Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие логопеда с родителями ДОУ в процессе коррекционной работы с детьми

Взаимодействие логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми. Старшая группа
Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель- логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Ивушка" города Губкина Белгородской области

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Ни одна педагогическая система работы с детьми не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Исправление речи у детей требует применения специальных методик, но и родители могут стать «помощниками» учителя-логопеда в длительном процессе коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевых нарушений. Совместная работа с родителями очень продуктивна, дает положительную динамику в развитии речи детей, если они осознали необходимость ежедневно уделять время для исправления нарушений речи у детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Главной задачей взаимодействия с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активное участие в коррекционно-образовательном процессе по устранению тяжелых нарушений речи у детей.

Задачи в работе с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу заинтересованности в оказании помощи ребенку по устранению нарушений в речевой сфере.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
3. Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, связь с родителями проводится с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Осуществляется она в следующих традиционных и нетрадиционных формах:
1. Анкетирование.
2. Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Мастерская слова».
3. Папки-передвижки с консультациями.
4. Буклеты.
5. Индивидуальные консультации, беседы.
6. Родительские собрания.
7. Проведение открытых занятий.
8. Тетрадь индивидуальной работы с ребенком.
9. Домашние задания.
10. Совместные праздники и развлечения.
11. «Домашняя игротека» подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Речевой уголок «Мастерская слова» знакомит родителей с тематической неделей, программным содержанием, объемом знаний, которым должны овладеть дети за этот период. Логопед предлагает использовать дома в свободное время речевые игры, небольшие стихи, загадки, рассказы для закрепления с детьми изучаемого материала.

Папки-передвижки содержат небольшую по объему информацию по тем вопросам, которые наиболее часто задают родители. Материал консультации располагается на нескольких листах, оформление должно быть красочным, запоминающимся, а текст простым, без специфических терминов, доступным для понимания родителями разного уровня.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком вечером или в выходные дни.

Консультации, оформленные в виде буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после индивидуальной консультации, беседы, родительского собрания, открытого занятия. Их темы могут быть на такие темы: «Учим ребенка думать и говорить», «Как с ребенком учить буквы», «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Индивидуальные консультации и беседы посвящены вопросам нарушений в общем и речевом развитии детей, способах их устранения. Родители должны знать о результатах диагностического обследования их ребенка, о том, какие существуют методы логопедического воздействия для восстановления речевой сферы.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.

Мастер-класс должен иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребенку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми).

Видеоконсультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают свое отношение к домашним занятиям, которые дает логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.

Родительские собрания проводится три раза в год: в сентябре по окончании логопедического обследования, в январе по итогам промежуточного мониторинга, в мае с целью выявления уровня результативности коррекционно-образовательной работы. Основные темы родительских собраний: «Общее недоразвитие речи у детей», «Как помочь ребенку запомнить буквы», «Подготовка руки ребенка к письму».

На родительском собрании проводятся консультации по наиболее важным темам, готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» нужны бусы, пуговицы, шнуровки, мозаики, конструкторы, прищепки для того, чтобы наглядно показать их применение в работе с детьми.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком содержит комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания, памяти, мышления.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Формирование и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников с ТНР средствами ИКТ
Опубликовано: 2114 дня назад (11 марта 2019)
Просмотров: 3485
+2
Голосов: 2
Надежда Сергеевна Франко # 12 марта 2019 в 09:52 +1
Познавательная разработка. Полезная не только для родителей, но и для учителей. Спасибо за ваш труд. Примите голос.
Ольга Чурикова # 12 марта 2019 в 22:03 +1
Надежда Сергеевна, большое спасибо за положительный отзыв, буду рада, если вам пригодится в работе!
Елена Александровна Румянцева # 12 марта 2019 в 22:08 +1
Очень познавательно. Особенно интересен пункт про видеоконсультации, возьму на заметку возможности современных технологий.
Вера Валерьевна Павлова # 24 марта 2019 в 18:30 0
Уважаемая Ольга Чурикова!
Ваша публикация Взаимодействие логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми. Старшая группа очень грамотно раскрывает все сегодняшние формы в работе логопеда и родителей, их тесном взаимодействии для того, чтобы скорректировать речевые недостатки у дошкольников.
Все формы работы систематизированы, пояснены и раскрыты их содержание, очень интересны и современные подходы с использованием ИКТ.
Отличная публикация! Желаю Вам успехов в работе с детьми с ОВЗ.