Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ с презентацией

Мастер - класс для педагогов "Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ" с презентацией
Назначение: данная публикация основана на опыте работы ДОУ адресована педагогам ДОУ, которые впервые знакомятся с ТИКО - конструктором и применяеют его в работе с детьми дошкольного возраста ( конструктивные особенности ТИКО - деталей, этапы работы с конструктором, формы работы и т.д.)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.

Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Мария Николаевна , я воспитатель Пычасского детского сада №2 .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с детьми дошкольного возраста.
В 2017 году педагоги нашего образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования». Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом , конструктором ТИКО.

Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?

Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя . А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.

Итак, что такое же такое ТИКО?

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно ( куб – показать развертку) ,позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого ( показать).
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.

ТИКО - это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.


Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Сегодня в данном мастер – классе хочу некоторыми наборами:
Геометрия
Фантазер, Архимед, Класс
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Этапы работы с ТИКО – конструктором:
Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.
- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д.
- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
Задание : Хочу вам предложить задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».

- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать.
- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
- Соединять детали надо под углом.
Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора ( выполнение задания)
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.

Задание для слушателей.
Предлагаю вам построить что – нибудь из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.

Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором ( показ папок):
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.

Далее , я вам предлагаю немного поиграть , а именно выполнить слуховой диктант . Для этого мы разделились на 4 группы.

1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Детям подготовительной группы можно предложить
Задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Создание объемные конструкции. По желанию участников

Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос.
Можно поставить поделку на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией?
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает .Посмотрите как конструктор можно использовать в театрализованной деятельности. ( видео)
Давайте полюбуемся на дело рук наших детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!

Наши дети совместно с педагогами уже второй год участвуют во всероссийских конкурсах:
- Всероссийский конкурс - ТИКО-изобретатель – 2017 «Растительный и животный мир планеты»
- Всероссийский конкурс "ТИКО-изобретатель – 2019 «Литературный персонаж от А до Я»

Все детские Тико – конструкции были отмечены дипломами участников, для нас это очень хороший результат! На будущее нам есть чему учиться, к чему стремиться и использовать еще больше разнообразных форм работы с данным конструктором как с детьми, так и с педагогами , через самообразование с помощью участия в вебинарах, конкурсах
Дидактические материалы по ТИКО-моделированию (рабочие тетради и папки для работы с ТИКО) можно найти по ссылке, которая указана на слайде.
На следующий учебный год мы планируем пополнить нашу методическую оснащенность новыми комплектами Тико – конструкторов и ввести использование ТИКО-конструирования в рамках ОД.

Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!
Презентация на тему: Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе. Летательные аппараты Как правильно провести занятие по конструированию Конструирование в детском саду НОД по ПДД в старшей группе детского сада. Знаки дорожные

Похожие статьи:

Развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования

Конспект НОД во 2 младшей группе с использованием ИКТ. Сказка «Гуси-лебеди» | Детско - родительский проект в старшей группе ДОУ. По тропинкам родной деревеньки
Опубликовано: 908 дней назад (25 марта 2019)
Просмотров: 10246
+1
Голосов: 1
Ольга Борисовна Дзюба # 18 апреля 2019 в 09:18 +1
очень хороший конспект. Спасибо.