Мастер - класс для педагогов детского сада «Передвижная аппликация как методика развития художественных способностей дошкольников»
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №21 г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект мастер - класса по применению передвижной аппликации для развития художественных способностей детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования.
Цель:приобретение опыта и освоение технологии передвижной аппликации.
Задачи:
1. Освоить нетрадиционные приемы в процессе передвижной аппликации.
2. Раскрыть суть методики работы с детьми по передвижной аппликации и параллельном использовании приемов комментирующей речи и комментированного рисования.
3. Предоставление возможности для творческой самореализации.
4. Моделирование социальных отношений взаимодействия участников процесса.
Оборудование: гуашь, листы бумаги А3, кисточки, баночки с водой, шаблоны частей туловища лошади с дополнительными деталями (на каждого участника), простые карандаши, стирательные резинки, иллюстрации лошадей в разных позициях, 2 магнитных мольберта, магниты.
Применение: в работе кружка, в повседневных НОД, индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности детей.
Ход мастер – класса
I. Теоретическая часть
Методика передвижной аппликации представлена авторской программой новые возможности аппликации для развития дошкольников «Оживший мир» под редакцией Микляевой Натальи Викторовны.
Передвижная аппликация способствует развитию сенсомоторного интеллекта и зрительно-двигательной координации, пространственных ориентировок и представлений, наблюдательности, творческого мышления и воображения.
Передвижная аппликация позволяет интегрировать области художественно - эстетического, познавательного, социально - коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Передвижная аппликация относится к интегрированным видам изобразительной деятельности.
Она сочетает в себе потенциал:
• аппликации
• плоскостного конструирования
• экспериментирования
• рисования
• речевой
• социально - коммуникативной деятельности детей.
Основными
методами и приемами организации совместной и самостоятельной деятельности во время такой аппликации выступают:
- метод аналогий, метод конструктивного синтеза,
-прием составления конструкции фигуры из комплекса геометрических форм с помощью передвижной аппликации,
- прием моделирования движения с помощью каркасных фигур («человечка», «птицы», «животного» и др.),
- прием «оживления» формообразующего элемента фигуры.
Перечисленные методы и приемы реализуются с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. НОД организуются по подгруппам от 4 до 7 человек.
• В младшей группе – 1 занятие.
• В средней -1 занятие.
• В старшей – 2 занятия.
• В подготовительной школе группе – 2 занятия.
Специфика заключается в том, что аппликация создается для изображения человека, зверя или птицы в
движении. Другая особенность состоит в параллельном использовании
приемов комментирующей речи и комментированного рисования, что позволяет уточнить намерения автора и изображаемого персонажа, связать их с особенностями расположения объекта в пространстве, с выразительностью позы в статике или ее изменениями в динамике.
Прием комментирующей речи позволяет организовать деятельность детей и объединить такие ее компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Так, комментируя действия детей, можно рассказать о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребенку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников.
Привлекая детей к
комментированному рисованию, рекомендуется используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.
• Расскажи, что ты сейчас будешь делать?
• Расскажи, что будешь использовать?
• Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
• Расскажи, как будешь делать?
• Что ты ещё хочешь добавить в свою работу?
Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились
комментировать процесс рисования, их учат
комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.
Приём
«комментированного рисования» - основное внимание уделяем
комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств
• И он подумал…
• И сказал…
• И что из этого вышло...
Методика передвижной аппликации сочетает в себе приемы:
• плоскостного моделирования из деталей,
• многослойной аппликации,
• конструирования движущейся фигуры.
Все приемы используются исходя из обсуждения замысла будущего рисунка и определения вместе с детьми намерений персонажей, касающихся движения и статики, или эмоционального состояния, связанного с изменением позы или угла движения.
II. Практическая часть
Передвижная аппликация «Лошадь».
1. Педагог показывает изображение позы лошади в движении, связанной с определением так называемых «узловых точек», обеспечивающих углы движения.
2. Педагог комментирует, как будут передвигаться детали вокруг «узла движения», с которым связаны, и как это отразится (или не отразится) на векторе движения всей фигуры.
(на магнитной доске расположен набор деталей для конструирования лошади. Собрав образ лошади, педагог пошагово комментирует изменения позы животного в зависимости от его намерений (Вот лошадь бежит. Вот лошадь опустив голову щиплет траву и т. д.).
3. Педагог предлагает просмотреть видеофильм о лошади, обратив внимание детей на ее движения ног, головы, туловища. Также на доске для детей вывешиваются фотографии – иллюстрации бегущих лошадей и картины художников, чтобы дети могли ориентироваться при составлении своего образа лошади в движении.
4. Приступаем к работе. Сначала дети
комментируют, что будет делать их лошадь, где они находятся, в какой местности, затем отбирают необходимые детали.
Экспериментируют с деталями, выстраивая образ лошади в задуманном движении.
5. Когда фигурка из передвижной аппликации готова, дети пробуют
обвести ее контур на листе бумаги. Обычно это не получается: необходимо, чтобы кто - то придерживал детали, наложенные друг на друга. Так занятия передвижной аппликацией способствуют тому, чтобы дошкольники пришли к выводу о необходимости совместных действий и сотрудничества. Они могут договориться о том, что один будет придерживать детали, второй обводить, затем поменяются ролями.
6. Наклеивают детали по контору (раскрашивают лошадь). Дорисовывают сюжет.
7. Выставка.
1. Введение в тему
Воспитатель предлагает просмотреть видеофильм о лошади, обратив внимание детей на ее движения ног, головы, туловища. Также на доске для детей вывешиваются фотографии – иллюстрации бегущих лошадей и картины художников, чтобы дети могли ориентироваться при составлении своего образа лошади в движении.
2. Комментирующая речь (беседа о будущем образе и сюжете)
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас лежат листы бумаги и набор деталей для конструирования лошади.
Воспитатель: А сейчас подумаете: ваша лошадь будет идти, бежать, щипать травку или пить воду? От этого зависит, как будут расположены ее части тела.
2. Конструирования движущейся фигуры и экспериментирования в процессе формирования выразительного образа
Воспитатель: Расскажите, что делает ваша лошадь, бежит, стоит, щиплет травку, пьет воду? (ответы детей) Молодцы!
Рисование по следам аппликации
Продуктивная деятельность
3. Обведения по контуру готового силуэта
Воспитатель: Расположили фигуры, как хотели? Теперь одной рукой держите, а другой нарисуйте контур на бумаге. При этом вы можете помогать друг другу: один держит фигуры – другой наносит контур.
(Так занятия передвижной аппликацией способствуют тому, чтобы дошкольники пришли к выводу о необходимости совместных действий и сотрудничества. Они могут договориться о том, что один будет придерживать детали, второй обводить, затем поменяются ролями, в конце работы оба ребенка раскрашивают свои рисунки).
Действия детей с плоскостным конструктором.
4. Раскрашивание контура лошади. Дорисовывают сюжет.
5. Выставка.
Воспитатель: обратите внимание, у вас у всех были одинаковые детали, а лошади получились разные. Как вы думаете, почему?
III. Рефлексия мастер – класса
Предлагается смайликами отметить результат мастер-класса
Было интересно…
Всё знакомо…
Буду применять в практике…
Не приемлемо…
Рекомендуем посмотреть:
Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: ЗОЖ
Рисование натюрморта с детьми от 3 лет пошагово с фото
Использование ТРИЗ технологии в формировании читательской грамотности у детей дошкольников