Статья на тему: ТРИЗ-технология, эссе.
Описание материала: в статье идет ознакомление с историей возникновения и развития ТРИЗ-педагогики.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.
Цель: знакомство с ТРИЗ-технологиями.
В современном обществе, со все ускоряющимися темпами развития во многих областях науки и техники, возникает потребность в креативной, творческой и всесторонне развитой личности, которая может нетривиально подойти к решению поставленной перед ней задачей. Поэтому на данном этапе развития педагогики ставится акцент на инновационные образовательные технологии. Одной из используемой мною технологии образовательной деятельности для дошкольников является ТРИЗ-педагогика. Немного из истории развития данной технологии.
В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер(преподаватель, изобретатель, писатель-фантаст). В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников. В настоящее время ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ-консалтингом. Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г. С. Альтшуллера. Известные корпорации мира ищут на территории бывшего СССР специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб.
Солидные компании мира ведут «охоту за головами» сертифицированных специалистов по ТРИЗ для своих офисов, которые консультируют разработчиков государственных программ, политиков, бизнесменов, управляющих, медиаторов и конфликтологов. Книги по ТРИЗ изданы в десятках стран.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, в домах пионеров, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности.
ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и веселых занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к креативному мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить, ставить перед детьми "нерешаемые" задачи.
Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковская); были разработаны авторские методики создания творческого решения: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).
Технология ТРИЗ идёт от самого ребёнка – пусть гением будет он, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из различных проблемных ситуаций).
Однако есть и сложности для самого педагога, которые заключаются в психологической инерции, а также сложно выйти за рамки стереотипов, это мешает поиску вариантов решения, которые нужно озвучить наравне с детьми.
Заключение
Подводя итог вышесказанного, хочу отметить-теоретически ТРИЗ довольно труден для понимания, много «технических» терминов, но на деле все не так страшно, а очень даже просто и весело, если подходить к этому с «душой».
Рекомендуем посмотреть:
Эссе руководителя школьного кукольного театра
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо