Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ

Педагогическая мастерская для педагогов «Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ»
Автор: Бодян Маргарита Викторовна, воспитатель-методист ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение "Ладушки»», г. Ровеньки ЛНР.
Данная разработка будет полезна воспитателям и учителям начальных классов. Советую попробовать модели по сочинению загадок Аллы Нестеренко с детьми 6-8 лет, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.
Цель: демонстрация моделей составления загадок для детей дошкольного возраста по моделям Аллы Нестеренко.
Задачи:
- познакомить педагогов с моделями составления загадок;
- повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;
- развивать творческое мышление.

Наш современный мир меняется очень быстро и от этого становится не предсказуемым. Много кто со мной согласится, что из того, чему нас учили в семье, дошкольном учреждении и школе, пригодилось далеко не все.
Готовя наших детей к жизни в этом новом мире нам необходимо учитывать: в жизни современных детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, – это научить творчески, нестандартно действовать и решать любые проблемы.

Существует большое количество способов, как этого добиться.

Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Наблюдая за ними, я заметила, что если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Как по мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи.
Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко.
Перед нами таблица, назовем ее опорой.
Предположим мы решили составить загадку о самоваре.

После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Например:
блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз.

Понятно, что задание, описанное выше, требует умения читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками.
А теперь давайте попробуем научиться загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например:
«4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» - это машина. Или «4 лапы, много иголок, 2 ушка» - ежик.
Опора:
Еще одна модель, особенностью которой является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? ..... Чем отличается?
Например, загадка про гребешок.
- На что похож гребешок? – На забор.
- А чем отличается от забора? – Через него не перелезть.
- Еще на что похож? – На траву, но не растет.
- А еще на что похож? - На пилу, но не пилит.

Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Забор, но через него не перелезть;
трава, но не растет;
пила, но не пилит.

Рекомендуем посмотреть:

Эффективность ТРИЗ - педагогики Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье» Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Игры для развития воображения детей 6 лет

Загадки для детей с ответами

Загадки с ответами про зиму для детей

Загадки про Новый год

Нетрадиционные техники рисования в подготовительной к школе группе | Поделки из коктейльных трубочек для детей. Рыбка пошагово с фото
Опубликовано: 1231 день назад (11 мая 2018)
Просмотров: 3600
+10
Голосов: 10
Софья Владимировна Юхнина # 11 мая 2018 в 21:18 +4
Маргарита Викторовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение в педагогическую мастерскую для педагогов «Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ».
Креативно! Инновационно! Интересно! Вы создаёте условия для демонстрации моделей составления загадок для дошколят, это очень увлекательно!
Мой голос +2, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Елена Васильевна Бычкова # 12 мая 2018 в 23:25 +2
Уважаемая Маргарита Викторовна, спасибо Вам за очень полезный материал; данная методика составления загадок несёт в себе большой развивающий потенциал (мыслительные операции - сравнение, анализ, синтез, уподобление; воображение...). Поддерживаю ГОЛОСОМ!
Ольга Ивановна Кабанова # 15 мая 2018 в 20:14 +2
Добрый вечер, Маргарита Викторовна!
С интересом ознакомилась с вашим интересным, познавательным тризом, который адаптирован соответственно возрасту детей.
Материал изложен максимально просто и понятно, он систематизирован, актуален и будет востребован.
Примите мой голос +1! Я голосую за Ваше творчество и использование триз-технологии!
Юлия Владимировна Вафина # 18 мая 2018 в 20:10 +3
Маргарита Викторовна, здравствуйте!
С удовольствием побывала в педагогической мастерской для педагогов
«Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ».
Много интересного и полезного подчерпнула на вашем мероприятии.
Спасибо! Голос!
Команда Татьяна Николаевна # 11 июня 2018 в 11:44 +2
Здравствуйте! Интересная разработка! Очень простая и познавательная. Спасибо Вам за необходимый материал. Примите мой голос с большим удовольствием! Удачи!
Камилла Андреевна Воробьева # 2 апреля 2019 в 09:44 0
Маргарита Викторовна,замечательный материал. Попробую воспользоваться триз-технологиями.