Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

ТРИЗ в детском саду по ФГОС

Доклад воспитателя ДОУ. Теория решения изобретательских задач в детском саду: как и для чего?
Автор: Степанова Г. А. - воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №4" г. Камышлов
Описание материала: предлагаемый вариант выступления на педагогическом совете может быть полезен педагогам и, конечно, родителям, решающим проблему развития творческого мышления детей дошкольного возраста. Выступление дополняется презентацией.
Тема: «ТРИЗ в детском саду: как и для чего?»
Цель: систематизация знаний педагогов в области ТРИЗ-технологии.
Задачи:
1. Актуализировать значение ТРИЗ для развития творческого мышления детей дошкольного возраста;
2. Расширить представления педагогов о методах ТРИЗ-технологии;
3. Формировать у педагогов мотивацию к формированию и развитию творческого мышления детей в условиях ДОО
Выступление
Как научить ребенка нестандартно думать и находить собственные решения? Ответом на этот вопрос тысячи лет служил метод проб и ошибок, при котором к решению творческих задач шли путем перебора вариантов. Этот метод затратен в плане времени и оказывается не всегда эффективным. Разработкой научной технологии творчества (теории решения изобретательских задач) в 1945 г. занимался советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.

Идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. Таким образом, ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на алгоритме - системе логических операций.

Решением проблемы ТРИЗ: «когда, с какого возраста можно начинать приобщение к системному мышлению» стала апробация методов ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении в 1987 году. ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, что и является ключом к творческому мышлению.

В настоящий момент ТРИЗ в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие методы:
- универсальный способ коллективного генерирования идей - «Мозговой штурм». Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и пр.
- Синектика - для развития творческих способностей используются аналогии. Аналогичный - значит «сходный, соответственный» в каком либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.
а) личная аналогия (эмпатия) – ребенок представляет самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Как вариант задание: «Представь, что ты теленок, который любит музыку, но умеет только мычать, а ему так хочется спеть песню. Промяукай «В лесу родилась елочка…».
б) аналогия прямая основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (Что будет аналогом солнца? Рыбы?)

Дети находят такие аналогии и делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
- Метод каталога и метод типового фантазирования позволяют решать проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Чтобы у ребёнка развить фантазию, вводят в помощь шесть волшебников, цель которых – изменить свойства объекта. Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Спасательные ситуации в сказках. Сказки по-новому. Моделирование сказок. Такие приемы служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, ребенок учится находить выход из сложившихся обстоятельств. Важным моментом творческого рассказывания является включение разных видов детской деятельности – игровой, рисования, лепки и т.д.
- Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.
- Метод маленьких человечков – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния снега: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в тепле они приходят в движение, превращаясь в воду. Этот метод учит моделировать и схематизировать и развивает сообразительность, наблюдательность.



Итак, достоинства технологии ТРИЗ:
- возможность детей самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
- универсальный инструментарий (можно использовать практически во всех видах детской деятельности: образовательной, игровой и режимных моментах.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС Игры для детей младшей группы ДОУ по ТРИЗ технологии. Картотека с целями Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Игры для развития воображения детей 6 лет

Конспект НОД в детском саду по конструктивной деятельности, 2 младшая группа | Конспект НОД по конструированию в детском саду на тему «Мост». Средняя группа
Опубликовано: 1978 дней назад (26 ноября 2018)
Просмотров: 6207
+1
Голосов: 1
Ольга Владимировна Пыжова # 27 ноября 2018 в 14:43 +1
Спасибо, очень интересно и познавательно.