Взаимодействие с родителями как средство развития коммуникации у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС).
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Особое значение приобретает взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто наблюдателями.
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с РАС. Проблемы воспитания, обучения и личностного развития детей с РАС рассматриваются на современном этапе в тесной связи с их социализацией, подготовкой к жизни в обществе сверстников. Общение выступает в качестве одного из основных условий психического развития ребенка, важнейшего фактора становления его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством других людей. Мы рассматриваем общение как процесс взаимодействия участвующих сторон (субъектов коммуникации), мотивированный их потребностями, подчиняющийся определенной цели, имеющий характерный способ и средства осуществления и предполагающий конечный результат. Общение, являясь сложной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценного процесса речевого общения. При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Функциями общения при этом являются: организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга.
Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных аспектах. Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально.
У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов).
Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть каийне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. Поэтому очень важно наладить контакт между родителем и ребенком.
Многие родители не знают закономерностей речевого развития детей с РАС и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Результаты исследования семей в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в первую очередь им нужно овладеть коммуникативными навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьей.
В своей работе используем активные формы и методы работы с родителями:
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации;
• дискуссии;
• занятия с участием родителей;
• совместная подготовка и проведение развлечений;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• беседы с детьми и родителями;
• семинары-практикумы;
• выставки литературы по вопросам семейного воспитания;
• игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
• психолого-педагогические практикумы;
• совместные тренинги педагогов и родителей;
• музыкально-литературные гостиные;
• клуб «Скоро в школу!»; клуб «Выходного дня»; клуб «Играем вместе!»
Для развития коммуникации у детей очень важно влияние ближайшего окружения, поэтому в нашей комплексной системе взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ представлена авторская программа работы с родителями и детьми во взаимодействии воспитателей и специалистов ДОУ, которая включает как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это программа оптимизации детско-родительских отношений «Тропинка к счастливой семье». Такая форма работы, как проведение детско-родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной. Важным считается, использование в работе с родителями дискуссии. Дискуссия признается одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Дискуссия – это цивилизованный спор. [2, 10] Мы в своей группе организуем родительские собрания в форме дискуссии, где идет конструктивное взаимодействие и поиск группового соглашения в виде общего мнения, учитывая мнение каждого. Проведены были следующие собрания: «Речевое развитие ребенка», «Развитие связной речи», «Речевой этикет», «Поведенческие особенности». На собрании «Поведенческие особенности» особое внимание уделено возрастным и психическим особенностям детей с РАС, совместной работе воспитателя, родителей по обучению правилам речевого этикета, важности обучения этикета: способствует развитию общения со взрослыми и сверстниками, помогает устанавливать добрые отношения, делать радостное общение потребностью. [1, 3].
Организуя дискуссию, мы ориентируем участников на внимательное отношение к различным мнениям, фактам, тем самым формируем у них опыт конструктивного участия в обмене суждениями, а родители, в свою очередь, формируют его у детей.
Способствует более успешному коммуникативному развитию совместные мероприятия. Мы в своей группе организовываем совместные праздники «Праздник правильной речи», «Праздник родного языка», которые состоят из ряда познавательно-развлекательных заданий. Совместные праздники позволяют детям и родителям окунуться в мир коммуникации, где обобщаются знания о способах, видах, формах, назначении коммуникации. Также систематически в своей группе проводим совместные развлечения «Дружная семейка», «В мире сказок», «Радуга общения», где игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий.
В ходе встреч, помимо получения теоретических знаний, родители тренируются использовать те или иные приёмы друг на друге, обсуждают возникающие в ходе обучения трудности, делятся опытом. Очень полезными оказываются встречи с родителями, которые уже имеют успешный опыт воспитания детей с РАС. Такого рода встречи позволяют снизить тревожность родителей в связи с проблемами ребёнка, открывают новые возможности эффективного взаимодействия с ним, становятся источником вдохновения и уверенности, помогают родителям находить способы решения проблем самостоятельно. Важным направлением является работа, направленная на сплочение группы, на решение психологических проблем родителей. С этой целью могут проводиться обсуждения таких тем как, например:
– Забота о себе и своей семье.
– Сражаться за своего ребёнка.
– Мы все похожие и разные.
– Угадай эмоцию.
– Что я хочу? Что я могу?
Активное использование практических игр и упражнений на клубных занятиях позволяет участникам не только обмениваться впечатлениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы и активности, позволяет повысить продуктивность коррекционной работы с детьми.
К завершению работы по программе были получены следующие результаты. У детей с РАС и родителей, с которыми проводилась целенаправленная работа, развивались коммуникативные умения в детско-родительских отношениях с особенными детьми, возникло желание и умение общаться. Дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными. У родителей повысилась активность: участие в семейных клубах, родительских комитетах, организациях выставок, в различных творческих конкурсах совместно с детьми. Таким образом, представленный опыт работы по развитию коммуникации у детей с ОВЗ, включающий планомерные, систематические, совместные мероприятия способствуют более успешному развитию и коррекции у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Список литературы
1. Речевой этикет. Разработки занятий: Подготовительная группа./Авт.-сост. П.Г. Федосеева.- Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
2. Родительские собрания/ Авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с.
Рекомендуем посмотреть:
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Единство взглядов и действий воспитателя с родителями - главный фактор в воспитании и развитии всест
Общение в социальных сетях, как одна из форм взаимодействия родителей и детского сада