Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в системе коррекционной работы логопеда

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Исправление речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи требует больших усилий и времени. Речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями требуют закрепления в повседневной жизни: дома, на даче, в игровой деятельности, на прогулках… Поэтому одной из важнейших задач логопеда является помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка. В семье ребенок не испытывает дискомфорта из-за дефектов своей речи. Попадая в новую социальную среду, он начинает испытывать неудобства, связанные с непониманием со стороны сверстников и взрослых.

Родители должны сформировать правильное отношение к речевому дефекту своего ребенка: не ругать ребенка, аккуратно исправлять неправильное произношение, настраивать ребенка на занятия с логопедом.

В последние годы дети испытывают все больший дефицит родительского общения. Это связано с большой занятостью родителей, увлечением гаджетами. Часто обеспеченные родители пытаются отстраниться от работы с ребенком, нанимая для этого специалистов. Есть родители, которые находят оправдания речевым недостаткам своих детей, ссылаясь на наследственность, припоминая родственников, которые тоже плохо говорили.
Чтобы добиться положительных результатов в исправлении речи родители должны понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, за 20-25 минут сложно справиться с речевыми недостатками и помочь устранить ее можно только с помощью любящих и внимательных, терпеливых и знающих родителей, так как большую часть времени ребенок проводит дома.

Уже традиционными стали такие формы взаимодействия с родителями как собрания, консультации, домашние задания, открытые занятия, наглядная информация.

На первом собрании в доступной форме преподносим родителям суть речевого дефекта, не переходя на личности. Знакомим с режимом ДОУ и объясняем, почему его нужно выполнять. Доводим до сведения родителей о важности их участия в общей работе. Для того, чтобы расположить к себе родителей, собрания проводятся в нетрадиционной форме: круглый стол, диспут, беседы, гостиные… Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе. После собрания раздаем родителям анкеты для полного сбора информации.

После полного обследования ребенка для уточнения диагноза в октябре проводим второе родительское собрание, где родителей знакомим с обобщенными результатами обследования, подсказываем, на что следует обратить внимание в первую очередь. До конца учебного года проводится еще два общих родительских собрания с различной тематикой.
По запросам родителей проводим консультации и мастер-классы на различные темы. Например: «Сладкая артикуляционная гимнастика», «Бросовая пальчиковая гимнастика»…

Большую роль во взаимодействии логопеда с родителями играют домашние задания. Для выполнения домашних заданий необходимо в режиме дня закрепить постоянное время занятий. Это дисциплинирует ребенка и поможет в усвоении учебного материала. Важно довести до сознания родителей необходимость проведения занятий с детьми в игровой форме. При выполнении домашнего задания родители вместе с детьми развивают словарный запас по тематике, рисуя и наклеивая предметные картинки. Желательно, чтобы с ребенком занимался один и тот же человек и выработать единые требования, которые к нему будут предъявляться. Важно быть терпеливым, доброжелательным и достаточно требовательным. Тетради с выполненными домашними заданиями обязательно приносить в понедельник логопеду. Выполнение домашних заданий можно стимулировать. В своей практике с целью проверки выполнения домашних заданий каждый понедельник нами устраиваются «утренние круги». В ходе этого дети рассматривают картинки друг у друга, делятся своими впечатлениями, мыслями, пересказывают составленные дома рассказы. Это позволяет увеличить объем активного словаря, развивать диалогическую речь. В конце каждый ребенок получает заслуженные наклейки.

С целью развития кругозора и словарного запаса детей вместе с родителями и детьми устраиваем выходы за пределы детского сада. Например: культпоход в театр, экскурсии в музеи, пожарную станцию, пекарню, завод по переработке мусора, к достопримечательностям города. Тема экскурсии перекликается с лексической темой недели. В ходе экскурсий дети учатся общаться между собой, правильно выражать свои мысли. Эти формы работы позволяют перевести взаимодействие педагогов и родителей в неформальное русло.

В современном мире большую помощь в работе с родителями оказывают цифровые технологии. Они помогают всегда быть на связи с родителями. Через родительские чаты можно оперативно передавать информацию, обсуждать насущные проблемы.
В период пандемии пришлось перестроить педагогическую работу в новый формат. Занятия с детьми проводились в виде онлайн конференций. Для этого заранее готовили учебный материал, презентации, договаривались о времени занятий. Передача и проверка домашних заданий тоже перешла в онлайн пространство. Эти действия не возможны без присутствия и помощи родителей, что позволило родителям глубже вникнуть в образовательный процесс.

Процесс работы с детьми мы публикуем на личных страницах в социальных сетях. Таким образом, постепенно формируется интернет-сообщество родителей и педагогов, объединенных общими целями.

В традицию вошли регулярные встречи клуба «Школы для родителей», на которых презентовались мастер-классы по повышению компетенции родителей в вопросах проведения занимательных занятий по развитию речи детей в домашних условиях. «Трудовые десанты» по изготовлению пособий и дидактических игр для работы с детьми.

Родителям нравятся «Дни открытых дверей», в коде которых они могут присутствовать на фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом. Это позволяет родителям точнее представить уровень развития своих детей и совместно со специалистом наметить дальнейший индивидуальный образовательный маршрут.

Наглядная информация для родителей нами представлена в виде различных уголков логопеда, информационных папок с вкладышами с различными рекомендациями.

Представленные формы работы нами применяются в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Литература:
1. Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
2. Вакуленко В.С. "Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи" - М:Форум, 2019
3. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу" – СПб: Детство-пресс, 2012
4. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции. ФГОС ДО – Волгоград: Учитель, 2020

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Использование метода матриц при знакомстве детей дошкольного возраста с чувашским орнаментом
Опубликовано: 284 дня назад (19 апреля 2021)
Просмотров: 154
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!