Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Методическая разработка "ТРИЗ для дошкольников"
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.
С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в повседневную жизнь? Что необходимо для работы?
1. Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвонгом, основателем и президентом общества «За мир через культуру»
1) Будь хозяином своей судьбы.
2) Достигни успехи в том, что ты любишь.
3) Внеси свой конструктивный вклад.
4) Строй отношение с людьми на доверии.
5) Развивай свои творческие способности.
6) Культивируй в себе смелость.
7) Заботься о своем здоровье.
8) Не теряй веру в себя.
9) Старайся мыслить позитивно.
10) Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.
2. Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?
Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.
Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества.
Значит, каждое занятие с детьми проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? И др.
3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький. Находить тайну двойного в мире, во вселенной.
4. Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь изобретения.
5. Игры каждый день.
«Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?
Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякая, пользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Радари. Вы научитесь и сами придумывать игры и упражнения.
Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?
6. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения стола, карандаша, колеса и т.п. Пусть дети увидят, что изобретать значит решать противоречия. Примерные темы: «Как самовар запрягли», «100 профессий компьютера», «Трудовые вещи древнего человека», «машины прошлого, настоящего, будущего».
7. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Применим также прием элепатии - пусть дети представят себе на месте элепатии наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему?
А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра.
А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.
8. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе?. Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится.
Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развития психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.

Рекомендуем посмотреть:

Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду ТРИЗ в детском саду по ФГОС Игры для детей младшей группы ДОУ по ТРИЗ технологии. Картотека с целями Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа

Похожие статьи:

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Использование занимательных задач в обучении математике дошкольников
Опубликовано: 1052 дня назад (3 ноября 2018)
Просмотров: 976
Рубрика: ФЭМП
+2
Голосов: 2
Амина Александровна Керимова # 4 ноября 2018 в 12:18 0
Здравствуйте, Лиля Хусяиновна! Очень интересный материал! Хорошая работа!
Светлана Михайловна Гричишкина # 4 ноября 2018 в 16:45 0
Добрый вечер!Спасибо за интересный материал