания элементов чувашского орнамента, можно видоизменить и усложнить игру. На этом этапе дети берут за основу один или несколько элементов узора. Они самостоятельно разрабатывают матрицу для воссоздания задуманного объекта, используя для этого готовые пустые таблицы. Затем дошкольники пробуют выложить узоры по алгоритмам, созданным своими сверстниками, тем самым углубляя свое осмысление мировоззрения родного народа через стремление понять одну из его знаковых систем. Дети способны уловить характерные особенности, способы начертания элементов чувашского узора.

Работа в данном направлении позволяет не просто окунуть дошкольника в культуру родного народа, но и способна развить немаловажные для будущей взрослой личности качества. Занятие подобной деятельностью способствует развитию у детей умения понимать и использовать различные матрицы; пространственного мышления, в частности ориентации на листе бумаги, в таблице. Помимо этого развивается целый ряд художественных навыков: композиционные умения, умение рисовать различные узоры, понимать их структуру, графические навыки и т.д.

Ознакомление с чувашским орнаментом позволило нам обогатить преставления детей о своих предках, повысить интерес к культуре и истории родного народа. Дети чаще стали выражать желание узнать что-то новое о Чувашской Республике, родном городе, национальных костюме, быте, играх.

Литература
1. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2001. – 144с.
2. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2006. – 104с.
3. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск: АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати », 2015. – 136 с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада | Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в системе коррекционной работы логопеда
Опубликовано: 1795 дней назад (23 января 2020)
Просмотров: 885
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 23 января 2020 в 21:05 +1
Здравствуйте.
У Вас работа практического содержания. Вы рассказываете об орнаментах, методе матриц, о пособии, но не привели ни одного изображения всего этого. Без наглядности совершенно ничего не понятно.
У Вас ещё есть 2 часа, чтобы разместить всю необходимую наглядность в своей работе.
Если не успеете это сделать, то присылайте весь материал с наглядностью в одном файле Word на адрес sv@ped-kopilka.ru
Мы его добавим к этой работе.
Об этом записано и в правилах.
С уважением, Администратор сайта