Конспект занятия по развитию связной речи по теме "Снег на деревьях". Старшая группа
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Снег на деревьях". Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к временам года и развитию любознательности у воспитанников.
Программные задачи:
Интеграция образовательных областей: "Речевое","Социально-коммуникативное", "Познавательное", "Физическое развитие".
1)
Образовательные: обобщить представление детей о сезонных изменений в природе зимой, обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине"В зимнем парке"; совершенствовать умение составлять распространенные предложения;
обогащать и активизировать словарь (скрипучий, зеркальный, забавный, морозный, блестящий, скользкий); учить называть слова на заданный звук С.
2)
Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
3)
Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.
Материал:
Демонстративный: магнитная доска, проектор, картина М.Пишвановой "В зимнем парке", мнемотаблица - план для составления рассказа.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина "Встреча зимы", Е.Трутневой" Первый снег", Г.Скребицкого"Зима", игра "Подбери признаки".
Ход занятия
Вводная часть.
Дети стоят рядом с воспитателем.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в краю родном-
Всех мы вас приветствуем!
Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
(Зима)
Дети: зима.
Воспитатель: Верно, мы с вами сегодня поговорим о зиме.
- А какие зимние месяцы вы знаете?
(декабрь,январь, февраль) .
- Хорошо, молодцы.
- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", "Береги нос в большой мороз", "Зима не лето, в шубу одета", "Зимой солнце сквозь слезы улыбается"?
(ответы детей)
А сейчас подумайте и назовите зимние слова на звук С.
(снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад, салазки, синичка).
Вы придумали много зимних слов.Давайте поиграем в игру: "Подбери признаки".
- Зима
(какая?) - морозная, холодная, снежная, суровая, белоснежная.
- Снег
(какой?) - белый, холодный, скрипучий.
- Ветер зимой
(какой?) - колючий, холодный, сильный.
- Лед
(какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий
Воспитатель: Молодцы! А теперь придумайте предложения о зиме.Каждое предложение должно начинаться со слова "зимой", например:"Зимой редко светит солнце."
(Картинки - схемы для подсказки в случае затруднения).
"Зимой много снега"
"Зимой очень холодно"
"Зимой замерзают ручки "
"Зимой дети и взрослые одеваются тепло"
"Зимой спит в берлоге медведь"
"Зимой деревья спят под снежными шубами"
Молодцы!
- Сегодня мы будем учится составлять рассказ по картинке о прогулке детей в зимнем парке
(выставляется картина).
Основная часть.
Беседа по картине М. Пишвановой "В зимнем парке"
- Рассмотрите картину скажите:какое время года изображено на картине?Почему вы так думаете?
(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах).
- Какие деревья вы видите на картине?
(Слева нарисована рябина с ягодами, а справа- елка с шишками).
- Куда пришли дети?
(Дети пришли на прогулку в парк).
- Как одеты дети, и что они делают в парке в зимний день?
(Мальчик катается на лыжах, девочка катается на санках с горы, другая девочка лепят снеговика).
- Какой снеговик?
(Он большой и красивый. На голове у него шляпа, а на шее шарф. Вместо носа морковка).
- Кто сидит рядом со снеговиком?Расскажи о нем?
(Рядом с ним сидит щенок.Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снеговик.)
- Кто еще нарисован на картинке?
(На картине мы видим зимующих птиц:синичек, снегирей.)
- Какое настроение у детей?Почему вы так думаете?
(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
(Картина вызывает радостное настроение)
Физкультминутка "Я мороз не боюсь"
Я мороза не боюсь,
(Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз,
(Шагаем)
Тронет руки, тронет нос.
(Показали руки, нос)
Значит , надо не зевать ,
(Хлопаем в ладоши)
Прыгать , бегать и играть.
(Прыжки на месте)
Молодцы.
- Любой рассказ состоит из частей: начало, середина и конец.
- С чего вы начнет рассказ?
(Мы начнем рассказ с описания времени года, расскажем о том, где лежит снег, расскажем о деревьях.)
- А чем вы будете рассказывать дальше?
(Расскажем о детях, о том, что они делают.)
- О чем вы еще расскажите ?
(Мы расскажем о птицах и щенке.)
- Чем закончим рассказ?
(Описанием настроения детей.)
Образец рассказа воспитателя.
"В зимнем парке".
На картине нарисована зима. Вся земля покрыта снегом. На ветках деревьях рябине и елке лежит снег.
Дети вышли на прогулку в парк. Они оделись тепло. Мальчик в голубом комбинезоне катается на лыжах. Девочка везет санки. Она одета в красный комбинезон, другая девочка лепит снеговика. Снеговик получился большой и веселый. На голове у него шляпа, а на шее - шарф, вместо носа морковь. Рядом со снеговиком сидит маленький, забавный щенок. Он хочет лизнуть снеговика. Посмотреть на снеговика прилетели птицы: снегири и синички.Детям весело зимой. Им нравиться гулять в парке.
Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.
Дети составляю рассказ по очереди.
Заключительная часть.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету «Живой мир» для детей 7 класса со сложной структурой дефекта
Развитие речи в театрализованной деятельности дошкольников
Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой. Из опыта работы