Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой. Из опыта работы

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой «Сказка учит говорить»
Актуальность темы
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Исчезло стремление взрослых заинтересовать детей художественными произведениями, поэтому у современных детей бедный словарный запас, плохо развита связная речь.
Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку».

Источники развития связной речи
Одним из важных источников развития связной речи является художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого развития в старшем дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде всего волшебные.

Теоретическая основа
Ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (т. е. придумывание сказок, стихов, небылиц), особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский.

Современные исследователи
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы пересказать или придумать свою собственную сказку. Одним из таких исследователей является Владимир Яковлевич Пропп.

Карты Проппа. Что это такое?
Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт).

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты или пользуемся готовыми картами. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
Предлагаемые мною карты изготовлены на основе интернет-ресурса.

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. («Кощей-бессмертный», «Василиса премудрая», «Царевна-лягушка» и т. д.)
«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

«Кот, петух и лиса» (сказка в сокращенном варианте)
В лесу в маленькой избушке жили-были кот, да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя петушок оставался дом стеречь.
Собирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.
Петушок испугался, закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в пано.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

В процессе работы над развитием речи детей по методу Проппа я ощутила их повышенный интерес к словотворчеству. С помощью карт детям легче пересказывать сказки. Этот процесс их увлекает и повышает интерес к сочинению собственных сказок, что благотворно влияет на развитие связной речи.

Список литературы:
1. «Играем в сказку» - Шорохова О. А. Сфера, 2008 г.
2. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с.
3. Антонова О. А. Занятие – сказка как вид логопедической работы с детьми // Логопед-2009.- №8.
4. Гуськова А. А. Развитие монологической речи детей 6-7лет: занятия на основе сказок / Волгоград: Учитель, 2010.
5. Кабачкова Ж. В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей // Логопед. -2009.-№6.
6. Михайлова А. Н. Современный ребенок и сказка. -М., 2002.
7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002.-400с. -300000экз.
8. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. – М.: Просвещение,- 2004.-398с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на зимнюю тему Развитие речи в театрализованной деятельности дошкольников Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста Практикум для педагогов ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у дете
Взаимодействие с родителями дошкольников с расстройством аутистического спектра. Из опыта работы | Спортивное развлечение «Зимние забавы» в старшей группе на улице
Опубликовано: 1084 дня назад (4 декабря 2021)
Просмотров: 767
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!