Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Практикум для педагогов ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста"

Практикум для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №21 г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю конспект практикума по ознакомлению педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования.
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи практикума:
- обучить педагогов работе по мнемотаблицам;
- расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;
- формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые действия.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, обучающий фильм по работе с тактильными дощечками, мнемотаблицы, картинки для игр, схемы предлогов, плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, магнитная доска.
Ход практикума
I Теоретическая часть
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Где можно использовать мнемосхемы?
• Обогащение словарного запаса
• Обучение пересказу
• Составление рассказов
• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
• Отгадывание загадок

Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка-серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Структура мнемотехники:
1. Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
2. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
3. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Коллаж ( Большева Т. В.)
- Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
- Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
- Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)
- Блок – квадрат ( Глухов В. П.)

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы:
Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь Мурка близко не подходит к меду.

Варианты игр
Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.

Согласование в роде, числе и падеже.


Вижу кого, (что)? Пою о ком, (о чем)? Подарю кому, (чему)? Дружу с кем, (с чем)?

Согласование существительного и числительного

Тактильные дощечки
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:
- обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
- сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
- нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
- описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)

Используются такие приемы в работе с детьми:
• найди такую же дощечку Например: ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
• разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
• найди дощечку, похожую на котика, ежика;
• найди самую злую дощечку;
• самую добрую;
• самую грустную.

На третьем этапе применяются более сложные задания:
составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.

Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).

Задание: придумать историю, опираясь на модель.
Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

Предметно-схематическое (замещение)
- Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)
- Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой, добрый; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона).

Использование пиктограмм
В игру входят пиктограммы с изображением:
слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка.

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи.

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый.

символов-предлогов:под, за, над, на, около, к

II Практическая часть
1. Используя предметно-схематическое моделирование рассказать сказку Сутеева «Под грибом».
2. Игра «Маленькие слова»
Цель: научиться понимать пространственное значение предлогов, например: под, над, на, в, у, около, возле и т.д.; сформировать представление о предлоге, как отдельном слове; научиться составлять предложения по картинке, затем сочинять небольшие рассказы; научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.

3.Составить мнемосхемы.
Чистоговорка

Жаба в лужице сидела,
Жаба на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Стихотворение «Ёлочка»
Перед нами елочка
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.

Загадка
Сидит дет, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
III Рефлексия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия с элементами тренинга на сплочение коллектива ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на зимнюю тему Развитие речи в театрализованной деятельности дошкольников Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование ТРИЗ технологии в формировании читательской грамотности у детей дошкольников | Передвижная аппликация как методика развития художественных способностей детей дошкольников
Опубликовано: 218 дней назад (18 мая 2024)
Просмотров: 358
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!