Педагогическая мастерская для педагогов «Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ»
Автор: Бодян Маргарита Викторовна, воспитатель-методист ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение "Ладушки»», г. Ровеньки ЛНР.
Данная разработка будет полезна воспитателям и учителям начальных классов. Советую попробовать модели по сочинению загадок Аллы Нестеренко с детьми 6-8 лет, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.
Цель: демонстрация моделей составления загадок для детей дошкольного возраста по моделям Аллы Нестеренко.
Задачи:
- познакомить педагогов с моделями составления загадок;
- повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;
- развивать творческое мышление.
Наш современный мир меняется очень быстро и от этого становится не предсказуемым. Много кто со мной согласится, что из того, чему нас учили в семье, дошкольном учреждении и школе, пригодилось далеко не все.
Готовя наших детей к жизни в этом новом мире нам необходимо учитывать: в жизни современных детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, – это научить творчески, нестандартно действовать и решать любые проблемы.
Существует большое количество способов, как этого добиться.
Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Наблюдая за ними, я заметила, что если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Как по мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи.
Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко.
Перед нами таблица, назовем ее опорой.
Предположим мы решили составить загадку о самоваре.
После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Например:
блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз.
Понятно, что задание, описанное выше, требует умения читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками.
А теперь давайте попробуем научиться загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например:
«4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» - это машина. Или «4 лапы, много иголок, 2 ушка» - ежик.
Опора:
Еще одна модель, особенностью которой является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? ..... Чем отличается?
Например, загадка про гребешок.
- На что похож гребешок? – На забор.
- А чем отличается от забора? – Через него не перелезть.
- Еще на что похож? – На траву, но не растет.
- А еще на что похож? - На пилу, но не пилит.
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Забор, но через него не перелезть;
трава, но не растет;
пила, но не пилит.
Рекомендуем посмотреть:
Эффективность ТРИЗ - педагогики
Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Похожие статьи:
Развитие творческого мышления школьников старших классов
Игры для развития воображения детей 6 лет
Загадки для детей с ответами
Загадки с ответами про зиму для детей
Загадки про Новый год