Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий
Технология ТРИЗ – педагогики одна из перспективных развивающих технологий в дошкольном образовании. Автор и создатель Теории Решения Изобретательских Задач – российский ученый и педагог - Генрих Саулович Альтшуллер.
Дошкольное детство — это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. С самого рождения ребенок является открывателем и исследователем мира, который его окружает. Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая. Ребенок должен не только получить ответ от воспитателя или родителя, но и, чтобы получить этот ответ, нужно задать нужный вопрос, поборов стеснение, застенчивость. Поэтому основная цель моего использования ТРИЗ – технологий – это не только формирование у детей творческого мышления, а прежде всего развитие коммуникативных навыков.
Сущность ТРИЗ основывается на знании законов развития систем, т.е. объекты существуют не сами по себе, а взаимодействуют с другими объектами и явлениями; использование рационально организованной информации; управление мышлением в процессе решения задачи. Педагог не просто тренирует мышление и не дает готовый ответ, а направляет мыслительный процесс ребенка с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели. Методов активизации мышления, развития творческого воображения и коммуникативных навыков очень много. Многими из них
мы пользуемся каждый день:
Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение).
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
Игровые методы (дидактические, игры - инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию)).
Практические методы (упражнение, исследования).
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические
принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. [3].
Для развития коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста можно играть в следующие игры. [1, с.130; 2, с.122].
Игра «ДаНетка»
Цель игры: закрепить умение задавать “сильные” вопросы, т.е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения. Кроме этого игра углубляет знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный запас, закрепляет умение слушать и быть внимательным. И конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и детьми и между собой.
Правила игры: Ведущий рассказывает игрокам (или даже одному игроку) некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает “Да”, “Нет”, “Не имеет значения” (если игрок углубляется в несущественные детали). Возможен и еще один вариант ответа: “Некорректный вопрос”.
Игра «Хорошо-плохо»
Цель игры: закрепить умение детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны и анализировать их, умение слушать и быть внимательным.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Игра «По кругу»
Цель игры: формировать представления детей и закреплять знания о свойствах предметов и объектов, закрепить умение слушать и быть внимательным.
Правила игры: По кругу передается карточка, каждый, берущий ее в руки, должен придумать словосочетание к картинке, изображенной на ней. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет карточку у себя и получает право выбрать следующую карточку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Превращения»
Цель игры: закрепить умение рассуждать, фантазировать, сравнивать различные объекты.
Правила игры: Ведущий спрашивает, во что может превратиться тот или иной предмет.
Например: кружка – если убрать ручку – в стакан – если добавить крышку – в заварочный чайник и т.д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: сформировать умение видеть лишним каждый предмет из представленных, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Правила игры: Ведущий показывает изображение четырех предметов и объясняет детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.
Игра «Дразнилка»
Цель игры: сформировать и закрепить представления детей об объектах и их свойствах и признаках, закрепить умение фантазировать.
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Например: смотрелки, моргалки, плакалки ….. (глаза)
гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище ……(собака)
Игры со сказками
Цель игр: развивать коммуникативные навыки, воображение, аналитическое мышление, закрепить умение сравнивать объекты, направить фантазию детей на сочинение сказки, побуждать решать протеворечия.
- сказка наоборот;
- сочиним сказку;
- игра «Теремок»;
- перевирание сказки и т.д.
ТРИЗ – развивает коммуникативные навыки детей.
ТРИЗ – развивает творческие способности.
ТРИЗ – обогащает круг представлений, обогащает словарный запас.
ТРИЗ – способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости.
ТРИЗ – формирует умение рассуждать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ -педагогика обучает не только ребенка, но и воспитателя. Воспитателю самому нужно избавиться от стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не имея данных качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по-новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
В рамках ТРИЗ-педагогики недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ — это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать коммуникативные проблемы, как педагогов, так и детей.
Литература:
1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – СПб, ТРИЗ-профи, 2013.- 123.
2. Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. – Самара: СамВен, 1996.- 131.
3. Возможности современных развивающих технологий.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада
ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС
Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа
Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада