Игра-викторина "Если видел ты Камчатку-не забудешь никогда"
Автор: Буруян Татьяна Петровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №1», Камчатский край, г. Вилючинск
Описание материала:Камчатка-край далекий,сказочный и необыкновенный.
Камчатка, сопки и вулканы,
Озёра,тундра и медведь
Рыбой красной с океана
Корабль набивает сеть.
На северных её просторах
Пасётся табуном олень
И след от нарты в даль уходит
Белой лентой в ясный день.
И если ты увидел это,
То не забудешь ни когда,
Камчатка, сопки и вулканы
В душе остались навсегда.
А. В. Соколов
Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения для детей подготовительной группы, на закрепление знаний о Камчатке в игре-викторине "Если видел ты Камчатку-не забудешь никогда". Данная методическая разработка направлена на воспитание у детей нравственно-патриотических качеств личности, на закрепление разносторонних знаний о родном крае, любви и бережного отношения к нему. Методическая разработка занятия доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Развлечение по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы Игра-викторина "Если видел ты Камчатку-не забудешь никогда"
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: закрепить знание детей о родном крае, активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; имеющиеся знания, самостоятельное суждение; реагировать на высказывание партнера; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине - России.
Задачи:
Обучающая: закрепление через разные виды деятельности знания детей о крае, достопримечательностях, природе.
Развивающая: развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства края, развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления.
Воспитательная: воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине; воспитывать доброе, уважительное отношение к своему городу, улицам, памятникам.
Предварительная работа: проведение тематических занятий по ознакомлению детей с краем; разучивание народных игр, песен, стихотворений, танца; беседы с детьми о крае; рассматривание книг о Камчатке; рассматривание фотографий «Вулканы», «Животный мир Камчатки» и др.; экскурсия в краеведческий музей, библиотеку и т.д.; составление творческих рассказов на тему «Мой край – Камчатка.
Материал и оборудование: разрезные гербы Камчатки и города Вилючинска; рога оленей, кольца; звёздочки; аудиозапись для танца «Оленеводы и олени»; иллюстрации, фотографии, детские работы, минусовки для песни «Песня оленьего края»; медальки на каждого ребёнка.
Планируемые результаты: в результате проведенного мероприятия дети показали свои знания о родном крае, формулировали ответы на вопросы, проявляли активность, интерес к истории родного края.
Ход развлечения
Дети под музыку вальса, дети входят в группу, и выполняя несложные танцевальные движения и становятся врассыпную.
Ребёнок. О, Камчатка! Ты просто диво!
Рисунок 1.
Ты соцветие льда и огня
Грациозна, мудра и красива,
Ты колдунья и сказка моя!
Ребёнок. О, Камчатка! Сильна ты штормами,
Снегопадами и людьми.
О, Камчатка! Повсюду с нами
Ты и в празднике, и в любви.
Ребёнок. О, Камчатка! Ты-сердце России
Ведь из наших сердец соткана.
Ты нам даришь надежду и силу,
Ты, как лебедь, мила и верна.
Ребёнок. Мы сыны твои, дети родные,
Ты должна нас беречь и понять,
Чтоб могли нас лучи золотые
С материнской улыбкой обнять!
Дети садятся на стульчики. Выходят мальчик и девочка.
Диалог между 2 детьми. Рисунок 2.
Девочка. Как бы я сейчас хотела увидеть Родину.
Мальчик. Ой, да ты же ее каждый день видишь.
Девочка. Но где же она?
Мальчик. А ты посмотри по сторонам, что ты видишь?
Девочка. Нашу группу.
Мальчик. Вот именно, Родина начинается именно с нашей группы, с родительского крыльца, с маминой колыбели.
Дети садятся на места.
Воспитатель. Родина! О ней много пишут и говорят. А вы как думаете, а что такое Родина?
Дети. Это место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья. Родина – это родной дом, родной город, наш край.
Воспитатель. Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем крае, тем больше будем его любить. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительному уголку нашей Земли, который называется…
Дети. Камчатка.
Раздаётся стук в дверь. Входит дед Краевед. Рисунок 3.
Дед Краевед. Здравствуйте, ребята. Я – Дед Краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае, о Камчатке. Слышал я, что вы многое знаете о своём крае, вот я хочу проверить верно ли это.
Воспитатель. Хорошо, что ты дедушка пришёл к нам. Сегодня у нас игра, в которой, ребята и покажут свои знания о крае. Ну, что ж я приглашаю вас ребята на игру - викторину «Если видел ты Камчатку – не забудешь никогда». Пожалуйста, займите места за столами.
Я представляю наши замечательные команды и их капитанов: 1 команда - «Медвежата», капитан - Кожевникова Саша; 2 команда - «Оленята», капитан – Демченко Анастасия.
Дед Краевед. В игре будьте внимательны, слушайте вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать вот такие звёздочки.
Рисунок 4.
Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде. А при подведении итогов команду победительницу я награжу.
Воспитатель. И так, начинаем!
Камчатка — край родной, любимый,
Суровый, но неповторимый.
Манишь ты вдаль своим величьем,
Вулканов белых безразличьем.
- Так поэты воспевают красоту Камчатки в своих стихотворениях. Посмотрим, справятся с этим наши команды.
Воспитатель. Я объявляю 1 конкурс - «Красота Камчатки в стихотворениях» - необходимо командам красиво прочитать стихотворения о Камчатке. Давайте послушаем детей команды «Медведи».
Ребёнок. На краю земли живу я
Рисунок 5.
Милый сердцу уголок,
Утром вижу, как алеют
Сопки глядя на Восток
Слышу, как вздыхает тяжко
Мудрый Тихий океан
Я горжусь тобой, Камчатка,
Я горжусь, что Камчадал.
Ребёнок. Средь высоких спешных гор
Средь вулканов мудрых
Стал я, глядя на Восток
Камчатской нашей бухты.
Ребёнок. Здесь много разных чудных тайн
В природе здесь вся сила,
И волны прямо в океан
Несутся торопливо.
Ребёнок. Посмотришь в небо и увидишь.
Подобно вате облака
А между ними так красиво
Кружится чайка свысока.
Воспитатель. Спасибо, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь послушаем ребят из команды «Олени».
Ребёнок. Камчатка - милый край вулканов
И колыхание земли,
И ширь безбрежна океана -
Прими признание в любви.
Ребёнок. Люблю лазурь небес высоких
Кудрявых сопок крутизну,
Изгибы рек, таких глубоких,
Озер кристальных чистоту.
Ребёнок. Вдали вулкан - спокойный величавый,
Расправил плечи в серой шапке туч.
Седые пряди снега разметавших,
Распадками на каменную грудь.
Ребёнок. Зимой и летом ты прекрасна,
Камчатка милая моя!
И совершенно не напрасно
Так сильно я люблю тебя!
Воспитатель. Ну, что ж, замечательно выступили ребята и получают обе команды по звёздочке. У каждой страны есть свои государственные символы. Скажите, какие?
Ребёнок. Флаг, герб, гимн.
Воспитатель. Верно, ребята. Я объявляю следующий конкурс «Собери символ Камчатского края и города Вилючинска». Каждая команда составляет из отдельных частей герб Камчатского края и герб города Вилючинска, и становятся у столов.
Рисунок 6.
Воспитатель. Команда «Медведи», какой символ вы собрали?
Ребёнок. Это герб Камчатки.
Рисунок 7.
Воспитатель. Расскажите о нём.
Дети. Дети рассказывают о гербе. Не гербе Камчатки изображены три вулкана, с выходящим из каждой вершины красного дыма. За вулканами изображено восходящее солнце. Вокруг солнца – камчатский орнамент.
Воспитатель. Команда «Олени», какой символ вы собрали? Что вы можете нам о нём рассказать?
Дети. Рисунок 8. Это герб нашего города Вилючинска. Он голубого цвета в центре якорь с лавровыми веточками, внизу два кортика. Голубой цвет это бескрайний океан, на берегах которого расположен город. Перекрещенные кортики обозначают защиту, отвагу, героизм, мужество людей. Лавровый венок – символ величия военно-морского флота России. Якорь символизирует морской флот.
Воспитатель. Итак, команды справились с очередным заданием. И получают по здёздочке. А я объявляю начало следующего конкурса. Конкурс сложный, будьте внимательны!
Дед Краевед. Следующий конкурс «Первооткрыватели Камчатки».
Давным давно, когда именно никто не знает, каждым народом были сложены свои сказки. Каждый народ любит и бережет свои сказки. Команды, кто желает рассказать одну из этих сказок и получить звёздочку?
Ребёнок из команды. Эта сказка придумана коряками. Было это в давние времена. Летел однажды волшебник ворон Куткиняку, над большой водой - над морем или океаном. Летел и сильно устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда ворон сложил свои крылья и упал в море. Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил огромный камень. Сел на него – отдохнул. Этот камень был большой землёю, которую вытянул Куткиняку из большой воды целый край.
Воспитатель. Хорошо, рассказали сказку, вот вам звёздочка. Да, чудную сказку придумали Коряки. Они верили, что ворон Куткиняк создал собак, оленят, китов, птиц. И все-таки, кто же открыл Камчатку? Есть шанс получить звёздочку ребятам другой команды.
Ребёнок. Давным - давно, когда русские казаки побывали на Анадыре, услышали они, что на юге существует «Большой нос»,
(нос - это клок земли, который после назвали Камчаткой). Первым русским, который увидел Камчатку, был Михаил Стадухин.
Воспитатель. Молодцы! Вот вам звёздочка. Команда соперников может продолжить. Кто ещё побывал на Камчатке?
Ребёнок. Потом, спустя 10 лет, несколько русских казаков сумели проникнуть на эти земли. Это были: Иван Рубец, Федор Лаптев, Монтий Федотов. Но раньше всех других был Иван Иванов, по прозвищу «Камчатой», от которого и произошло название реки, а затем и всего полуострова. Но почему-то некоторые об этих путешественниках умалчивают.
Дед Краевед. Молодцы, ребята, получите свою звёздочку. Да, действительно, фамилии этих людей мы, практически, не слышали. А о каких первооткрывателях мы уже рассказывали? Отвечает команда соперников.
Ребёнок. Некоторые открытия сделал казак Владимир Атласов. Проделав большой путь от края Сибири на юг, он на берегу реки Камчатка, установил деревянный крест, ставший символом присоединения полуострова к Большой Земле.
Воспитатель. Ответ верный, и команда получает флажок. Что добавят соперники?
Ребенок. К открывателям Камчатки так же относится и Степан Крашенинников. Он в один путешествовал по Камчатке и сделал много выводов и наблюдений.
Воспитатель. Да, ребята, это люди, которые открывали Камчатку по суше. А кто же первым приплыл сюда на корабле?
Ребенок. Пока Крашенинников в одиночестве путешествовал по Камчатке, в Охотске были построены два пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел». Вскоре они приплыли на Камчатку и бросили якорь в Авачинской бухте. Здесь и был основан Витусом Берингом Петропавловский порт.
Воспитатель. Верно, ребята. Он и стал впоследствии г. Петропавловск-Камчатский.
Воспитатель. Да, это люди, которые внесли большой вклад в развитие Камчатки. И так, закончился очередной конкурс. У команд много набралось звёздочек. Но сейчас, я вам предлагаю немного отдохнуть. Много неразгаданных тайн таит в себе наш родной край. Отгадайте загадку.
Кто под северным сиянием
Покрывает расстояния?
У кого рога ветвисты?
Ноги тонки, ноги быстры?
В белой тундре всех быстрей,
Кто он?
Дети. Северный олень.
Воспитатель. Выходите. Давайте споём песню оленьего края.
Дети исполняют песню «Песня оленьего края» Рисунок 9.
сл. В. Гудимова, муз. Г. Новгородова
1.В берёзовой роще кружится ветер,
А в небе жаворонок поёт.
Ты самый любимый край мой на свете,
Образ твой светлый во мне живёт.
Припев: Ты расти, и расцветай, мой родной олений край.
Ты расти, и расцветай, мой родной олений край.
2.Гора вековая. Стадо оленей
Белые стерхи в дали летят…
Здесь видело гору сто поколений,
А под горою чудесный клад.
После исполнения песни, дети занимают свои места. 4 мальчика надевают шапочки оленей.
Воспитатель. Слышите, ребята, олени приближаются.
Выходят мальчики – оленеводы, одетые в корякские костюмы и мальчики в шапочках оленей. Звучит корякская мелодия.
Танец оленей и оленеводов. Рисунок 10.
Воспитатель. Красивое, быстроногое животное, еще и верный помощник северных народов – якутов, эвенков, чукчей, выносливых и закаленных людей. Запрягая оленя в нарты, они преодолевают большие расстояния, а из шкуры оленя шьют теплую одежду. Чтобы поймать его, необходимо быть ловким, быстрым, метким.
Дед Краевед. А вы такие же ловкие и меткие? Так давайте попробуем поймать оленя за рога.
Игра «Набрасывание аркана»
К стойке прикреплены оленьи рога. Дети накидывают кольца на рога с расстояния. Кто точнее попадет в цель. Рисунок 11.
Воспитатель. Но оленей ловят не только оленеводы. В лесах водится много диких животных, которые ведут охоту на оленей. Как вы думаете, кто это?
Дети. Волки.
Воспитатель. Правильно, это волки – гроза оленей. Давайте посмотрим, сможет ли волк поймать наших оленей?
Игра «Волк и олени»
Рисунок 12.
На расстоянии 1м выкладывают две веревки (ров). Волк «гуляет» по рву, ловит детей, которые стараются перепрыгнуть ров.
Воспитатель. Ну, что ж команды немного отдохнули. И я объявляю о начале заключительного конкурса, конкурса «Вопросов и ответов». Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не знает ответа на вопрос, то на этот вопрос отвечает другая команда. За правильные ответы, команды получают звёздочки.
Воспитатель. Вопрос команде «Медведи» - назовите вулканы нашего полуострова?
Дети. Кроноцкий, Корякский, Авачинский, Вилючинский, Толбачик, Безымянный, Горелый, Ушаковский, Комарова, Желтовский, Шевелуч, Ключевской, Мутновский и т. д.
Воспитатель. Вопрос команде «Олени» - назовите коренных жителей Камчатки?
Дети. Коряки, ительмены, эвены, алеуты, айны.
Воспитатель. Чем занимаются Коряки?
Дети. Коряки талантливы и трудолюбивый народ. Мужчины соревнуются
между собой в добыче зверя, птицы, пушнины, рыбы. Соревнуются так
же в гонках на оленьих упряжках, в мастерстве по ловле оленя в стаде.
Воспитатель. А чем занимаются женщины - корячки?
Ребенок. А женщины - корячки соревнуются в умении вести дом, хозяйство, и в особенности в искусстве шить и украшать изделия из меха. Коряки мастера меховых изделий. А еще женщины изготавливают сувениры. Эти сувениры сделаны из кожи, замши, оленьего меха и красиво украшены руками корякских мастериц.
Воспитатель. Как называется верхняя одежда коряк и из чего её шьют?
Дети. Верхняя одежда коряк называется кухлянка. Она шьется из шкур оленьих телят. Украшена бисером и замшей, камусом. Камус - это особо прочная и теплая шкура на ногах северного оленя. Подол украшают орнаментом из темного и светлого меха.
Воспитатель. Посмотрите на картинку, что изображено на ней?
Рисунок 13.
Дети. Это - торбаса! Торбаса - обувь коряк, шьют их из оленьего меха или замши. Украшают бисером или камусом.
Воспитатель. А это что? (показывает картинку).
Ребёнок. Это головной убор – называется малахай. Шапку - малахай делают из камуса, а на опушку идут шкуры собак, песцов, волков.
Воспитатель. Природа Камчатки богата, разнообразна. Назовите водоплавающих птиц нашего полуострова?»
Дети. Утки, гуси, бакланы, чайки, лебеди-кликуны.
Воспитатель. Назовите птиц, которые занесены в красную книгу?»
Дети. Белоплечий орлан, белохвостый орлан, сокол-сапсан.
Воспитатель. Назовите известных вам животных Камчатки?
Дети. Бурый медведь, восточно-сибирский лось, заяц-русак, снежный баран.
полярный волк, северный олень, рысь, росомаха.
Воспитатель. Назовите рыб - обитателей водоемов Камчатки?
Дети. Это чавыча, кижуч, нерка, кита, горбуша, сима, терпуг, навага, сельдь, камбала, мойва, корюшка, минтай.
Воспитатель. Закончился заключительный конкурс «Вопросов и ответов». И мы подведём итог. Дедушка, посчитай, пожалуйста, сколько звёзд получила команда «Медвежата», а я сосчитаю у команды «Оленята».
Подсчитываются звёздочки команд. Подводится итог.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша игра - викторина «Если видел ты Камчатку - не забудешь никогда».
Дед Краевед. А для команды победительницы, я приготовил вот такие медали «Знатоки родного края».
Вручение медалей за победу в игре - викторине.
Воспитатель. Давайте сфотографируемся на память о нашем путешествии по родному краю.
Рисунок 14. Звучит спокойная музыка. Дети выходят из группы.
Используемая литература:
1.«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Рыбалкова И. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
2.«Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» H.B. Корчановская «Феникс» Ростов-на-Дону 2004г.
3. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста». Якушева Т. А. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
4. Патриотическое воспитание дошкольников
Н.В. Алешина Ц.Г.Л. Москва 2005г.
5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
6. Н. В. Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М. УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с.
7. М. Д. Маханева. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия