ТРИЗ как средство развития творческой личности
Описание материала: в статье раскрываются возможности ТРИЗ-технологии для развития мышления в младшем школьном возрасте. Представлен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования творческих способностей учащихся, обучающихся по ТРИЗ-технологии и учащихся, не изучающих данный курс.
Данная статья будет интересна для педагогов начального образования, педагогов дополнительного образования.
Анализ современного состояния образования в России, в особенности дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между социокультурной средой и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Ускорение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать инновационные способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел и хотел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением, творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего поколения к будущей жизни.
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, достаточной гарантированности формирования исследовательских умений и навыков решения противоречий у детей.
Основная цель ТРИЗ в начальной школе — целенаправленное развитие творческого системного мышления. Сформировать мышление и воспитать творческую личность, подготовить к решению сложных противоречий в различных областях деятельности — важная цель ТРИЗ-технологии. На современном этапе ТРИЗ включает в себя различные направления развития творческого мышления для разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, используя в своем арсенале специальные алгоритмы, методики, которые позволяют всем обучающимся быть изобретателями, уметь реализовать себя в творчестве.
Самое важное место, по моему мнению, в технологии ТРИЗ занимает курс РТВ (развитие творческого воображения), который помогает младшим школьникам преодолевать стереотипность мышления, вырабатывать умения работать с новыми необычными идеями. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.
У школьников обогащается кругозор, значительно растет словарный запас, развиваются творческие способности, формируется диалектика и логика. А самое главное, будущий «маленький изобретатель» учится отстаивать свою точку зрения, находить оригинальные пути решения сложных ситуаций.
В ТРИЗ-педагогике используется проблемно-поисковый метод, предлагается инструментарий для достижения успешности при решении противоречий и идет процесс обучения способам решения творческих задач. В работе с младшими школьниками используется программа А.А. Грин «Развитие творческих способностей», состоящая из следующих разделов: «Мир загадок» для учащихся 1 класса, «Мир человека» для учащихся 2 класса, «Мир фантазии» для учащихся 3 класса и «Мир логики» для учеников 4 класса 2. Занятия ведутся один раз в неделю на протяжении с первого по четвертый год обучения.
Программа выстроена на принципах сотрудничества и сотворчества. Все разделы программы объединяются следующими критериями: уровень предъявления учебного материала, обучение с помощью специально организованных инсценировок, минимум теоретических сведений, использование методов и приемов, находящихся в арсенале ТРИЗ-педагогики.
Представляем алгоритм решения изобретательских задач: «Вхождение в тему» (формулировка задачи своими словами, выполнение рисунка, «Определение типа» (логическая, творческая, геометрическая и т.д.); «Проба решения» (попробовать решит задачу известными способами (методом проб и ошибок, логически, по ассоциации и др.); «Противоречие» (достаточно потому, что…, недостаточно потому что…; выявление «вредной» функции; cформулировать ИКР (идеальное конечное решение) и выявить, что этому мешает; представление модели задачи (выделение основных частей, взаимосвязей); поиск ресурсов для решения задачи при помощи разнообразных методов и приёмов; получение нескольких решений и их оценка, выбор оптимального решения.
Для исследования уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования были использовали методики: «Найди отличия» и «Алфавит» Л.В. Тихомирова, наблюдая за каждым ребёнком в течение трёх лет, пришли к выводу, что уровень развития внимания у детей увеличился с 21% до 42%. Увеличилось количество учащихся, умеющих решать логические задачи (до 60%). Экспериментальное исследование проведено на базе школы-лицея № 28 г.Красноярска. В исследовании участвовали две группы учащихся младшего школьного возраста: учащиеся, занимающиеся в системе ТРИЗ, и школьники, не обучающиеся по данной технологии. Выборка составила 45 детей в возрасте 10—11 лет. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в группе учащихся, занимающихся по ТРИЗ-технологии, выделены высокие показатели по критерию «чувство новизны». Высокий уровень представлен у 32 % младших школьников, средний уровень — у 56 % учащихся. Это можно объяснить особенностями формы проведения занятий, их нерегламентированностью, сопровождением музыкальными фрагментами, работой с красками и мелками. Курс занятий способствовал созданию атмосферы творчества, направляя ребят на поиски нового в прошлом, настоящем и будущем. Высоким оказался и показатель по критерию «направленность на творчество»: 67 % средний уровень и 23 % высокий. Таким образом, в экспериментальной группе младших школьников планомерно идет развитие творческой активности, при этом развивается и совершенствуется «сильное» мышление. Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Необходимо помнить, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.
Список литературы:
1.Авдеева Т.Г. ТРИЗ как средство развития личности. Журнал «Инновации в науке» №19, 2013.
2. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей начальной школы/Библиотека учителя начальной школы — М.: Вита-Пресс, 2013. — 140 с.
3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Альпина, 2014. — 495 с.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»