Психологическое занятие с элементами тренинга на сплочение коллектива ДОУ "Сердце педагога" (практикум для воспитателей)
Задачи:
Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Участники: воспитатели всех возрастных групп, педагоги ДОУ, ведущая -педагог-психолог.
Используемый материал: ватман с изображением сердца, сердечки из бумаги – 3 цвета, ручки, клей карандаш
Форма проведения: практикум.
План мероприятия
1. Приветствие «Здороваемся локтями»;
2. Игра «Зачем мы сегодня здесь собрались?»
3. Игра-интервью «Тайна имени»;
4. Игра «поменяйтесь местами те, кто…» (разминка);
5. Игра «Магазин»;
6. «Сердце педагога»;
7. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Педагоги располагаются в кругу.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша встреча называется «Сердце педагога». Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.
- Позвольте рассказать вам историю об одном молодом воспитателе. Целых 5 лет он старательно учился в педагогическом институте и наконец, стал обладателем заветного красного диплома, в котором было написано, что теперь он может работать в детском саду. И вот наш педагог 31 августа с трепетом и радостью пришёл в детский сад, в котором он должен был работать. Но детский сад показалась ему очень странным и непонятным. Начнем с того, что все работники детского сада здоровались там необычным способом.
1. Приветствие «Здороваемся локтями»
Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с:
№1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
№2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;
№3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет! Как дела?» и коснувшись друг друга локтями.
- После того, как педагоги поприветствовали друг друга начался педсовет. На педсовете строгая заведующая грозно спросила у присутствующих, зачем они пришли, чего они хотят от педсовета.
Педагог-психолог обращается к воспитателям
- Что могли ответить педагоги данного детского сада?
(Ответы педагогв).
- Но заведующая была очень хитрая, она пустила в методический кабинете «газ правды». И после этого она смогла услышать самые правдивые ответы.
2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».
Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на педсовет». И зачитать их. Ответ предполагается такой: «Сегодня я пришла на педсовет потому что…» и зачитывается выражение с листочка.
- После педсовета наш молодой воспитатель захотела познакомиться с новыми коллегами. Но коллеги оказались очень скрытными, они ничего не хотели говорить про себя, но при этом с удовольствием рассказывали про своих сотрудников.
3. Игра - интервью «Тайна имени»
Воспитателям предлагается разделиться по парам. За 3 минуты они должны узнать друг у друга ответы на следующие вопросы:
Как педагога называют дома, на работе, среди друзей.
Кто дал это имя, почему.
Устраивает ли это имя, если нет, то почему.
Как имя помогает в жизни.
После окончания отведенного времени педагоги должны по цепочке рассказать о своем напарнике все полученную информацию.
- Ну, вот молодой воспитатель и познакомился со своими коллегами, узнала о них много нового. Затем наш воспитатель захотела найти групповое помещение, где она должна работать. Но оказалось, что свободных групп нет, все воспитатели в этом детском саду занимают группы хитростью.
4. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» (Разминка)
Педагог-психолог выходит в цент круга, педагоги сидят на своих стульях. Свободных стульев нет. Педагог-психолог говорит: «Поменяйтесь местами те, кто утром завтракал». Пока педагоги меняются местами, ведущий занимает любое свободное место. В результате один из участников остается без места и продолжает игру. Длительность игры – 2-3 минуты.
- После того, как молодой воспитатель нашла свою группу, она успокоилась и решила, что пора готовиться к первому рабочему дню. Тем более, что этот день наступал уже завтра. Молодой воспитатель решила отправиться в торговый центр «Сказка» и прикупить себе обновку. Когда она пришла в магазин, то встретила там всех своих коллег. Оказывается, они тоже захотели обновить свой гардероб.
5. Игра «Магазин»
Участникам предлагается сказать, что они хотели бы приобрести в магазине. На выбор: Одежда, Обувь, Ювелирные изделия. После ответов, участникам предлагается разделиться на три команды в соответствии с выбором. Ведущий говорит о том, что выбор всегда неслучаен, значит, есть еще много объединяющих факторов.
Командам дается задание: найти признаки, объединяющие их по внешним признакам (цвет глаз, волос, выбор одежды и т.д.) и по внутренним качествам (артистизм, доброта, талантливость). Время подготовки – 4 минуты
После того, как все команды расскажут о своих качествах, говорит педагог-психолог:
- Молодой воспитатель послушала своих коллег, и поняла, что и она такая же …(далее ведущий перечисляет все внутренние качества о которых говорили участники, подводя к тому, что присутствующие люди во многом схожи).
- И стало нашему молодому воспитателю радостно, она поняла, что не такие уж плохие люди будут окружать его на работе.И сделала некоторые выводы:
Ну и что, что здороваются они не так, как она привыкла.
Вывод: в чужой монастырь со своим уставом не лезь.
Ну и что, что заведующая строгая.
Вывод: на большом месте сидеть – надо ум иметь.
Ну и что, что групп не хватает.
Вывод: в тесноте, да не в обиде.
Вот с таким хорошим настроением, на следующий день пришла молодой воспитатель в детский сад. Но вдруг ей стало плохо, у нее закружилась голова и он упал в обморок. Срочно приехала скорая помощь. Доктор поставил диагноз – от всех переживаний у молодого воспитателя отказало сердце. Она так переживала за свое новое место работы, что совсем забыл о себе.
6. «Сердце педагога»
На ватмане нарисован контур большого сердца педагога. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное, его надо срочно заполнить пожеланиями. На столе 3 кучки разноцветных сердец из бумаги.
Красные сердца – желания для личной жизни;
Желтые сердца – желание для работы;
Голубые сердца – желания для коллег.
Участникам предлагается выбрать любые 2 сердца, написать там пожелания молодому педагогу в соответствии с тематикой и приклеить их на большое сердце по контуру.
- Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)
Итак, наш молодой педагог ожил, и теперь он счастливо работает в кругу добрых, понимающих и немного чудаковатых коллег
7. Рефлексия тренинга.
Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.
- Спасибо за внимание до новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для педагогов
Эссе. Профессиональное выгорание педагога - психолога
Практикум для педагогов: Как преодолеть эмоциональное выгорание
Семинар практикум для воспитателей ДОУ. Конфликты с родителями и пути их решения